Инфляция, сэр

Jun 24, 2024 23:38

В прошлое воскресенье киноклуб предавался разнузданному киноманству: смотрели документальный фильм RoboDoc о съёмках "Робокопа". У меня вызвали интерес два момента, и оба как иллюстрация благотворного влияния соавторства на фантастику:
1. Мельком показали источник фразы "Я бы купил это за доллар": рассказ Сирила Корнблата "The Marching Morons". Правда, в 1951 году фраза звучала "Купил бы ты это за четвертак?" (Would you buy that for a quarter?). Верховен же в это время разглагольствовал о том, как его, простого голландского парня, потрясла американская реклама. И тут я задумался, насколько же Верхувену повезло с Нимейером.
Ведь, на мой взгляд, нет ничего более беспомощного, чем сатира, пародия или критика, выдающая, что автор не понимает, что критикует. Ну да, я прочувствовал, что тебе не понравилось, а кроме своих ощущений, что-нибудь сказать можешь? Уму сказать, а не сердцу? Я сейчас, пожалуй, вряд ли смогу досмотреть до конца "Лимонадного Джо", как не смог досмотреть сюжет о вестернах от "Кинопоиска", вырубив нахрен на фразе "В "Человеке, который застрелил Либерти Вэланса" вся слава достаётся не подлинному герою, а случайному проходимцу".
Или вспомнить как в фильме "Трюкач" режиссёр с некоторым удивлением говорит: "Мой знакомый снял антивоенный фильм. Неплохой. После проката в его родном городе число призывников возросло на 600%". На мой взгляд, это просто необходимое условие для хорошего антивоенного фильма. Как "Ран" Акиры Куросавы, несколько кадров которого успешно работают заставкой военной игры "Shogun: Total War". От такого уже не отмахнёшься аргументом "Да автор просто ничего не понял". Понял. И доказал это. И тем не менее.
Так вот, возвращаясь к Верхувену. Если бы ему попался другой сценарист, пародия на рекламу, скорее всего, получилась бы такой же беззубой, как реклама истребителей мышей в "Ловушке для кошек". По счастью, Немейер, хоть и не смог сам выдать эталонный в своей бессмысленности, однако работающий рекламный слоган, но знал, у кого этот слоган подрезать. А соавтор "Операции "Венера"" в рекламе разбирался хорошо.
2. На рассуждениях Верхувена о том, как он делал из Робокопа аллюзию на Христа, я задумался, как Нимейеру повезло с Верхувеном. Не потому, что Верхувен этими аллюзиями смог сказать что-то осмысленное, там, на мой взгляд, кроме "я всегда о нём думаю", ничего и не было. Но Нимейер, будем честны, пишет на уровне фантастики 50х. И хотя и на это найдутся любители (я, например, не так давно пересмотрел все "Звёздные пехоты" по сценариям Нимейера, и вполне насладился эволюцией армии от верхувенской бессмысленной толпы в первом фильме до практически хайнлайновской боевой единицы сама в себе в "Предателе Марса"), но широкого зрителя этим не взять. Верхувенские аллюзии придали фильму иллюзию глубины, ту самую тень, к которой фантасты стали стремиться в 60е. Причём - парадокс - эту задачу они лучше выполняли, оставаясь непонятыми.
Previous post Next post
Up