По ЖЖ опять начал гулять
текст про полумифический (поскольку известен он только по мемуарам, а вся возможная документация сгинула в Уманском котле) бой пограничных собак под Легедзино. И в этом тексте говорится, что из-за боя немцы перестреляли и деревенских собак.Типичный пример ложного объяснения. Во многих мемуарах рассказывается о том, как, войдя в очередную деревню, немцы убивали больших собак. Никаким единичным событием этого не объяснить (тем более таким, которое у немцев
не оставило следов), тут явные культурные различия.
Самое интересное, что это различие было осознано. В книге "Человек находит друга" Конрад Лоренц пишет:
К несчастью, дети наших соседей лишены той мягкости, которая необходима для общения с собакой. В окрестностях нашей деревни вы не встретите группы мальчишек, которых сопровождал бы собака - и тем более несколько собак.
Конечно, я знаю немало ребятишек, которые у себя дома ласковы с собаками, но стоит им собраться большой компанией, как в ней непременно отыщется хотя бы один любитель мучить животных, и он подчинит своему влиянию всех остальных. Как бы то ни было, но средняя нижнеавстрийская собака, завидев среднего нижнеавстрийского мальчика, пускается наутёк. Однако такое положение вещей отнюдь не обязательно, и существует оно далеко не везде. Например, в Белоруссии почти в любой деревне вы обязательно увидите на улице смешанную компанию мальчишек и собак - белоголовых карапузов пяти-семи лет и разнообразных дворняжек. Собаки нисколько не боятся мальчуганов, а, наоборот, питают к ним глубочайшее доверие, что позволяет многое узнать о характере и наклонностях этих малышей.
И вот эти подросшие нижнеавстрийские (саксонские, прусские etc) мальчишки заходят в белорусскую деревню, и в руках уже не палки, а винтовки и пистолеты-пулемёты. Результат предсказуем. Впрочем, об этом бывший боец вермахта и член НСДАП практически с момента аншлюса предпочёл не вспоминать.