Одной из целей моего участия в зарубежных волонтерских лагерях было как можно лучше понять, какие они, люди по ту сторону границы Восток-Запад. Прикоснуться к тому, как строится их жизнь, какие у них ценности, куда стремятся и какое их отношение к различным вещам. И понять для себя, насколько легко выстраивать общение и есть ли национальные нюансы, выходящие за рамки межличностных отношений.
И каждый раз, из раза в раз мне не стоило труда погрузиться в международный, по большей части европейский коллектив. Я переставал быть русским. Я становился членом коллектива также, как немец или испанец. Мы становились социумом, где личностные качества становились наднациональны. Того требовал распорядок. Разумеется, мы с радостью устраивали русские, итальянские и корейские ужины, это было здорово и естественно! Но вне зависимости от цвета паспорта и кожи надо было одинаково рано поднимать задницу с кровати и готовить завтрак, если твоё дежурство. Или же с одинаковым рвением и слабоумием исследовать негостиприимные исландские холмы. И даже далекие от Европы корейцы и японцы, хоть с бОльшими усилиями, но становились-таки частью этой маленькой модели Человечества размером в дюжину человек и длительностью в две недели. Каждый такой международный лагерь становился для волонтеров в некотором роде гуманитарным экспериментом.
Пласт событий, в явном виде начавшийся полтора года назад, огромная трагедия. В первую очередь войной и связанными потрясениями для вовлеченных в этот ужас. Но также катастрофой в жизни и сознании людей, находящихся далеко от фронта. И в первую очередь для русских людей.
В последнее время много говорится про русский мир, русскую духовность и русские ценности. Эти все вещи, о которых еще классики писали в XIX веке, стали чудовищным инструментом в описании, или даже оправдании нашей внутренней и внешней деятельности.
В ходе прямой линии год назад меня особенно затронуло описание русской души устами президента. Одно из главных отличий, по его мнению, заключается в её открытости вовне и самопожертвованию воимя остальных и ради Отчизны. В отличие от сфокусировнной на себе западной души, склонной к личному успеху. Послушайте эту речь.
Неприемлемость западных ценностей для русского человека? Чего же в них такого?
Западное общество чтит закон и уважает человеческие жизнь и права. Западное общество ценит труд и уважает свободу слова. Западное общество в лице государства и компаний активно вкладывает в развитие наук, образования, медицины. Оно уважительнее остальных относится к окружающей среде даже с учетом густонаселенности. Оно достигло наибольшего успеха в построении общества.
Перечисленные пункты - мой комплексный опыт на основе увиденного своими глазами, услышанного своими ушами, изученного и пережитого непосредственно с и в. И неужели эти ценности так враждебны? И самое удручающее, неужели у этих ценностей есть национальность и геолокация? Я не могу принять рассуждения президента, разъезжая по стране в командировках и видя всё ту же нищету, мусор в оврагах и общую неустроенность.
Мне кажется достаточно очевидным мотив событий в Украине. Эта страна стала полем глобального раздела между игроками с целою недопущения соединения российских потенциалов и европейских. Этот исторический раскол провоцируется на благодатной почве стран, где сталкиваются национальные культуры. В числе них Прибалтика, Польша, Бессарабия и Балканы. Это геополитический вызов, которому государству следует противостоять сейчас. Но так получается, что он вызывает раскол национальный и цивилизационный. Как никогда раньше крепнет национализм. Идея "они" и "мы" - стержень спускаемого через СМИ сообщения людям. Путь нашего государства - взращивание и эксплуатация такого понятия, как Русский мир.
Как пример, сколько противоречивых и неоднозначных эмоций у меня вызывало првзднование дня 70-летия Победы. Для меня этот праздник один из важнейших. И грустно оттого, что знамя Победы используют для политического фарса - я о нашумевшем мотопробеге до Берлина. Зачем было идти на откровенную провокацию в такое непростое время? И ладно сам по себе пробег, но ведь это транслируемая линия государства, оно это поощряет! И люди вторят этой линии, перенося суть праздника из кроткого почтения внутри своего сердца на заднее стекло своей немецкой или японской машины.
Крымнаш. А наш ли? Наверное, в душе очень хотелось бы. Многие летние каникулы я промотал по крымским лагерям. Море, Аюдаг, летний зной, тусовки... Воспоминания сильны, я очень неравнодушен к этому месту. Но ведь есть вещи, которые всем сердцем твои, но по факту не твои.
Есть ли такое понятие как историческая справедливость? Вопрос к историкам. Но если японцы внезапно посредством вежливых самураев присоединят к себе российские Кунашир и Шикотан, уверен, никто в мире не придет в восторг и не похлопает премьера Японии по плечу, мол, "вот ведь ты дал этим русским жару и восстановил справедливость!"
Есть закон, есть международное право, которого все договорились придерживаться. И которое никем не должно нарушаться. Ни американцами, ни японцами, ни русскими - никем, кто не хочет оказаться отчепенцем. И если кто-то это право нарушает, то это не дает карт-бланш всем остальным. Это достаточно очевидные вещи.
В Будапештском меморандуме четко прописано, что подписавшиеся стороны, в том числе Россия, гарантируют уважать сохранность украинских границ в обмен на безъядерный статус.
Прямое нарушение этого договора Россия оправдывает той самой исторической справедливостью и защитой того самого пресловутого Русского мира от злобных щупалец нацистов во втором пришествии.
Даже если гипотетически принять это оправдание, то тогда почему Русский мир не защищается государством непосредственно в своем теле? Почему тогда люди у нас живут вот
так? Как надо плевать на науку, чтобы допустить закрытие "Династии"? Почему наука и просвещение замещается лжепатриотизмом, как новой идеологией Русского мира?
Часто приходится слышать укоры о переписывании истории. А судьи кто? В интервью один из видных деятелей СССР и перестройки
заметил, что у нас некоторые проблемы с Киевской Русью. Как это так Русский мир пришел из того самого Киева? Получается, что и у нас прямо-таки по-оруэлловски могут переписать всё что угодно в зависимости от конъюнктуры!
И куда в таком случае идет Русский мир? К кому он обращен своей широкой душой? Что он так хочет защитить и от кого?
И мне очень и очень грустно от каждого этого вопроса.
Есть люди-космополиты. Я вот нет. У меня не получается отвернуться от всего, то вокруг меня. Мне очень дорога эта страна, эта земля, культура, история и я не хочу жить нигде более. Мои деды защищали эту страну, пройдя через огонь, воду и медные трубы. Они прожили достойную жизнь и вырастили детей, которые стали моими родителями. Это всё не набор слов для меня. Я чувствую свою ответственность перед ними. Я хочу работать и воплощать себя здесь, вырастить детей и быть свидетелем того, что их труд не напрастен. И что мы сможем построить сильное общество, ценящее гуманизм, науку, право и окружающую среду. И тогда, только тогда мы увидим великую страну.