Сегодня Тульская область представлена в нижней палате российского парламента шестью депутатами, впрочем, как и ровно 100 лет назад. Шесть членов царской Государственной Думы были избраны от Тульской губернии (с 1912 года и по 1917 работала IV Государственная Дума Российской Империи). Имена их давно забыты, что собственно и неудивительно: события последующих лет революции и гражданской войны оставили судьбы этих людей на обочине истории.
По своим политическим взглядам никто из них, депутатов-туляков царской Государственной Думы, мне не близок, однако биографии этих людей, представителей губернской элиты начала XX века, заслуживаю внимание, дабы проливают свет на то страшное и одновременно прекрасное время смены двух исторических эпох и рождения нового мира.
Тульская губерния начала XX века, если судить по результатам выборов в первый российский парламент, была стабильно право-националистическая или право-черносотенная. В Таврическом дворце Санкт-Петербурга наш регион (границы современной Тульской области и Тульской губернии Российской империи незначительно отличаются) представляли 2 националиста, 6 правых и 1 октябрист. Говоря об этом нужно помнить, что избирательное право в Российской империи по Положению 1907 года было непрямым, неповсеместным и не предусматривало равного представительства разных классов, сословий, социальных групп. Голосовать на выборах могли не все жители империи. Для того, чтобы иметь избирательное право необходимо было минимум за год до выборов соответствовать специальным критериям. К тому же права голоса не имели женщины и национальные меньшинства, в том числе и большинство еврейского населения Российской империи. Поэтому в Думе существенно преобладали землевладельцы, состоятельные горожане, фабриканты, управляющие фабриками, помещики, земские, городские и дворянские служащие, священники. Представителей большинства населения России - крестьян и рабочих было несопоставимо мало, что являлось следствием политики властей по недопущению реализации их не только пассивных (права выдвигаться кандидатом в депутаты), но и активным (право избирать депутата) избирательных прав.
Возможно, именно уродство имперского законодательства о выборах, которое менялось не реже, чем в современной России, и привело не только к Февральской революции, но и к штурму зимнего дворца во время Великой Октябрьской социалистической революции с последующим арестом Временного правительства, образованного из Временного комитета той самой 4-й Государственной Думы Российской империи.
А теперь, после небольшого отступления, вернёмся к нашим героям - депутатам-тулякам 4-й царской Государственной Думы и поговорим о каждом отдельно.
Граф Владимир Алексеевич Бобринский
Годы жизни: 1867 - 1927
Сын министра путей сообщения Алексея Павловича Бобринского. Землевладелец Богородицкого уезда Тульской губернии (3000 десятин).
Высшее образование получал на первом курсе Московского университета, однако вынужден был оставить учёбу из-за участия в студенческих волнениях. Он поступил вольноопределяющимся в лейб-гвардии Гусарский Его Величества полк. Затем он сдал экзамены в Михайловском артиллерийском училище, вышел в запас, и закончил образование в Париже и Эдинбурге.
Владел сахарным заводом. В 1895-1898 был председателем Богородицкой уездной земской управы, в 1904 году был избран уездным предводителем дворянства. Также трижды избирался в Думу: 2-го (фракция октябристов, затем умеренно-правых), 3-го (фракция умеренно-правых) и 4-го (фракция умеренно-правых и националистов) созывов, он состоял членом Главного совета Всероссийского национального союза.
В 1907 году создал «Галицко-русское благотворительное общество», в 1908 году участвовал в славянском конгрессе в Праге. Поддерживал русское движение в Прикарпатской Руси, субсидировал русскую прессу в Австро-Венгрии: «Славянский век» (Вена), «Червоная Русь», «Русское слово», «Галичанин» (Львов), «Русская правда», «Православная Буковина» (Черновцы).
После начала Первой мировой войны в июле 1914 года поступил корнетом в тот же лейб-гвардии Гусарский полк. Служил ординарцем у командующего VIII корпусом генерала Р. Д. Радко-Дмитриева. В августе 1914 года участвовал в боях, за что был награждён орденом и произведен в поручики. В июне 1915 года демобилизировался и вскоре вернулся к парламентской работе, стал одним из лидеров группы прогрессивных националистов в составе Прогрессивного блока (вошёл в состав Бюро). 5 ноября 1916 года избран товарищем (заместителем) председателя Думы.
Во время Гражданской войны примкнул к Белому движению. В 1918 году возглавил монархический союз «Наша родина» (Киев). После поражения белых эмигрировал во Францию. Его старший сын Григорий был одним из последних офицеров Преображенцев в рядах ВСЮР. Являлся сотрудником канцелярии великого князя Кирилла Владимировича. Умер в Париже 13 ноября 1927 года, где и похоронен на кладбище Монмартр в семейном склепе.
Знаменский Михаил Павлович, священник
Годы жизни: 1867 -1934
Русский, православного вероисповедания, из семьи православного священника. Окончил Белевское духовное училище, Тульскую духовную семинарию. В 1890-1908 гг. священник в селе Дубны Чернского уезда Тульской губернии, с 1908 настоятель соборной церкви в городе Епифань Тульской епархии (годовое жалованье - 1,2 тысячи рублей). В 1890-1898 преподавал в церковно-приходской школе в селе Агничково Тульской губернии, затем - в Епифанской женской гимназии. Домовладелец (дом в Епифани оценен в 1,2 тысячи рублей). Женат, 8 детей.
20.10.1912 избран в IV Государственную Думу от 2-го съезда городских избирателей. Входил во фракцию правых, в августе 1915 перешел в Группу беспартийных. Член комиссий: по делам православной церкви, бюджетной, об изменении общего устава о пенсиях и единовременных пособиях.
С 1913 член «Русского собрания».
В дни Февральской революции 1917 находился в Петрограде.
После октября 1917 остался в Советской России; служил священником в Туле.
Константин Иванович Расторгуев, епифанский купец
Годы жизни: 1874 - 1935
Окончив уездное училище, занялся торговлей и сельским хозяйством в своем имении. Был записан купцом 2-й гильдии. Избирался гласным Епифанского уездного и Тульского губернского земских собраний, членом уездной земской управы, а также гласным Епифанской городской думы. Состоял членом Епифанского уездного попечительства о тюрьмах.
В 1907 году был избран в члены III Государственной думы от 1-го съезда городских избирателей Тульской губернии. Входил во фракцию октябристов. Состоял членом комиссий: о торговле и промышленности, о путях сообщения, по городским делам и по рабочему вопросу.
В 1912 году переизбран в Государственную думу. Входил во фракцию октябристов, после ее раскола - в группу беспартийных. Состоял членом комиссий: о путях сообщения, о торговле и промышленности.
После Февральской революции был командирован Временным комитетом Государственной думы в Тульскую губернию. В одном из выступлений заявил, что Россия должна завоевать проливы и Константинополь. После Октябрьской революции жил в Епифани. В марте 1918 года большевики наложили на город контрибуцию в 600 тысяч рублей, из которых 25 тысяч должен был уплатить Расторгуев. За неуплату был арестован, после освобождения уехал из города.
В 1920-х годах жил в Козлове, Туле и Орле, затем - в подмосковном поселке Клязьма. Умер в 1935 году. Был женат.
Алексей Михеевич Синицын, волостной старшина
Годы жизни: 1871 - после 1917
Окончил начальную школу. Занимался сельским хозяйством (40 десятин), первым из крестьян Чернского уезда выделился на хутор, где завел образцовое хозяйство. До избрания в Думу 7 лет был волостным старшиной, членом уездной землеустроительной комиссии и гласным уездного земского собрания. Кроме того, состоял попечителем двух школ и председателем церковно-приходского попечительства.
В 1912 году был избран в члены Государственной думы от Тульской губернии съездом уполномоченных от волостей. Входил во фракцию правых, после ее раскола в ноябре 1916 года - в группу сторонников Н. Е. Маркова. Состоял членом комиссий: финансовой, продовольственной, по народному образованию, по местному самоуправлению, по исполнению государственной росписи доходов и расходов, а также о торговле и промышленности.
Во время Первой мировой войны работал в санитарном отряде В. М. Пуришкевича. Судьба после 1917 года неизвестна. Был женат.
Князь Александр Петрович Урусов
Годы жизни: 1850 - 1914
Окончил гимназию в Германии и Николаевское кавалерийское юнкерское училище (1874), был выпущен офицером в Нарвский 13-й гусарский полк. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов в чине штабс-ротмистра перевелся в Павлоградский гусарский полк с назначением адъютантом к командиру 2-го армейского корпуса и начальнику тыла действующей армии генералу Никитину.
В 1880 году (по другим данным - 1881) вышел в отставку в чине ротмистра. Поселился в родовом имении Бекетовка Сенгилеевского уезда Симбирской губернии, где посвятил себя ведению хозяйства и общественной деятельности. Избирался предводителем дворянства Сенгилеевского уезда (1885-1889), почетным мировым судьей, гласным Сенгилеевского уездного и Симбирского губернского земств, председателем Сенгилеевской уездной земской управы (трижды).
В 1890 году переехал в имение жены Чернского уезда Тульской губернии, где занимался сельским хозяйством и службой по выборам. Избирался гласным Чернского уездного и Тульского губернского земств, почетным мировым судьей по Чернскому уезду. Служил земским начальником Чернского уезда, с 1906 года был членом уездной землеустроительной комиссии. Входил в Совет по делам местного хозяйства при МВД. Состоял председателем Чернского сельскохозяйственного общества, в 1885-1899 годах сотрудничал во многих сельскохозяйственных журналах, публикуя статьи по вопросам скотоводства и садоводства.
В феврале 1907 был избран членом II Государственной думы от Тульской губернии. Входил во фракцию октябристов и группу умеренных. Состоял членом комиссий: бюджетной, о преобразовании местного суда. Участвовал во Всероссийских съездах земских деятелей (1907), съездах Объединенного дворянства. Состоял членом Совета старшин Клуба умеренных и правых партий.
В октябре 1907 был избран в члены III Государственной думы от съезда землевладельцев Тульской губернии. Организовал и возглавил Национальную группу, которая после 2-й сессии слилась с фракцией умеренно-правых и образовала русскую национальную фракцию. Из-за борьбы за лидерство с П. Н. Балашовым перешел во фракцию правых. Состоял председателем комиссии об охоте, членом и докладчиком комиссий: по государственной обороне, бюджетной.
Летом 1908 года стал одним из основателей Всероссийского национального союза, 21 июня был избран товарищем председателя ВНС С. В. Рухлова.
Был учредителем и членом Совета старшин Всероссийского национального клуба, созданного параллельно с ВНС. Также был членом «Русского собрания». После назначения Рухлова министром путей сообщения в феврале 1909, князь исполнял обязанности председателя ВНС. В январе 1910, после реорганизации ВНС и объединения с партией умеренно-правых, новым председателем союза был избран П. Н. Балашов, а князь Урусов - его товарищем. Из-за соперничества с Балашовым князь отошел от руководства союзом и в 1910-1911 годах не участвовал в работе ВНС и национального клуба, после чего выбыл из их состава.
В 1912 году был вновь избран в члены Государственной думы. Входил во фракцию правых. Состоял членом комиссий: личного состава, об охоте, по военным и морским делам.
Скончался в Петрограде от сердечного приступа. Был женат, имел двоих сыновей.
Архимандрит Сергий (в миру Василий Павлович Шеин), священнослужитель
Года жизни: 1870 - 1922
Выходец из старинного дворянского рода. Десятый ребёнок в семье коллежского секретаря Павла Васильевича Шеина и его супруги Натальи Акимовны. Воспитание юноши было пропитано благодатным духом церковности, сам он незадолго до своей мученической кончины говорил: «Я в Церкви с детства, постоянно около Церкви вращался, с Ней сроднился».
Окончил Училище правоведения в 1893 году. Находился на государственной службе, состоял помощником обер-секретаря в Правительствующем Сенате, помощником статс-секретаря в Государственном совете. В 1906 году участвовал в работе Предсоборного присутствия (органа, готовившего собор Русской церкви). В 1908-1912 годах возглавлял законодательный отдел канцелярии Государственной думы. Действительный статский советник.
В 1912 году избран членом Государственной Думы IV созыва от Тульской губернии. Входил во фракции Русских националистов и умеренно-правых. Являлся членом нескольких комиссий: бюджетной, по делам православной церкви, по старообрядческим делам, о печати, о путях сообщения и по местному самоуправлению. В 1915 г. вошел в Прогрессивный блок.
В 1917-1918 годах был членом Поместного собора Православной Российской Церкви, являлся его секретарём.
12 сентября 1920 года принял постриг с именем Сергий в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского. Вскоре он принял священнический сан и был возведён в сан архимандрита.
С апреля 1921 года - настоятель Петроградского Патриаршего Троицкого подворья на Фонтанке (Петроград). Был заместителем председателя правления церковного Общества объединённых петроградских православных приходов.
На иждивении отца Сергия находились две сестры, оставшиеся без службы и средств к существованию.
В 1922 году арестован и с 10 июня 1922 года был одним из основных подсудимых на Петроградском процессе «по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей». Отцу Сергию, в частности, вменялось в вину членство в Обществе Православных приходов, хотя он принимал в его деятельности номинальное участие. На суде держался мужественно. Его ответы судьям и обвинителям были спокойны и точны. На вопрос об отношении к «живой церкви» (обновленческому движению) ответил, что живую Церковь он знает только одну - ту, о которой сказано Церковь Бога Живого - столп и утверждение истины (1 Тим. 3; 15).
По воспоминаниям очевидцев, его последнее слово произвело сильное впечатление. Он нарисовал картину аскетической жизни монаха и сказал, что, отрешившись от суеты мира, отдал всего себя внутреннему деланию и молитве. «Единственная слабая физическая нить, - говорил он, связывает меня с сей жизнью. Неужели же трибунал думает, что разрыв и этой последней нити может быть для меня страшен? Делайте своё дело. Я жалею вас и молюсь за вас». Был приговорён к расстрелу.
Находясь в тюрьме, вместе с протоиереем Михаилом Чельцовым читал акафисты, служил панихиды по умершим близким. Также проводил время за чтением сочинений св. Иоанна Златоуста. Перед уходом на расстрел исповедовался у отца Михаила.
В ночь на 13 августа 1922 года вместе с митрополитом Вениамином (Казанским), адвокатом И. М. Ковшаровым и профессором Ю. П. Новицким обритый и одетый в лохмотья, был расстрелян, по некоторым сведениям, на окраине Петрограда на станции Пороховые.
Причислен к лику святых как священномученик в 1992 году на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви вместе с митрополитом Вениамином.
Вот такие судьбы на смене двух исторических эпох. Судьбы тех, кто представлял Тульскую губернию в первом российском парламенте 100 лет назад. Ради единства российской истории нужно вспоминать и о них.
* * *
7 декабря 1917 года Государственной Думы и образованного ею Временного правительства уже не существовало. А в Туле проходил Пленум Совета рабочих и солдатских депутатов. Большевик Александр Иосифович Кауль поставил на голосование предложение о переходе всей полноты власти к Совету. В знак протеста правые эсеры и меньшевики покинули заседание. В их отсутствие пленум принял воззвание «К рабочим, солдатам и крестьянам Тулы и Тульской губернии». С того момента в Туле устанавливалась «одна власть, общая со всей Россией, власть Совета, власть революционных рабочих, солдат и крестьян». Впрочем, это уже совсем другая история.