Отшумели новогодние праздники, возобновились рабочие будни, но ставить точку в череде торжеств рано. Впереди - старый Новый год. И какой! - Юбилейный. Сто лет назад, 26 января 1918 года, Советом народных комиссаров России принял Декрет о переходе на новое время. Именно этот документ дал нам право встречать новый год дважды.
Исчезнувшие дни
В тульской прессе введение большевиками григорианского календаря никак особенно не отмечалось. Просто в шапках газет вместо 1 февраля 1918 года появилась новая дата - 14 февраля 1918 года. Так что, уснув 31 января туляки проснулись сразу в середине следующего месяца, отметив пропажу 13 дней.
Введение нового времени произошло спонтанно. Вероятно этим объясняется отсутствие реакции в тогдашних СМИ. Да и обстановка в стране и мире была таковой, что смена календарей при всей своей важности оказалась в тени других куда более важных исторических событий. Например, двумя днями раньше в Брест-Литовске (ныне г. Брест, Белоруссия. - С. Т.) Российская федеративная республика объявила о прекращении войны с Германией, Австро-Венгрией, Турцией и Болгарией. От имени Совета народных комиссаров соответствующий акт подписал председатель Российской мирной делегации Л. Троцкий. Решением большевистского правительства российским войскам отдавался приказ о полней демобилизации по всем линиям фронта. Текст соответствующего документа, опубликованный в «Тульской молве» за № 3045 от 30 января 1918 года, датировался 10 февраля 1918 г., то есть уже по новому календарю.
Наступление новых времен
Смена календарей событие, часто носящее некоторый мистический характер и разделяющее историю на до и после. Неслучайно французские революционеры придумали свой республиканский календарь, известный нам по названию двух месяцев - брюмер и термидор. Во Франции новое времяисчисление знаменовало разрыв с традициями старого мира, дехристианизацию и «естественную религию», ассоциируемую с природой. Это исключительно французское изобретение математика Шарля-Жильбер Ромма будет отменено Наполеоном в 1806 году. Мы же живем по большевистскому декрету до сих пор, о чем вряд ли кто-то жалеет. Но вернемся к мистике.
Удивительным образом к 1 (14) февраля 1918 года со своих должностей уходят все ключевые руководители местного самоуправления в Туле - символы короткого периода двоевластия, порожденного буржуазно-демократической революцией. «В конце истекшей недели городской голова К. А. Зажурило заявил управе, что он в силу расстроившегося здоровья, а также и в связи с текущими событиями, продолжать службу в городском общественном самоуправлении более не в состоянии», - напишет «Тульская молва» 30 января (по старому стилю) 1918 года.
Градоначальник обосновал свой уход так: «все, что творится, окончательно расшатало мое здоровье, почему я и принужден покинуть место городского головы. При этом решение мое непреклонно, и я остаюсь на должности только до первого февраля этого года».
В тот же день покинул свой пост и председатель Тульской городской думы: «Вчера С. И. Восленским подано на имя товарища председателя Тульской городской думы заявление о том, что он, вследствие расхождения на последнем заседании с думским большинством по принципиально тактическому вопросу, слагает с себя звание председателя тульской городской думы», - также сообщала «Тульская молва».
Экспроприация экспроприаторов
Серьезность и масштабность происходящих перемен в политике, государственном устройстве и местном самоуправлении становились заметны не только по смене отдельных лиц в руководстве городом и губернией. Военно-революционный комитет при Тульском совете рабочих солдатских и крестьянских депутатов в ультимативной форме потребовал от местной буржуазии заплатить налог в размере 3,5 миллионов рублей - огромную по тем меркам сумму. При этом 600 тысяч рублей предписывалось внести немедленно, «до 30-го января текущего года». Впервые имущий класс в Туле ощутил на себе всю «прелесть» пролетарской диктатуры.
«В Новом театре (ныне здание Тульской областной филармонии. - С. Т.) состоялось общее собрание торгово-промышленников, - сообщала газета «Тульская молва», - на котором присутствовало до 3 тыс. человек. Председательствовал И. Г. Дмитриев при товарищах: С. И. Старикове, М. И. Ефимове и Р. Р. Тейле. Секретарями были: Н. Ф. Коростелев и В. Н. Шерстов.
Общее собрание обсудив требование, предъявленное тульским военно-революционным комитетом к тульским торговцам, промышленникам и домовладельцам об обложении их в три миллиона пятьсот тысяч (3 500.000) рублей и о немедленном внесении в распоряжение комитета в счет обложения шестьсот тысяч (600.000) рублей и постановило: „Принимая во внимание, что финансовое затруднение в стране вызванное: национализацией банков, аннулированием процентных бумаг, полным отсутствием денежных знаков, расстройством всего торгово-промышленного аппарата, в связи с общим разрушением транспорта, отсутствием сырья и топлива, непрекращающейся, а наоборот развивающейся повсеместно губительной по последствиям, гражданской войной, чрезмерными совершенно непосильными налогами с недвижимых имуществ и торговых-промышленных предприятий, как государственных так и общественных, при том прогрессивно возраставшими, - привело к полному краху финансовую и хозяйственную жизнь страны, во всех ее проявлениях, Общее собрание постановило: сообщить военно-революционному комитету, что при создавшемся положении, тульские торгово-промышленники и домовладельцы г. Тулы лишены всякой возможности удовлетворить требование комитета“».
Вероятно, после этого требования и последующих решительных действия ВРК, многие из присутствующих в Новом театре граждан задумались об эмиграции. В то же время Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов не знал иных способов пополнения казны. Наступали годы военного коммунизма.
Не такой уж и уникальный
23 января (5 февраля) 1918 года, декретом Совнаркома церковь была отделена от государства, и привязка гражданского календаря к церковному утратила актуальность. Затем «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени» вступил в силу григорианский календарь. С тех пор вопреки всей православной логике Рождество мы празднуем не до, а после Нового года, отчего рождественский пост приходится на пышные застолья и увеселения в ночь на 1 января. По этой и по ряду других причин Русская православная церковь не стала переходить на новый стиль и поныне пользуется юлианским календарем.
Несмотря на то, что Старый Новый год праздник неофициальный, а день - рабочий, он все равно пользуется всенародной любовью и, более того, служит поводом для гордости. Мол нет ни у кого такого оксюморона, а у нас есть, - про что часто любил рассказывать сатирик Задорнов. Однако это не так. Один и тот же новый год встречают по несколько раз и в других странах. Кроме бывших республик СССР, где такая традиция сохранена из общего прошлого, Новый год по старому стилю отмечается в Сербии, Черногории и Македонии, в некоторых немецкоязычных кантонах Швейцарии - там он называется старый день св. Сильвестра (нем. Alter Silvester), в Алжире, Марокко и Тунисе под названием берберский новый год и в Японии - праздник «риссюн». Так что, не такие мы уж и уникальные, что само собой ни в коей мере не умоляет праздничного настроения от встречи нового 2018 года вторично. В общем - с наступающим!
Сергей ТИМОФЕЕВ,
опубликовано в газете «Тульский „Молодой коммунар“»
№ 2 (12181) от 12.01.2018