Поздравления из прошлого

Jan 02, 2017 00:36



Ровно сто лет назад туляки готовились встречать Рождество Христово и Новый год. Заметки в газете «Тульская молва» сохранили для нас описание тех дней, из которых мы сможем узнать, в чем сходство и различие предпраздничной суеты тогда, в 1916 году, и сейчас.

Индифферентизм домовладельцев

Сто лет назад Тулу и окрестности сильно занесло снегом, следствием чего стало регулярное опоздание поездов - железнодорожные пути чистить было некому, большинство мужчин или мобилизовали в действующую армию, или они трудились на оборонных предприятиях. Не лучше дело обстояло и в самой Туле - расчищать улицы города от снега не спешили, тем более что тогда, в 1916 году, эта обязанность целиком и полностью возлагалась на собственников жилых домов. К середине декабря ходить по улицам города стало попросту опасно. Вот что писала «Тульская молва»:

«В последние дни, благодаря обильному выпадению, на крышах домов образовались целые горы снега. Снежные глыбы, свешиваясь с карнизов, там и сям обрушиваются на тротуары, ежесекундно угрожая пешеходам опасностью.

Между тем домовладельцы нисколько не заботятся уборкой снега с крыш, предоставляя вероятно его на естественное весеннее таяние. Вообще в последнее время индифферентизм домовладельцев дошел до крайности: очистка тротуаров, дворов, крыш - все предоставляется на волю Божию.

На снеговые же обвалы с крыш, однако, не мешало бы обратить серьезное внимание. Быть изувеченным снежной глыбой - перспектива не из приятных».

Перед праздниками

Рождество 1916 года ознаменовалось повсеместной нехваткой практически всего, о чем, впрочем, мы уже не раз рассказывали на страницах «Молодого коммунара». Но обнаружился еще и дефицит… елок. Оправдать его издержками военного времени нельзя - елки фронту не нужны,- тем не менее купить новогоднюю красавицу почему-то было практически невозможно, о чем свидетельствуют сообщения в газете «Тульская молва», в числе которых и это:

«Близ старых рядов и Кремля, где незадолго до Рождества Христова сосредоточивалась обыкновенно торговля елками, в нынешнем году их что-то почти не видно. Вывезенные на базар десятка два-три были раскуплены очень быстро. Продавались по 3 и 5 руб. за небольшие деревца».

Но тогда, в 1916 году, елки были делом десятым, наибольшие переживания туляков, как писала «Тульская молва», касались совсем другого:

«Наступают праздники. У благонамеренного тульского обывателя, уважающего традиции старого времени, главнейшая забота:

- Обойти все преграды и добыть тот божественный эликсир, который «веселит сердце человеку», но которым в последние годы принято пользоваться преимущественно с лечебной целью: для обтирания тела, промывки голосовых средств, врачевания домашней скотины. И, кроме того, для технических и специальных надобностей. И кто добывает бумажку на получение спирта (не менее ведра), тот обеспечен, а остальные?»

Демографический рывок и затишье в вытрезвителе

Ноябрь-декабрь 1916 года ознаменовались в Туле двумя исключительными явлениями: неестественно большим приростом населения и отсутствием клиентов в приюте для опьяневших. Впрочем, причины и того, и другого особой тайной не являлись.

«По сведениям отдела в городской управе, заведующего карточной системой, оказывается, что за ноябрь месяц текущего года население Тулы увеличилось еще на 2916 человек»,- писала «Тульская молва».

Для сравнения: за весь 1914 год прибавление жителей в Туле составило 4576 чел., за 1915 г.- 4051 чел.

«Однако статистика эта едва ли показывает действительное увеличение населения, т. к. очень много обывателей идут на всякие хитрости, чтобы получить вторую карточку на сахар. Карточка же выдается лишь после составления новой семейной карточки.

При массе посещений все заявления очень трудно проверить и почти все заявители получают удовлетворение. Это обстоятельство заслуживает серьезного внимания со стороны городской комиссии, ведающей продовольственное дело в городе».

Что ж, электронных баз учета тогда еще не придумали. Зато вытрезвитель уже существовал.

«В праздничные дни в приюте для опьяневших на Суворовской ул. затишье,- описывал увиденное корреспондент „Тульской молвы“.- Два-три мертвенно пьяных алкоголика лежат на койках в живописных позах.

- Этих только что получили,- говорил фельдшер приюта.- Первые… Вчера не было ни одного.

- Вот как!

- Да… К нам ведь начинают прибывать с четвертого, пятого дня…»

Так что до новогодних праздников даже большие любители выпить терпели до первой звезды.

В заключение заметки о затишье в вытрезвителе говорится: «Исключительным хмельным напитком для алкоголиков служит все тот же денатурат». И что поменялось за сто лет?

Привет из окопов

Еще одним следствием военного времени стал запрет на поздравительные открытки. Министр внутренних дел А. Д. Протопопов лично запретил перегружать почту бесполезными предновогодними отправлениями. Газета «Тульская молва» в декабре 1916 года напоминала тулякам распоряжение царского чиновника:

«В виду вызванного военными обстоятельствами чрезвычайного обременения почты и необходимости обеспечить свое-временную и правильную пересылку правительственных и частных деловых почтовых отправлений постановляю воспретить на время войны пересылку на почте оплаченных по бандерольной таксе визитных и поздравительных карточек. Все оплаченные по бандерольной таксе визитные и поздравительные карточки, поступившие на почту, по назначению не отправлять и уничтожать».

Военнослужащие царской армии могли пользоваться услугами почты без обременений. С фронтов Первой мировой войны в Тулу сотнями направлялись поздравления с праздниками родным и близким, благодарности за подарки, отправляемые на фронт, и особенно за тульские гармони, которые скрашивали солдатам тяжелые военные будни. Гармони отправлялись бесплатно по просьбам с фронта, которые часто публиковала на своих страницах «Тульская молва».

Накануне нового 2017 года давайте вспомним слова и надежды вековой давности, что были адресованы нашим предкам в декабре 1916 года.

«Я, г. г. офицеры и прочие чины 9 пехотного Ингерманландского полка поздравляем родных, знакомых и всех, кто помнит нас, с праздником Рождества Христова и Новым годом, от сердца желаем всем здоровья и счастья и чтобы новый 1917 год был годом победного мира и полного сокрушения мощи врагов - годом торжества и славы России. Сапфирский».

«Не откажите в любезности поместить на столбцах вашей уважаемой газеты, в день 1-го января 1917 года, мое сердечное поздравление всех родных и знакомых с днем Нового года. С почтением к Вам П. П. Абрамов».

«Шлем привет из окопов и поздравляем своих земляков с праздником Рождества Христова и Новым годом. Желаем, чтобы наступающий год принес нам больше радости, чем прошедший. Будьте уверены в нашей скорой и окончательной победе над врагом, который дерзнул посягнуть на наше дорогое Отечество. Ваши земляки, вольноопределяющиеся славного N-скаго полка Павел Чернышев и Иван Жуков».

Сергей ТИМОФЕЕВ,
газета «Молодой коммунар», 87 (12103) от 30.12.2016

Первая мировая война, Рождество, праздники, поздравления с фронта, снег, карточки на сахар, сто лет назад, Тульская молва, 1916, вытрезвитель, 1917, Тула, елки, приют для опьяневших, Новый год

Previous post Next post
Up