Апофатический способ формирования мировоззрения

Oct 15, 2016 00:42

Оригинал взят у idea_list в Апофатический способ формирования мировоззрения

В наш век переизбытка информации и невозможности надёжно определить её качество построение какой-то законченной, непротиворечивой и устойчивой картины мира представляется чрезвычайно затруднительным. В связи с чем, для позиционирования себя в окружающем мире и выстраивания с ним отношений, можно использовать старый добрый апофатический* подход. Такой подход давно употребляется в теологии, поскольку Бога трудно описать в утвердительных тезисах (ведь их придётся доказывать), а гораздо удобнее последовательно отрицать наши о нём приземлённые представления.

* ἀποφατικός - «отрицательный»

Как же это может работать в нашем случае? Если мы принимаем истинность какой-то концепции устройства общества, то рискуем столкнуться с тем, что она будет опровергнута жизнью в силу разных причин: некомпетентности экспертов, которым мы доверяем, или даже намеренного обмана, недостатка информации, а также быстрых темпов изменений в жизни общества (то, что было истинным вчера, сегодня таковым уже не является) и, возможно, других.

Я здесь намеренно не говорю о физической картине мира, движениях планет, кварках и прочем - на жизнь большинства людей наличие таких знаний у них самих, как мне кажется, практически не влияет. Поэтому сосредоточимся на отношении человека к другому человеку и обществу, политике, экономике, религии.

Попытался я тут было обрисовать какой-то простой алгоритм, но что-то не очень выходит пока, поэтому опишу подход общими словами.

Чтобы не менять отношение к окружающей реальности слишком часто, имеет смысл не определять для себя какую-то точку отсчёта или аксиомы, а иметь скорее поле возможностей, постепенно сужая его, чтобы позиция по тому или иному вопросу (или отношение к миру или обществу в целом) проявлялась постепенно. Раз за разом отсекая негодные куски (опровергнутые факты, несбывшиеся прогнозы, мнение дискредитировавших себя "экспертов", недопустимые по этическим соображениям позиции) мы будем сужать мировоззренческое поле, а при поступлении новой информации или "либерализации" собственных ортодоксальных позиций - расширять.

Конечно, бывают ситуации, когда обстоятельства или другие люди требуют от нас чётко "определиться", но, как мне кажется, для человека, интересующегося широким кругом ворпосов таких жёстких ситуации меньшинство, и апофатический подход вполне можно брать за основу.

философическое

Previous post Next post
Up