Вместо вступления
Все имена людей изменены. Персонажи, в порядке появления в рассказе:
- это я. Я - флеш-технолог
- это Принцесса
- это Ведьмочка
- это Мэн
- это Волшебник
- это Коровка
- это ВеликоеНечто
ДЕНЬ №0, с испанского на итальянский
[20.09.2012 20:23:11] Я: И, кстати... зря ты сказал про срок - три недели. Тут от меня недалеко эти товарищи концепции игр обсуждают всяких. Походу они количеством решили рынок победить. Мы так будем делать по говноигре каждые три недели
[20.09.2012 20:23:26] Я: Хотя, может я просто пессимист - из рабочего Скайпа
Я очень спешил потому что очень опаздывал. Где это видано: приходить устраиваться на работу после обеда? Да, я предупредил, и у меня была вполне легальная отмазка: что бы устроиться на постоянку я должен был закончить с фрилансом, и как раз вчера уже после всех утверждений клиент (хороший, иначе бы я отказал) попросил "немножко доработать" проект. Я не стал говорить, что "всё подписано и вообще, указанной работы там ещё на два дня", а просто доделал, указав, что все дальнейшие правки - самостоятельно, через админку. Вот поэтому я опаздывал и спешил.
Контора размещалась в Бизнес-Центре, на последнем этаже. Офис новой конторы представлял из себя оупенспейс, бОльшая часть которого принадлежала редакции game-land, а сама "моя" контора занимала только малую его часть. Называлась контора - BigBoo.
Я тож как первый день пришёл. На ресепшене: "куда?" "БиБу... нет ... БиГу ... БигПу? ... Минуту мучали!" - из обеденного разговора с Волшебником
После того, как отсканили мой паспорт и ИНН я подписал несколько бумажек (трудового договора я среди них не увидел, а были там анкета, прошение о зачислении и итп), которые, как потом оказалось, были нужны только мне. "Можно начинать работу!" - подумал я.
Почти никаких перегородок в предоставленном оупенспейсе не было, потому понять где заканчивается издательство и начинается БигБуу было решительно невозможно. Задачу самопозиционирования усложняло ещё то, что меня практически никому не представили. Я не знал ни количества сотрудников с которыми мне предстоит работать в одной конторе, ни своего прямого начальника, ни где тут можно поесть и наоборот (уж эту-то информацию обычно сообщают, как же без неё-то!). За исключением Принцессы (она меня и нашла) и Ведьмочки (она была на собеседовании) я знал только Мэна потому что на собеседование его позвали что бы проверить мой проф-скил.
Тут я отступлю и расскажу чутка мистического; потому как под "Мэном" на самом деле скрываются два брата близнеца. В прямом смысле этого слова. Проблема лишь в том, что обоих братьев сразу я видел только на собеседовании, в остальном же они появлялись по-одному. Что заставляет мой мозг рождать различные забавные домыслы в стиле рассказов Стругацких.
Я подписал и заполнил все бумажки (а их, как я уже сказал, никто забирать у меня не планировал) и мне принесли Ноутбук.
[18.09.2012 19:04:57] Я: Ну там и каша...
[18.09.2012 19:11:31] Я: В версии исходников которые ты дала не было вынесенного текста. Мне дали более новую, испанскую. Н и там во внешнем файле были фразы, перводы которых я не нашёл.
[18.09.2012 19:15:01] Принцесса: Можешь мне списком отправить на почту, те фразы которых нет я к утру переведу )
[18.09.2012 19:21:43] Я: Сейчас накидаю, но сама ситуация... Вот смотри. ...- из рабочего Скайпа
И мне принесли Ноутбук. Ноутбук сразу показался подозрительным, потому что ВЕСЬ его рабочий стол (Win7) был заполнен ярлыками. По списку софта и личным папкам я понял, что ноут до меня принадлежал как минимум пятерым. При этом никто из них не догадался или не смог завести себе отдельный профайл; всё лежало на рабочем столе и в корне диска C. Заводить свой профиль на сём девайсе я тоже не планировал, пока мне не намекнули, что это будет моим рабочим местом.
Да, у меня есть ноут. Ну, помимо моего домашнего стационарного компьютера. Хороший ноут. Быстрый ноут. Ноут с удобной клавой (что бы можно было быстро печатать, не боясь промахнуться, ведь ты не за столом же, или зачем тебе ноут?) и большим экраном (что бы можно было вывести много кода и структурных окон). Я люблю свой ноут. А ноут что мне дали "для работы" я как-то сразу не очень полюбил и для себя решил, что если мне предстоит работать на этом, то притащу-ка я лучше свой из дома. Но на тот момент у меня не было особого выбора, потому что мне нужно было работать, а единственным инструментом был выданный мне ноут.
Первой моей задачей была локализация интерфейса игрушки под незамысловатым названием Euro Football 2012. Локализация уже без меня шла полным ходом, потому мне предстояло всего лишь переделать испанскую версию в итальянскую (для справки: в обоих языках я ни бум-бум, но кого это трогает?). Почему мне дали испанскую версию, а не, например, русскую? Я предпочитаю думать, что так мои работодатели пытались разнобразить мой досуг и привнести в него больше изюма. Мно-о-го изюма!
[18.09.2012 19:21:11] Я: Там есть фраза: El equipo se bloquea y participa en el campeonato. Haga clic en \ Transfer \ para cambiar a los jugadores de cambio. И этой фразы нет ни в одном файле из папки "переводы", коорую ты дала. Откуда она тогда взялась?...
[18.09.2012 19:38:52] Я: В общем, вот эти фразы надо с Испанского (а мне дали только эту версию) надо перевести на Итальянский: ...- из рабочего Скайпа
И второй изюминкой первой задачи было то, что весь текст интерфейса какой-то добрый гоблин раскидал куда только дотянулись его шаловливые ручки. Часть текста интерфейса была зашита хардкодом в swf. При этом в одной и той же swf встречались статичные (статичные!) элементы с текстом одновременно на четырёх (!) разных (!!) языках и понять с ходу с какой языковой версией проекта ты вообще работаешь практически не представлялось возможным. Часть текста интерфейса была зашита в swc, которые были мне предоставлены без исходников (а зачем мне исходники?). А ещё одна часть текста интерфейса была вообще в коде проекта.
Сейчас я понимаю, что скорее всего гоблинов было несколько, но тогда я не думал об этом. Я думал о том, что это мой первый день в конторе и он подходит к концу; что я не знаю ни имён сотрудников, ни кто из них чем занимается, ни вообще их количества в организации. Я думал о том, что надо бы обнаглеть и попробовать попросить стационарный комп. Я думал о том, что у меня остались заполненные мной же бумажки и их никто не потребовал. А ещё краем мозга я подумал, что вообще это странная задача для прогера со стажем - заниматься копипастой текста. А ровно через 86400 секунд эта самая часть мозга за эту самую свою мысль получила от меня смачного пинка...
ДЕНЬ №1, из пяти в один
Кстати, мне даже не сказали во сколько начинается рабочий день. Пришлось спросить Принцессу, которая ответила, что большинство приходит к 11. Я решил не выделяться и тоже приходить к 11. Свой новый день в БигБуу я начал с того, что я потребовал настольный компьютер (при этом я топнул ногой, но так, что бы никто не заметил). "О'кей!" - отвечала Ведьмочка. И с этих слов начинается небольшая эпопейка с моим рабочим инструментом.
Главное в настольном компьютере что? Правильно: системный блок. И он был найден практически сразу. И он оказался практически сразу рабочим. За исключением того, что там отсутствовала видеокарта и была только одна планка 1Гб ДДР3. Чуть позже был найден и приволочён второй системный блок, но в нём не оказалось процессора; зато была видюха с разъёмом AGP и 512 мегов оперативки DIMM, разбитые на 4 планки. Что бы вас не мучать скажу сразу, что в конечном итоге у моего рабочего места стояли четыре (!) системника, но из них всё равно никак не получалось собрать один компьютер.
Кто-то вспомнил, что в фирме есть завхоз и решили вызвать его. Пришедший молодой человек был немного зол тем, что без его ведома вскрывали системные блоки, но когда я помог ему подключить принесённый им компьютер - понял что я не ханжа и подобрел. И да, вы не ослышались - он принёс мне компьютер! Настоящий настольный компьютер! Я сразу его полюбил (компьютер). У него (компьютера) был процессор Pentium D (2,8 герц. гига) и Виндоуз ЭксПи. А ещё его борт (борт системного блока компьютера) украшала классная наклейка: "Бухгалтерия Людмила". Я решил называть его ласково - Моя Люда.
На Люде радовала голая XP. Так как на прохождение квеста на получение Моей Людмилы было потрачено драгоценное рабочее время, то мне не забыли напомнить, что на мне ещё висит перевод интерфейсов.
Тут надо сказать, что всё то, что было вынесено в код (внешние .as-файлы) я уже перевёл в Блокноте (да! только Хардкор! - только Блокнот!). Оставались только swc и swf, исходники от которых наконец мне были предоставлены. Соответственно, мне предстояло скачать (а никаким лицензионным софтом контора не пахла) Адобовскую IDE'шку (ну и Билдеры/Девелоперы там всякие). Разумеется, своевременно заблокированные админом организации торренты не помешали мне этого сделать и всё было поставлено и сияло и я даже уже практически начал понимать голбинскую логику, как вдруг
[20.09.2012 14:40:30] Ведьмочка: снимаю задачку по Футболу- из рабочего Скайпа
ДЕНЬ №2, гнев дракона
Утро того рабочего дня было освещено знакомством с новым человеком в коллективе - Коровкой. Всё началось с того, что ко мне на стол (рабочий) упал документ, озаглавленный: "Dragon rage. Дизайн-документ". Сей материал мне предстояло изучить и назвать сроки изготовления продукта по его мотивам.
Что бы не писать всё, приведу цитату из диздока, которая (не стесняясь) описывает всю соль: "Игра «Dragon rage» представляет из себя смесь 2-х разных игр: Grabatron и Hungry shark". Ну плюс магазин (кудаж без магазина). Ну плюс SCORES с gamecenter (ну какая же игра без Лучших Результатов). Ну плюс админка для составления уровней (что бы можно было там накидать объектов прямо легко и непринуждённо). Ну и плюс всё это под iOS (напомню, я - флешер и брали меня именно как флешера) и что бы плавать могло в апсторе. Фигня какая, да раз плюнуть.
Не говори им реальные сроки. Умножай всё на два. У них всегда дедлайн и всегда всё горит и надо срочно. Они хотят, что бы я им теперь каждые три дня по очередному футболу делал.- из личного разговора, инициированного Мэном в первый день работы
Почесав репу (и вспомнив всё что было мне сказано) в лицо Коровке я произнёс: "Месяц до альфы и полтора-два до готового проекта". ... Её реакцию я немного не понял, потому что она сразу убежала. А ещё через небольшой промежуток времени она организовала минисбор себя, меня и Волшебника. Как оказалось позже, Волшебник вышел на работу в один день со мной. Он программировал на многом, на Обджекте писал третий день, но с удовольствием согласился сгрузить с меня всю необходимость портирования на iOs. То есть, мне предстояло написать приложение (в качестве движка мы консилиумом выбрали box2D), а он потом с помощью магии превращал всё это в приложение для аппстора.
Опять же, нашим с ним консилиумом Коровке был назван новый срок: две, максимум три недели. Всех срок устроил, все были довольны и улыбались. У меня слегла ноша оптимизации кода для AIR под iOS, а Волшебник был рад показать свой скил и помочь. По-моему, он вообще славный парень, этот Волшебник.
Сходив пообедать я сел перечитывать доки нового box2D (последний раз я с ним работал более двух лет назад и в новой версии как минимум частично поменялся синтаксис). После я набросал структурку приложения и сделал парочку простеньких тестов движка. Моя Люда не радовала меня скоростью компиляции, но я всё равно не унывал, ведь работа предстояла интересная. И ничего не предвещало беды.
Подход к звуковому и музыкальному оформлению игры опирается на создание мрачной атмосферы апокалипсиса и общей разрухи.- из "Dragon rage. Дизайн-документ"
ДЕНЬ №4, исход
Первый звоночек прозвучал для меня ещё в конце третьего рабочего дня, в офисе, но я не придал ему особого значения. Коровка, находясь в трёх метрах от моего рабочего места, мило болтала по сотовому. Среди прочего я услышал: "... фрилансер... в стиле грабатрон ... программирование ...". Вечером третьего дня, уже находясь дома, я спросил Коровку в скайпе: "Нескромный вопрос, но по работе. Я случайно услышал, ты сегодня звонила какому-то фрилансеру "по поводу кодинга игры типа грабатрон". Ты ещё кого-то берёшь на этот проект?" И на этой фразе наше с ней общение прервалось навсегда.
Утром 4-го дня я радостный вышел на работу. Предстояло много кода и довольно сжатые (по моим меркам) сроки. А в 12 дня грянул гром.
В 12 дня Коровкой я был поднят со своего рабочего места. Мне было предложено проследовать к ВеликомуНечто.
ВеликоеНечто. Его рабочее место располагалось всего в пяти метрах от моего. Он был в пяти метрах в зоне моей прямой видимости. Почему же я сразу не распознал его? Кто знает, кто знает...
В ВеликомНечто я сразу увидел сущность, которая не хочет, не любит и не умеет терять время даром. ВеликоеНечто сразу так и сказало: "Присаживайтесь. Мы не нуждаемся больше в ваших услугах". (Оппааа). "В чём причина?" - смел молвить я. ВеликоеНечто в спокойной и инфантильной манере продолжало: "Мы недовольны результатами". (Опппа-па). "Какими результатами?" - мой мозг совершал какие-то невероятные рефлексии. "Ну вот по .." "Dragon rage" - вставила Коровка. "По Dragon rage" - согласилось ВеликоеНечто и продолжило: "Мы недовольны вашими результатами по Dragon rage. Мы нашли человека который сможет это сделать за неделю, так что в ваших услугах больше не нуждаемся. Трудовой договор с вами подписан не был. У вас есть вопросы?". Я почему-то развёл руками; наверное постеснялся сделать фейс-палм прилюдно.
Эпилог
Солнце бабего лета светило мне в лицо. Я купил пива и шёл домой. Я купил пива не потому что хотел пива, а потому что был рабочий день. А тот кто может позволить себе пива в разгар рабочего дня, тот немножко счастлив; пусть он даже не подозревает этого.
Я помещал в корзину всё то, что случилось со мной за прошедшие три с половиной дня. Не то, что бы я хотел это стереть. Просто оно мне было больше не нужно и я освобождал место новым вещам.
Я позвонил в контору, от должности которой я отказался в пользу БигБуу и с радостью узнал, что вакансия ещё актуальна. Я записался на собеседование.
Окончательно всё удалить мне помогает то, что я сейчас пишу всё это. Я никому не хочу зла, ни в коем разе. Зачем? Я не обижен.
Даже если кажется, что время потрачено зря - это не так. В любых событиях есть экспириенс, главное уметь его искать. Любые перемены всегда к лучшему.
Только компании BigBoo я желаю не меняться, и всегда оставаться такой. Потому что, по-моему мнению всего должно быть много и всё должно быть разным. По крайней мере на рынке. И если есть такие конторы как, например, ZeptoLab или Drimmi, то почему бы не быть и BigBoo? Хотя бы для контраста.
upd. Дал почитать текст товарищу, он попросил добавить цифры ("если осилят столько текста - всё равно спросят"). Неделя моей работы в БигБуу должна была оцениваться в 15 тысяч рублей. Прайс компании можно посмотреть тут:
http://bigboo.ru/business/