У фотографии с правдой всегда были проблемы. Их отношения были сложными с самого начала. Верить фотографии - значит верить фотографу, и иногда людям, которые изображены в кадре. В этом смысле, интересна последняя тенденция делать семейные фотографии (для домашнего фотоальбома) в студиях, полных бутафории. Набирают популярность студии декора, флористики. Сейчас очень просто прийти в студию и получить снимки в ретро-стиле, но есть некая проблема, о которой хочется поговорить. Периодически возникающие новости во вконтакте: некая студия сделала новый интерьер к новому году, к 8 марта, интерьер на тему Франции, и все в таком духе. Связь с прошлым здесь для меня очевидная: сто лет назад использовались художественные фоны, где были изображены красивые пейзажи, архитектурные элементы, фотографируемый органично в них вписывался. Одежда, реквизит, в принципе, все то же самое, что и сейчас. Но сейчас этот «обман» выглядит слишком искусственным, явным, китчевым. Плоский свет не только освещает всех людей в кадре, но и, к сожалению, уплощает декорации, высвечивает все детали обмана. Сто лет назад часто тоже был один источник, заполняющий, но почему кадры из прошлого выглядят лучше? Ведь и там, и здесь - ложь.
Сложно сказать, почему. Возможно, что дело в положении фотографии в обществе в целом. Во-первых, такие фотосессии стали доступнее. Потребитель таких изображений часто имеет представление о «хороших» снимках на основе увиденных фотосессий в подобном стиле. Реакция снежного кома. У тех есть, мы тоже так хотим. А тут еще сертификат подарили на бесплатную съемку. Все эти фотосессии похожи одна на другую, интерьер тот же, меняются только люди. Замечу, что наиболее ярко эта идея проявляется в фотосессиях для ежегодного каталога мебели «ИКЕА», где каждый может получить экземпляр со своей фотографией на обложке. Из года в год люди снимаются там, чтобы обновить свою аватарку, причем бесплатно. Мало кто из снимаемых в действительности купит мебели столько, чтобы организовать себе подобный интерьер, но потратить 10 минут на съемку и получить такую «обманку» - совсем не считается чем-то плохим. Этот обман как бы одобрен заранее потенциальными зрителями. В прошлом, обман стоил относительно больших денег и занимал много времени. Во-вторых, для многих подобные фотосессии неизбежно являются неким театральным действием. Одежда, вещи вокруг, все это будто сцена, где можно отвлечься от ежедневной рутины. Театральность - она тоже в умах людей разная, и часто мало имеет общего с актерским мастерством. Пытаясь изобразить что-то, люди делают ошибки в позировании, в жестах. Что-то в таких снимках не так. На людей слишком сильно влияет бутафорность происходящего, не верится в искренность таких снимков. Исправлять это для всех людей в кадре просто нет времени. Но, конечно, не стоит тут говорить о всех, есть очень много подобных современных фотографий хорошо поставленных. И, может быть, и в таких фото тоже есть обман, который мне сложно одобрить. Здесь важно не то, что это вызывает лично во мне какое-то отторжение, а в постепенной нормальности таких кадров (усугубляемых, временами, плохой обработкой, о чем, вероятно, нужно писать отдельный пост). В прошлом, часто была возможность сделать только один кадр, поэтому, все было спланировано очень четко и точно. Были какие-то секреты, которые ушли с последними фотографами тех времен. (А может быть, и не было никаких секретов, просто большой опыт фотографов).
Иногда кажется, что идеи, мода западных фотографов приходит к нам через какие-то совершенно непонятные алгоритмы в головах российских фотографов. Будто эстетика насильно привязана к людям, которые имеют слишком мало общего с ней. И, хотя это приносит доход, мне интересно будет в будущем посмотреть на подобные кадры. Все эти уходы в синеву, желтизну, хештеги распечатанные на 3d принтере, которые держат в руках люди. Эти вещи станут маркерами десятилетия. Глядя на них, мы будем по-доброму усмехаться, мол, о чем мы думали, кто нам сказал, что вот так - это круто? Хотя, конечно, до этих времен ещё нужно дожить…