Оригинал взят у gobl1n в Металл барыгам или музей потомкам? Недавно узнал, что у нас вновь появился выбор: проститься с частью своего прошлого, место которого обязательно займёт чьё-нибудь чужое, либо отстоять его и получить еще немного так нужных нам сейчас очков в копилку будущего.
Мне всегда больше нравилось изучать историю по предметам соответствующего времени. Видя пробитую каску или щербатую от срикошетивших снарядов башню танка, всегда лучше поймёшь суть войны, чем просто читая книгу и разглядывая картинки. Тем более следует сохранять вещи нерядовые, первые в своём роде, благодаря которым началось нечто по-настоящему новое.
Речь идет о легендарном атомном ледоколе "Арктика" , который в скором времени будет варварски уничтожен. Если мы не вмешаемся.
"Арктика" - головное судно проекта 10520(так обозначаются "модели" кораблей и других сложных устройств). Это второе поколение ледоколов с ядерной силовой установкой. Первым поколением был ледокол "Ленин".
Однако, именно с этого ледокола и началась новая эра покорения Арктики.
Историческая справка:
Ордена Октябрьской Революции атомный ледокол "Арктика"
Регистровый номер: 712315 Номер ИМО: 7429061 Проект: 10520 Заложен: 3 июля 1971 Спущен на воду: 26 декабря 1972 Принят в эксплуатацию: 25 апреля 1975 Водоизмещение: 23460 тонн Длина: 148 м Ширина: 30 м Силовая установка: 2 ядерных реактора мощностью 75 000 л.с.(семьдесят пять тысяч лошадиных сил!) Скоростьхода на чистой воде: 20 узлов(38,5 км/ч) Экипаж: 115 чел. Порт приписки: Мурманск Радиопозывной: UCKH
Покорение Северного полюса.
"Арктика" - первый в истории корабль, который смог в активном плавании в надводном положении достичь Географического Северного полюса Земли. Раньше из всего, что ходит по морю, это удавалось только подлодкам в подводном положении.
Предпринятый рейс назывался научно-практическим, экспериментальным. Маршрут ледокола разрабатывался с использованием карты ледовых прогнозов, для создания оптимальных условий проверки судна, гребных винтов на прочность в высоких широтах.
9 августа 1977 года "Арктика" вышла из Мурманского порта.
17 августа 1977 г. в 4 часа утра по московскому времени атомный ледокол, преодолев мощный ледяной покров Центрального полярного бассейна, впервые в мире достиг в активном плавании географической точки Северного полюса.
В 9 часов 40 минут по московскому времени над Северным полюсом был поднят флаг Советского Союза. Капитан ледокола прикрепил у подножия флагштока древко от флага экспедиции Георгия Седова, которая не смогла тогда дойти до Северного полюса. Моряки и ученые на радостях совершили "кругосветное путешествие": вокруг десятиметровой стальной мачты, к которой крепилось полотнище, протоптали круг радиусом метров в двадцать и, ходя друг за другом по этому кругу, пересекали все земные меридианы.
На борту находилось более 200 человек. При штатной численности экипажа около 125. В экспедиции принимали участие различной специализации учёные, судостроители. Проверялись новые приборы, изучалась надежность систем атомохода. Был получен огромный массив новых знаний. Получен опыт судовождения в высоких широтах и на многолетних льдах. Исследована возможность проводки судов в более высоких широтах, что позволяет значительно сократить расстояние передвижения по Северному морскому пути.
Мы доказали, что наша страна - умеет использовать энергию атома. Что мы - можем строить суда, которые пройдут и смогут провести за собой даже там, где это, казалось бы, невозможно. И что мы - имеем право на Север. И знаем его лучше, чем кто-либо другой.
"Битва во льдах"
Еще один славный эпизод из истории легендарного ледокола - помощь в спасении судов летом 1983. Раньше спасательных операций такого масштаба в мире не проводилось. Только "Арктика" благодаря своей мощи и технологичности смогла противостоять силам природы.
Лето 1983 года выдалось аномально теплым, и вдоль северного побережья образовалась широкая полоса чистой воды, куда устремились, выполняя задачи Северного завоза, шесть караванов судов. Но подули северные ветра, началась подвижка льдов, и «ловушка» захлопнулась. В ледовом плену оказалось 57 судов. Тогда так и не удалось спасти теплоход «Нина Сагайдак», который был раздавлен льдами и затонул.
Капитан атомохода «Арктика» - Анатолий Алексеевич Ламехов. Именно он был главным действующим лицом в тех операциях, где на кону стояла судьба даже не сотен членов экипажей десятков транспортных судов, зажатых во льдах, а тысяч северян, которые ждали поставок грузов и топлива для суровой и длительной зимовки в городах и поселках арктического побережья. Ледокол находился в доке на ремонте, без валов и винтов когда в каюту к Анатолию Алексеевичу прибыли начальник Мурманского морского пароходства Владимир Игнатюк и заместитель министра морского флота Виталий Збаращенко. Разговор был короткий: "На Дальнем Востоке флот терпит бедствие. Суда и люди на грани гибели. Спасти может только «Арктика».
Вспоминая те дни, Анатолий Алексеевич отдает дань без преувеличения трудовому подвигу судоремонтников, которые, совершив невозможное, работая круглосуточно, через неделю отправили ледокол в море.
Звучали предложения оставить суда на зимовку, хотя это грозило бы им гибелью, но Ламехов предложил собрать в единый кулак три ледокола: «Арктика», «Адмирал Макаров» и «Ермак» и сообща высвобождать суда из ледового плена. Ведь нужно было не только спасти теплоходы и экипажи, но и доставить по назначению грузы, особенно топливо.
Первыми освободили ледоколы, которые «Арктике» пришлось выкалывать изо льда. К примеру, на окалывание ледокола «Ленинград» ушло полтора суток. Вмерзшим оказался даже атомоход «Ленин».
Грузы перегружали на большие суда и их вели в Певек. Когда провели танкер «Игрим», обрадованный министр транспорта зачитал телеграмму Ламехова на заседании Совета Министров. Ведь было опасение, что северяне останутся без топлива и население придется эвакуировать. А после этого ледокольщики сумели обеспечить проводку еще четырех танкеров. Последними из ледового плена «Арктика» вывела караван из трех дизель-электрических ледоколов. С задачей экипаж «Арктики» справился. В средствах массовой информации те события называли не иначе, как "битва во льдах". 2 марта 1984 года Анатолий Ламехов был удостоен звания Героя Социалистического Труда, 29 членов экипажа награждены орденами и медалями. А 17 августа, в день покорения Северного полюса «Арктикой» Анатолий Алексеевич был назначен капитаном строящегося атомного ледокола «Россия».
Навигация 1983 г. в Восточном секторе Арктики - наглядный пример того, что рассуждения о необходимости или невыгодности атомного ледокольного флота сегодня могут допускать лишь люди либо достаточно поверхностного мышления, либо по каким-то личным причинам заинтересованные в отсутствиии атомфлота в РФ. Пусть такие спасательные операции не часты, но не будь «Арктики» в 83-м, сколько бы еще судов с грузами разделили участь «Нины Сагайдак» и что стало бы с Певеком и его жителями?
Помимо этих подвигов была еще и обыкновенная каждодневная работа. 30 лет, миллион морских миль, почти четыре тысячи проведенных через льды судов. И самая длинная в истории навигация - один год без захода в порт.
Но всему на свете приходит срок. В 2008 году реактор "Арктики" заглушили, а в 2012 - исключили ледокол из регистровой книги судов. Теперь легенда готовится к тому, чтобы стать кучей металла, вторсырьем.
Но есть еще вариант - можно сохранить судно, сделав из него музей. Расчетная стоимость затрат на утилизацию составляет примерно 2 миллиарда рублей. Сделать же из него музей в Санкт-Петербурге - от силы в четверть этой суммы. На специальном Youtube-канале много роликов на данную тему, вот один из них:
Основная задача сейчас - показать, что ледокол НУЖЕН. А он действительно очень нужен. Нельзя так разбрасываться своей историей и престижем своей страны.
Зачем он нужен лично мне?
Этот ледокол - плод усилий целой страны. Моих бабушек, дедушек, родителей. Моих прадедов, которые погибли, сражаясь за то, чтобы их потомки могли жить и построить то, что они построили. Я хочу, чтобы этот ледокол стал Символом. Символом успеха нашей Родины, воплощением Идеи.
Я хочу, чтобы его можно было видеть. Чтобы по нему ходили группы туристов, чтобы на нём учились работать будущие моряки.
И чтобы когда-нибудь, проходя мимо "Арктики", какой-нибудь парень оторвался от своего смартфона, посмотрел на эту рыжую громадину и захотел бы создать что-нибудь столь же великое и полезное.
Именно поэтому я не раздумывая подписался под обращением с сайта polarpost.ru:
Текст обращения к федеральным властям с просьбой сохранении атомного ледокола «Арктика»в качестве корабля-памятника и присвоения ему статуса культурного наследия Российской Федерации
Два века назад русские моряки открыли миру последний из материков - Антарктиду. Тридцать пять лет назад они открыли для свободного мореплавания последний из океанов - Северный Ледовитый. Мы построили корабль, который стал ключом к сердцу Арктики. Человек, устремившийся за горизонт ещё на каравеллах, научился свободно ходить во льдах.
Мы построили не просто новый ледокол. Атомоход "Арктика" - это воплощенная в металле Идея. Корабль-символ страны дерзких замыслов и великих свершений, соединение труда академика и слесаря. Сплав мастерства и опыта, свершивший революцию.
Непривычно яркая, рыжая окраска ледокола стала цветом восхода новой эпохи мореплавания. Эпохи "пахарей льда", что открыли неприступный Океан для судоходства.
В далеком 1977 году моряки и ученые пошли "К полюсу - напролом!". Годы строительства «Арктики» спрессовались в часы вахт моряков. Десятки лет работы полярников сжались в сотни минут вылетов ледовой разведки. Вековой опыт освоения Арктики сконцентрировался в 13 днях экспедиции.
17 августа, в 4 часа утра, рыжая с чёрным громада ледокола застыла среди бескрайнего бело-голубого простора. Впервые корабль пришёл на вершину планеты. Наше Знамя Победы поставило жирную точку в летописи попыток длинной в 450 лет. "Мы пришли к тебе, Полюс!".
Первым в Космосе был сын плотника. Сын кузнеца дал жизнь новому ледокольному флоту. Сын ткачихи создал атомные реакторы "Арктики". Дети каждого из нас напишут историю своими делами, и нам есть что им оставить: живой пример успеха труда и упорства. Историю, которую можно увидеть и до которой можно дотронуться. Стальное рыжее чудо весом в 23 тысячи тонн.
История орденоносной "Арктики" - это история длиною в миллион пройденных миль и 33 года безупречной работы. Год в море без захода в порт. Продление жизни атомному ледокольному флоту. Новая школа судоходства во льдах. Золотые звёзды экипажа "Арктики" - это крупнейшая спасательная операция на море в 1983-м и "Научно-практический экспериментальный рейс на Северный полюс".
Атомный ледокол - это символ присутствия России в Арктике. Такой флот есть только у нас. Только мы пишем его летопись, и только нам ее беречь. Атомоход "Арктика" - это символ гордых традиций совершать невозможное и достигать недоступное.
Нельзя повторять ошибку с сожжённым "Ермаком" адмирала Макарова. Нельзя уничтожать свои великие достижения и быть варварами, пляшущими на граблях.
Корабль, свершивший революцию в мореплавании, достоин возвращения в город на Неве, где был рождён. Легендарный атомный ледокол - это яркая звезда на мировой "карте чудес света", и он достоин стать музеем.