May 07, 2010 13:21
40-летие победы. Мне 9 лет и я в третьем классе. Практически у всех учеников дедушки воевали, понятно, что выжили не все..... Я помню, как к нам приходили ветераны - говорили какие-то зачастую общие слова о войне, о героизме, о мужестве, о преодолении трудностей, о том, что в их жизнь навсегда вошла война. Стеснялись, больше как-то молчали, стояли с орденами и не знали, что еще добавить... Учительница - ребенок блокадного Ленинграда - всегда плакала, когда кто-нибудь из ветеранов говорил. Так и помню ее: стоит у стеночки около 3й парты и старается не привлекать к себе внимания, а по лицу текут слезы... Она потеряла маму в блокаду, папа погиб на фронте, сама она воспитывалась в детском доме. Все фронтовики, все те, кто воевал - были для нее святы. Мне кажется, что именно она передала мне такое отношение к войне.
Моему дедушке исполнилось 18 в октябре 41го, через 2 дня пришла повестка, направили в казармы. В блокадную зиму 41-42гг был предельно истощен,попал в госпиталь, умирал. Дважды его переводили в палату для смертников - за одну ночь в палате из 30 человек умирало около 25, их складывали в коридоре штабелями. Дедушка весил 42кг и не мог самостоятельно даже поднять ложку.Он выжил, выписался 8 марта 42 года и попал на фронт. Артиллерист, командир орудия.Во время войны стал курить - говорил, что табак заглушает голод. Но никогда не пил. Менял водку на сигареты.. Много раз предлагали ему стать коммунистом и как он говорит - многие соглашались под девизом "умру коммунистом". Он говорил - я хочу - жить...а умирать не хочу. Целый год - 43й - он ни разу не ночевал в помещении. Однажды он тонул на реке Тосна, провалился под лед на середине реки, на другой стороне были немцы. Он вылез, но отползти немцы не давали - начинали стрелять по тем, кто двигался. Он лежал до сумерек в мокрой одежде, на морозе, потом, пользуясь темнотой, отполз к своим. Говорит - даже простуды не было. Война... Он был трижды ранен, два раза легко, третий раз - очень тяжело, контузия, осколки в голове и позвоночнике. Под Выборгом. Врачи не стали извлекать осколки из поясницы - побоялись, что возможен паралич. На этом война для дедушки закончилась, - он был переведен в Сибирь, его готовили к военной службе. Но военным он не стал - не захотел.
До примерно 80ти лет дед ничего и никогда не говорил о войне. Отказывался от приглашений, от чествований ветеранов, не любил вспоминать. Как-то сказал - говорят те, которые по-настоящему не воевали. Сложно сказать, прав он был или нет, но я часто нахожу подтверждение его словам в жизни. Знаете, как у Конфуция: "Знающий не говорит, говорящий не знает". Как-то так...После восьмидесяти дед немного стал рассказывать мне о войне, поэтому я знаю краткую историю его военных лет. Про блокаду.. давайте не будем, очень, очень тяжело. Это боль. Мы выжили, выстояли, но цена была очень высока.
Зачем я все пишу?..Затем, наверно, что мне невыносимо больно от того, в какой балаган и в какое отмывание бабла превращается День Победы сейчас, как мне стыдно за свою страну. Мне так от этого плохо, что развивать эту тему мне не хочется.