Обычно славяне 6-7 вв. представляются в популярных, да и научных описаниях и исследованиях как некие народы, находящиеся на низкой ступени варварства, причем варварства стабильного и достаточно косного. Для их характеристики используются в лучшем случае данные Прокопия середины 6-го века, в иных - уничижительные характеристики германских хронистов 7-го века и поздние славянские христианские источники, осуждающие славянское язычество. В любом случае в эти 2 века своей истории кажется, что славяне находятся в одном и том же неизменном состоянии: как в материальном, так и социальном отношениях. Действительно, сведения о славянах этого времени (да и века позже) разрознены как в пространстве так и во времени и, как правило, славяне в источниках не предмет главного внимания. Собственно, это понятно, т.к. «славянских хроник» для этого времени нет. Но есть одно исключение - это «Чудеса святого Дмитрия Солунского» (ЧДС). В этом источнике славяне появляются и действуют регулярно в течении минимум века и эти действия можно привязать к временной шкале. Именно ЧДС, на наш взгляд, позволяют проследить славянскую «эволюцию» минимум в одном, юго-восточном регионе славянского расселения - Македонии. В этом отношении ЧДС - уникальный источник для истории славян ибо главными чудесами святого стала помощь ромеям в отражении славянских нападений на столицу греческо-византийской Македонии Фессалоники. Таких нападений было четыре (даты дискуссионны):
- 584 г. Пятидневная осада «избранного цвета народа славян»
- 586 или 597 гг. - аваро-славянское войско с некоторыми варварами из других племен по приказу кагана осаждает Фессалоники.
- 615-620 гг. Большое количество славянских племен переселяется в Македонию. Они берут города, например, Ниш-Наис, устраивают морскую блокаду. Через 2 года после неудачного штурма, пленения и убийства князя (?) Хацона по приглашению этих славян к городу прибывает все войско кагана (одетые в железо всадники + славяне и болгары во главе с самими каганом). Осада несмотря на прибывшие осадные орудия неудачна. Город откупается от авар.
- 674 - 678 гг. Славяне, живущие рядом с Фессалониками в ответ на арест их князя Первуда устраивают 2-летнюю морскую и сухопутную осаду. В штурме используются осадные орудия, на море сдвоенные суда. После неудачи штурма война и осада длится еще 1 год и только войско из Константинополя освобождает город.
Рассмотрим каждую из этих войн-нападений более подробно:
- Несостоявшееся нападение 550 года
Считается (и сообщается в ЧДС), что первое нападение состоялось в 580-х годах. Но из Прокопия (Война с готами) мы знаем, что склавены еще в 550 г. намеревались взять Фессалоники, да войско Германа этому помешало. Вот цитата: «Пока Герман собирал свое войско в Сардике (для войны с остроготами), городе Иллирии, и приводил его в порядок, заготовляя усиленно все, что нужно было для войны, огромная толпа славян, какой никогда раньше не бывало, явилась на римскую территорию Перейдя реку Истр, они подошли к городу Наису. Когда немногие из них, отделившись от войска стали блуждать в одиночку по этим местам, некоторые из римлян захватили их и связав, стали допытываться, чего ради это войско перешло через Истр и что они собирались сделать. Славяне твердо заявили, что явились сюда, чтобы осадить и взять Фессалонику и города вокруг нее. Когда об этом услыхал император, он пришел в большое беспокойство и тотчас приказал Герману отложить поход на Италию и защищать Фессалонику и другие города и отразить, насколько он сможет, нашествие славян. Из за этого Герман задержался. Славяне же, узнав точно от пленных, что Герман находится в Сардике, почувствовали страх. Среди этих варваров Герман пользовался большой известностью по следующей причине. Когда Юстиниан, дядя Германа, вступил на престол, анты, ближайшие соседи славян, перейдя Истр, с большим войском вторглись в пределы римлян. Незадолго перед тем император назначил Германа начальником войск всей Фракии. Герман вступил в бой с войском неприятелей и нанеся им сильное поражение, почти всех их перебил. За это дело Герман получил великую славу среди всех, а особенно среди этих варваров. Боясь его, как я сказал, и полагая, что он ведет с собою весьма значительную силу, как посланный императором против Тотилы и готов, они тотчас прервали свой поход на Фессалонику и не дерзали больше спускаться на равнину, но повернув назад и пройдя по горам через всю Иллирию, оказались в Далмации» (см. карту на рис.1).
Рис. 1. Карта «нулевого» (несостоявшегося) похода славян на Фессалонику. 550 г.
В комментариях к ЧДС упоминается о славянах вблизи Фессалоник при нападении на Империю кутригуров Забергана в 558 г. То есть к 80-м годам 6-го века - а это время непрерывных войн склавен в Империи согласно Иоанну Эфесскому, славяне были хорошо известны в этом регионе. Фессалоники к этому времени стали центром префектуры Иллирик, поскольку Сирмий был потерян для Империи.
2. Первое нападение между 581и 584 гг.
Архиепископ Иоанн, автор первой книги ЧДС, сообщает: «…увидели на равнине…варварское войско, не слишком большое - ибо, по нашему мнению, оно насчитывало до пяти тысяч, - но очень сильное, так как целиком состояло из отборных и опытных воинов. Они не напали бы так внезапно на столь большой город, если бы силой и смелостью не превосходили воевавших когда-либо против них». Городское войско выступило против нападавших из стен города. «И почти весь день они сокрушали друг друга, а войско мученика и преследовало и отступало с большей опасностью, ибо противник составлял, как уже было сказано, избранный цвет всего народа славян. Когда наконец стало явным заступничество мученика, варвары были изгнаны в тот же день из этих мест, отступив в меньшем числе, чем напали». Это была не осада, а именно нападение и битва вблизи города.
3. Вторая осада или чудо 13-е
Состоялось при славянском нападении то ли в 586, то ли в 597 гг. Календарные реперы указывают на эти годы. Это нападение было первым (а, вероятно, и последним), которое направлялось и контролировалось только аварским каганом. «[Вождь аваров] призвал к себе все звериное племя славян - ибо весь народ был тогда ему подчинен - и, смешав их с некоторыми варварами других племен, приказал всем выступить против богохранимой Фессалоники. … Одни считали, что их больше ста тысяч вооруженных людей, другие - немногим меньше, третьи - многим больше…».
Описание осады в ЧДС достаточно подробное и длинное. Войско нападающих окружило город: «и не было видно места на земле, которое не попирал бы варвар, но вместо земли, травы или деревьев можно было видеть головы врагов, стоявших тесно друг за другом и грозивших назавтра неизбежной смертью…. Им не надо было тогда возводить вокруг города частокол или насыпь: частоколом у них было сплетение друг с другом сомкнутых щитов, через которые не проскочить, насыпью - масса тел, напоминавшая плотную сеть. ...Один лишь вид варварской фаланги вызвал в городе несказанный страх, ибо никогда так близко [горожане] не видели осаждающих врагов, и многим был незнаком даже вид их, кроме тех, кто был зачислен в воинские отряды, и тех, кто привык как-либо выступать против них с оружием далеко от города». Осада длилась неделю с 23 по 30 сентября. Была разорена вся окружающая город страна: грабежи, захват пленных, уничтожение продовольствия. Положение обороняющихся усугублялось недавней чумой и бегством из города богатых и знатных.
Иоанн неоднократно нарушает последовательность повествования, поэтому если попытаться восстановить ход осады, то получается следующая картина: 23 сентября на рассвете войско противника подошло к городу и попыталось с ходу взять его штурмом, однако у него ничего не вышло. В тот же день они окружили всю стену города со стороны суши и начали грабить предместья, добывая себе пропитание. Вечером осаждающие разожгли огромный костер и издавали устрашающие крики. 24 сентября ушло на подготовку осадных орудий. 25 сентября они начали обстрел из камнеметов и делали подкоп, в то же время безуспешно пытаясь проникнуть в порт с помощью сооруженного ими плота. В этот же день на сторону горожан стали переходить славяне, опасавшиеся погибнуть от голода. 26 сентября городскому войску удалось сделать вылазку у восточных ворот и оно перебило находившихся там варваров. 27 сентября весь день стреляли камнеметы, но так как их действия оказались неэффективными, к вечеру осаждающие их убрали. 28 сентября - новая атака камнеметов, покрытых на этот раз влажными шкурами животных. В этот же день, когда вечером осаждающие отступили на отдых в лагерь, горожане совершили еще одну успешную вылазку, на этот раз у морских ворот. 29 сентября противник готовился к решающей атаке, однако неожиданно отступил к холмам, а ночью полностью снялся с лагеря и покинул окрестности Фессалоники. Наутро 30 сентября жители города узнают об его поспешном отступлении и впускают в город перебежчиков. Последние сообщили, что «[мы] разделились между собой и грабили друг друга, [а затем], посовещавшись, они (часть войска) [решили] бежать бесшумно всю ночь…. И вот, они бежали, а мы остались… и за одну ночь они прошли большое расстояние, и бежали в страхе и беспорядке, оставляя по пути одежду, вооружение, скот и трупы».
Особенностью осады явилось широкое применение разнообразных и многочисленных осадных орудий: гелеполы, железные «бараны», огромнейшие камнеметы и так называемые «черепахи». Если это произошло действительно в 586 г. - то это первое упоминание использования славянами и аварами осадных орудий. Дело в том, что Феофилакт приводит версию освоения этих орудий с помощью пленного инженера Бусаса, но датировка этого события - после 587 г. Имеются и другие нестыковки. Так, добраться до Фессалоники по суше (а иное исключено) с достаточно тяжелым обозом (не все можно добыть и построить на месте) и, очевидно, с отрядом тяжелой аварской конницы через горные хребты очень сложно. А дороги идут либо через Фракию и побережье Фракийского моря (этот путь возможен для авар и славян только через год), либо из Диррахия (а этот путь возможен для 597 г., когда авары опустошали Далмацию), либо по рекам Морава - Аксиос или параллельной дороге, минуя Ниш. Последний путь наиболее вероятен, и в этом случае славяне - подданные кагана с паннонских равнин.
Из особенностей этой осады следует также отметить: 1) не отмечено различия между войском авар и славян, в том числе упоминания конницы; 2) зафиксирована первая попытка атаки города с моря, правда не на моноксилах, а на плотах; 3) чудесное снятие осады объяснимо конфликтами в аваро-славянском войске. Весьма вероятно, что число авар в войске было минимальным, дисциплина хромала, о чем свидетельствуют многочисленные перебежчики. Наконец, в конце осады в войске произошел мятеж славян или части славян, столкновения, грабежи и снятие осады. Это очень похоже на крах осады Константинополя в 626 г. в результате возмущения и ухода союзных кагану славян.
4. Третья, славянская (морская) осада
На период 615-620 гг. большинство исследователей относят третью славянскую осаду Фессалоники и последующую осаду аварского войска. Мы разделим эту войну на 2 части: первая «чисто славянская» и вторая «аварская», поскольку цели войны в первом и втором случае совершенно разные. Очевидно в 615 г. «… в епископство благочестивой памяти Иоанна случилось, что поднялся народ славян, бесчисленное множество, состоявшее из дрогувитов, сагудатов, велегезитов, ваюнитов, верзитов и других народов. Прежде всего они решили изготовить суда, выдолбленные из одного дерева, и, вооружившись [в] море, опустошить всю Фессалию и острова вокруг нее и Эллады еще и Кикладские острова, и всю Ахайю, Эпир и большую [часть] Иллирика и часть Асии, сделать безлюдными, как сказано, множество городов и провинций. Они единодушно решили выступить и против нашего упомянутого христолюбивого города и разорить его, как остальные [города]. Затем, придя единодушно к такому решению и подготовив огромное число судов, выдолбленных из одного дерева они расположились лагерем на побережье; остальное же неисчислимое множество на востоке, севере и западе со всех сторон окружило этот богохранимый город, имея с собой на суше свои роды вместе с их имуществом; они намеревались поселить их в городе после [его] захвата…. Все города, зависимые от него (Фессалоник), и области они сделали безлюдными, он же один, как сказано, находился в их окружении и принимал всех беженцев из дунайских областей, Паннонии, Дакии, Дардании и остальных провинций и городов, и в нем они укреплялись». В частности, были взяты Наис (Ниш) и Сердики, жители которых бежали в Фессалонику.
Рис. 2. Расселение славян в Македонии и атакованные ими города
В этом сообщении примечательно следующее: 1) впервые перечислены названия большого количество славянских племен (или Славиний). Предположительное их расположение приведено на рис. 2; 2) большая согласованность действий славянских племен; 3) первое подробное указание на наличие у славян флота. Причем знаменитые моноксилы это не просто челны-долбленки, а морские суда, что-то вроде набойных ладей, снабженных парусами (что ясно из последующего рассказа); 4) грандиозность замыслов союза Славиний как на материке, так и островах. При этом часть из этих замыслов была к началу осады уже реализована; 5) намерение поселиться в городе после его захвата. Это важный момент, можно предположить, что в намерениях славян было создание столицы для их союза. А это - признак нарождающейся государственности.
Славяне не стали брать город внезапным приступом, поскольку морское войско надумали подготовить свои суда (нашивать сверху доски, чтобы защититься от стрел и камней) и тем самым дали время подготовиться к осаде жителям города. Так прошло 3 дня. «На четвертый день с восходом солнца все варварское племя одновременно издало крик и со всех сторон напало на стену города: одни бросали камни из приготовленных камнеметов, другие тащили лестницы к стене, пытаясь ее захватить, третьи подносили огонь к воротам, четвертые посылали на стены стрелы подобно снежным облакам….. варвары, смелые в плавании и еще более мужественные в нападении, быстро стремились на судах к тем местам, которые они приметили». Однако флот славян был, видимо, погублен начавшимся штормом; «Множество тел погибших варваров море выбросило к стене и на берег». Морская неудача, заставила славян снять осаду и на суше: «…гоплиты пройдя по всему побережью и отрубив головы врагов, показывали их варварам на стене со стороны суши. … И ничего не добившись, в большой печали, бросая множество орудий и добычи, они ушли с позором». Примечательно, что славянское войско управлялось вождем, неким Хацоном (Хотун? Гостун из именника болгарских владетелей?), который был захвачен в плен в морском приступе, укрыт «первенствующими» города (очевидно для выкупа или переговоров), но выдан и растерзан толпой горожан.
5. Четвертая или вторая аварская осада через 2 года после славянской
Переселившиеся в Македонию славянские племена не смирились с неудачей, но решили привлечь на свою сторону аварское войско. Они послали кагану послов и дары «с обещанием дать еще больше денег, сверх того, что они предполагают в будущем захватить, как они уверяли, в нашем городе, если [хаган] для этой [цели] окажет им помощь в войне». «Хаган аваров, охотно поспешив выполнить их просьбу, собрал все варварские племена внутри его [владений] вместе со всеми славянами, булгарами и многочисленными народами в неисчислимое войско». Через 2 года после первой «чисто славянской» осады аварское войско подступило к городу. Это нападение было внезапным: «… в пять часов внезапно нахлынула со всех сторон конница, одетая в железо, а так как жители города не предвидели этого и были все на жатве, то одних убили, других захватили в плен вместе с множеством стад и всякими орудиями для работы на жатве, которые они нашли». Затем подошло все аварское войско: «Тогда жители города увидели невиданное множество варваров, полностью облеченных в железо, и поставленные повсюду камнеметы, поднимающиеся к небу, которые превосходили высотой зубцы внутренних стен. Одни готовили так называемых «черепах» из плетенок и кож, другие - у ворот «баранов» из огромных стволов и хорошо вращающихся колес, третьи - огромные деревянные башни, превосходящие высотой стену, наверху которых были вооруженные сильные юноши, четвертые вбивали так называемые горпеки, пятые тащили лестницы на колесах, шестые выдумывали воспламеняющиеся средства». Осада продолжалась 33 дня. Город получал помощь как продуктами, так и оружием - действовал порт. Очевидно, что славяне не использовали свой флот. В конце концов после неудачи с гелеполом, самой сложной военной машиной авар, хакан предложил горожанам откупиться, а когда те отказались: «приказал предать огню все святые храмы вне города, а также сжечь все дома в предместьях, угрожая, что не уйдет отсюда, но привлечет - на собственную погибель - множество других народов к союзу против нашего города…. горожане, придя к единому мнению, дали кое-какие [дары], необходимые для мира, чтобы те отказались от дерзкого намерения против них. И когда они таким образом заключили мир, те ушли в места своего обитания».
Какие выводы можно получить из этого эпизода: 1) четко различаются славяне не подвластные аварам (те, кто проводили первую, в том числе, морскую осаду) и славяне, подчиненные кагану, находящиеся в войске кагана наряду с болгарами и прочими народами; 2) «независимые славяне» имеют племенные и (или) территориальные наименования, своего воеводу (экзарха), который имеет какие-то отношения со знатью Фессалоники. Они взаимодействуют с окружающим населением, и живут среди него. Они имеют флот и осадную технику, но более слабую, чем авары. Они, судя по тому, что блокада с моря не была осуществлена, не участвуют во второй, аварской осаде, но наводят войско авар преследуя какие-то неграбительские цели. Можно высказать предположение, что это опять же - сделать Фессалоники столицей своего территориального союза после ухода авар; 3) авары создали военную машину, состоящую из облеченной в железо конницы, стрелков, очевидно, пехоты и мощного инженерного корпуса для осады городов. В составе войска помимо авар регулярно упоминаются болгары, славяне и прочие народы (остатки гепидов?). Целью похода авар был не захват территорий, а военная добыча и откуп за отказ от осады и пленных. Авары не имеют своего флота; 4) очевидно, что результатом похода кагана был распад союза Славиний или племен, поскольку после него славяне долгое время оставляют идею захватить Фессалоники, не воспользовавшись даже последствиями землетрясения. Не исключено, что союз распался даже до похода авар и к кагану обратилась только часть прежнего союза. На это указывает отсутствие во втором походе флота и значительный временной промежуток в два года; 5) ошибки похода на Фессалонику каган учел при подготовке похода и осады Константинополя в 626 г. В частности, был привлечен славянский флот.
6. Следующую осаду Фессалоники большинство исследователей относят к 674-678 гг.
Окрестности города уже плотно заселены славянами, в частности, племенем ринхинов во главе с князем Первудом. Ромеи получают информацию о том, что Первуд «… с хитрым умыслом и с коварным намерением злоумышляет против … города». Первуда, находившегося в городе, схватили некие «знатные люди» и послали в оковах к василевсу в Константинополь. Интересно, что этот князь Первуд «носил одежду ромеев и говорил на нашем языке (греческом или латыни?)». «Об этом узнал весь народ славян, а именно обе его части - то есть славяне с Ринхина и со Стримона» и они вместе с горожанами (!) отправили в столицу послов, «умоляя не убивать [Первуда], но простить ему грехи и … освободить [его]». Константин IV готовится к походу на арабов и обещает славянским и городским послам «освободить Первуда после войны». Первуд не смог дождаться освобождения, а бежал с помощью некоего царского толмача. Его схватили и снова посадили под стражу. Однако после второй попытки побега все же казнили. Скорее всего причиной казни стало то, что «было установлено, что если [он] вернется в свою землю, то совершенно не сдержит слова о мире, но, собрав все соседние племена, ни на суше, ни на море … будет воевать непрестанно и не оставит в живых ни одного христианина». После этого война стала неизбежной: «вышеупомянутые племена славян, а именно - со Стримона и с Ринхина вместе с сагудатами, вооружились с яростью против нашего города Фессалоники». Но их предводитель был уничтожен. Мы уже видели такую политику Империи по отношению к славянам на примере лже-Хильбудия, Мусокия, Пирогаста. Константинополь и сам василевс весьма серьезно относились к Первуду: после первого побега его искали 40 дней всем городом, после второй попытки было проведено тщательное расследование. Виновные были казнены.
Четвертая осада Фессалоник продолжалась 2 года! В ней «они решили между собой, что славяне со Стримона захватят восточную и северную стороны, а славяне с Ринхина и сагудаты - западную и прибрежную, [посылая] каждый день соединенные корабли. И так они делали непрерывно почти целых два года. Как уже было сказано, они обычно каждый день посылали по три или четыре корабля, так что наконец жители города были обессилены и не могли вынести это беспокойство и страдание. Когда... они уходили к восточной стороне, на западе появлялась новая опасность, когда некоторые при этом устремлялись к северу, у моря раздавались новые крики и стоны. Так что невыносимо было смотреть, как непрерывно убивали и брали в плен». Таким образом была установлена непрерывная блокада с моря, а также с суши, поэтому «…в городе наступил неописуемый голод…. И затем, так как прекратилось отсюда мореплавание, земля осталась необработанной и не было пищи, этот убивающий людей голод рос и усиливался».
Горожане, выходившие за пределы городских стен попадали в плен к славянам. Те укрывались в храмах за пределами города и «…когда горожане решались выйти за ворота, тотчас выскакивали, как ястребы, и уничтожали покинувших ворота. Другие, спрятавшись с однодеревками между скал или в скрытых местах, нападая, убивали тех, кто выходил в море из-за бедствия, желая достать себе что-нибудь для небольшого облегчения [голода]». Многие горожане из-за голода стали сами сдаваться в плен, но славяне начали продавать их другим, северным славянам (сербы?). Попытки военных вылазок терпели крах.
Тогда горожане собрали вместе «оставшиеся суда и однодеревки» и отправили отряд «в область Фив и Димитриады к народу велегезитов (тоже славяне), чтобы наконец достать себе пропитание». Поскольку в городе остались только слабые и больные, то «князья другувитов единодушно решили подготовиться у стен для осады и взятия города… Для этого они приготовили у ворот огненосные орудия и некие сплетенные из лозы сооружения, лестницы высокие до неба, а также камнеметы и другие приспособления из бесчисленных деревянных сооружений, заново изготовленные стрелы - коротко сказать, это было то, чего никто из нашего поколения не знавал и никогда не видел, и большинству из них мы до сих пор не смогли дать название. Итак, 25 июля 5 индикта все славяне из племени ринхинов вместе с сагудатами напали на город - одни на суше, другие с моря с бесчисленным множеством судов». Скорее всего это произошло 25 июля 677 г.
Штурм выглядел для осаждаемых так: «Когда же рассвело, все варварское [племя] поднялось и единодушно издало такой вопль, что земля сотряслась и стены зашатались. И сразу же к стене подошли рядами вместе с приготовленными ими осадными орудиями, машинами и огнем - одни по всему побережью на соединенных [кораблях], другие на суше - вооруженные лучники, щитоносцы, легковооруженные [части], копьемеметатели, пращники, манганарии, храбрейшие с лестницами и с огнем устремились на стену». Три дня продолжался штурм, но тщетно - с помощью св. Димитрия горожане его отбили. Тогда между славянами вспыхнули разногласия и вражда. «И они вернулись в свои земли, враждуя друг с другом».
Однако блокада города продолжалась далее не менее года. Более того на море славяне не только блокировали Фессалоники, но и занимались пиратством всему побережью вплоть до столицы. Поэтому царь был вынужден послать на помощь Фессалоникам и против этих славян свое войско. Императором было отправлено пешее войско через Фракию. Славяне Стримона и ринхины попытались устроить засады в Родопских горах, а также привлечь в союз против ромеев прочих славян. Однако в горах их лучшие отряды были разгромлены. Тогда все племя покинуло свои места и «бежало [в глубь] области». Горожане захватили у славян продовольствие, подошли также корабли с ним из Константинополя, и блокада Фессалоник была снята. Славяне запросили и получили мир. Вероятнее всего это произошло в 678 г. Константин IV, победивши арабов, даровал мир и экзархам этих славян.
Одно из самых любопытных мест - это описание славянских осадных орудий. Процитирую этот отрывок почти полностью: «…славяне…коварно задумали и изготовили защитное оружие и приспособления для нападения на город - один придумывал новые неизвестные машины, другой делал, изобретая, новые мечи и стрелы, - они соревновались друг с другом, стараясь казаться более сообразительными и более усердными в помощи племенным вождям. Был среди них один из этого народа славян, умевший достойно держать себя, дельный и разумный, а также, благодаря его большому опыту, сведущий в сооружении и устройстве боевых машин. Он просил самого князя дать ему разрешение и помощь, чтобы соорудить великолепную башню из крепко соединенных бревен, поставить ее, искусно укрепив, на колеса или какие-нибудь катки. Он хотел покрыть ее свежесодранными шкурами, установить сверху камнеметы и оковать с двух сторон в виде... меча. Сверху же, где зубцы, будут ходить гоплиты. Она была бы в три этажа, чтобы в ней помещались лучники и пращники, - словом, соорудить такую машину, с помощью которой, как он утверждал, они обязательно возьмут город. Когда архонты славян, удивленные описанием странного сооружения, о котором рассказано, отнеслись с недоверием к его словам, они повелели изобразить на земле устройство указанной машины. Мастер же, который изобрел это сооружение, ничуть не поколебавшись, воспроизвел изображение машины на земле. Убедившись наконец в том, какой ужас она должна вызывать, они охотно дали много юношей: одних рубить лес для основы, других, опытных и сильных, для его отделки, третьих, искусно обрабатывающих железо, для ковки, четвертых в качестве воинов и мастеров по изготовлению метательного оружия. И было огромное стечение помогающих [в строительстве] упомянутой машины. Когда же они один за другим собрались для этого дела и наконец работа должна была начаться, тогда заступник и защитник всех славный Димитрий, заботливо предвидящий будущее, явился тому, кто намеревался строить машину, и, ударив по лицу рукой, лишил рассудка и памяти. Так что тот сразу стал убегать от своих. Они вернули его для работы, но он опять убежал еще дальше. И чем ближе они хотели подойти к нему, тем дальше он уходил от них. Потеряв таким образом разум, он жил в труднопроходимых горах, как дикий зверь, без одежды, избегая всех людей и скрываясь. Поэтому в конце концов работа над этой сложной машиной была остановлена».
Какие заключения можно сделать по тексту ЧДС об этом событии: 1) вся кампания носит характер пусть локальной, но достаточно длительной войны за доминирование в важном приморском регионе, если не во всей Македонии; 2) война спровоцирована если не самим центральным правительством, то властной верхушкой города с опорой на столицу. Создается впечатление, что князь Первуд был схвачен чтобы не допустить смены власти в городе. В его защиту вступились не только славяне, но и горожане. Городская власть не пользовалась популярностью. В тексте есть прямые обвинения ее в коррупции, спекуляции продовольствием; 3) князь Первуд выступает славянским вождем «нового типа». Он знает греческий (латинский или оба вместе) язык, одевается как ромей, ведет какие-то дела в городе (схвачен там). Возникает ощущение, что его вина заключается в том, что он хотел каким-то образом соединить политически славянские общины и городскую общину; 4) это подтверждает и характер войны. Осада или по крайне мере блокада города длится 3-4 года. Это не похоже ни на что ранее. Явно, что целью является не просто грабеж города и угон жителей в рабство. Зачем-то нужен сам этот важный портово-торговый город. В войне участвует несколько племен со своими архонтами, между ними распределены роли (на суше, на море, с севера, с юга). Это говорит о том, что вряд ли Первуд был простым архонтом одного племени ринхинов. Высказывалась мысль, что это не племя, а союз племен и в лице Первуда мы имеем дело с македонским Само. Перед нами союз нескольких конкретных племен. Другие племена, в частности, велегезиты в войне не участвуют, а даже помогают ромеям продовольствием; 5) но все же недостаточная согласованность действий племен и их управление-координация после убийства Первуда определили неудачу войны. У союза племен был свой единый князь-военачальник (см. отрывок о мастере изготовления орудий). Но его авторитета не хватило для удержания племенных вождей от вражды при неудаче штурма. Славянское войско структурировано, имеет несколько типов вооруженных отрядов: лучники, щитоносцы, легковооруженные [части], копьеметатели, пращники, манганарии, гоплиты. На море действуют какие-то «соединенные суда», морские отряды координируют свои действия. А история про осадные орудия свидетельствует о высоких технических возможностях славян этого времени; 6) в тексте есть несколько свидетельств о христианизации отдельных славян.
7. Прочие свидетельства о славянах в Македонии в 7-м веке
Большой промежуток между 620 и 674 годами не заполнен никакими свидетельствами о македонских славянах в византийский источниках. Впрочем, как и в невизантийских источниках о Македонии, а также в византийских о других славянах. Эта 50-летняя лакуна свидетельствует об отсутствии всякого контроля Империи над Балканами. Из хроники Фредегара и от Павла Диакона мы знаем об активности в этот период западных славян: державе Само, нападениях на Италию (Фриулию). Также в это время происходит миграция хорватов и сербов на Балканы. Это не те славяне, которые тревожили Империю от Юстиниана до Ираклия, это западные славяне - венды. Данный тезис не общепринят, но доказательством его служат генетические исследования современных славян. У «Андвари» (
https://andvari5.livejournal.com/194416.html) недавно появилась статья с картами генетических дистанций у балканских славян (см. Рис. 3). Эти карты, на мой взгляд, показывают, что хорваты и, в меньшей степени, сербы имеют отличное от болгар и македонцев происхождение, что м.б. объяснено их переселением в 30-40-х гг. 7-го века на земли паннонско-альпийских славян. Этот процесс зафиксирован Константином Багрянородным.
Рис. 3. Карты генетических дистанций южных славян: болгары македонцы, хорваты, сербы
Константин Багрянородный (КБ) утверждает, что и те и другие первоначально были север-западными славянами - вендами (он этого названия, характерного для германцев, не употребляет). Они при Ираклии пришли на земли Иллирика и Далмации, занятые к этому времени аварами. Из текста с большой вероятностью можно отождествить этих «авар» со славянами, подвластными кагану. Хорваты воевали с этими «аварами» и завоевали свои земли. Относительно сербов КБ приводит не очень достоверные сведения, что Ираклий сначала поселил их вблизи Фессалоники, «… через некоторое время этим сербам вздумалось вернуться в свои места, и василевс отослал их. Но когда они переправились через реку Дунай, то, охваченные раскаянием, возвестили василевсу Ираклию через стратига, управлявшего тогда Белеградом, чтобы он дал им другую землю для поселения….». Очень сомнительно, что Ираклий мог в это время (20-30-е гг. 7-го века) распоряжаться землями вблизи Фессалоники. Тем не менее карты рис. 3 показывают, что если хорваты по аутосомным дистанциям имеют мало общего с македонскими славянами, то сербы к ним достаточно близки. Поэтому участие части сербов в «делах» македонских славян не исключено.
После 674 г. ЧСД описывают еще одну опасность для города от варваров Кувера и Мавра. Впрочем, на наш взгляд этот эпизод более относится к истории болгар (и протоболгар), а потому подробно здесь ее рассматривать не будем.