Увидел этот Дом в холме и вспомнилось начало Толкиеновского «Хоббита». Наложилось на сегодняшнюю дату и...
«Стоял город на семи холмах. И в одном холме была нора. И ещё в одном. И ещё...» - так мог бы начинаться эпичный роман «Подземное кольцо» о Москве. 52 года назад Москва оказалась окружена под землёй. Знаменательное событие и ничего страшного -
просто 14 марта 1954 года завершена Кольцевая линия столичного метрополитена.
В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. По другим сведениям, уже в конструкцию станции «Смоленская», пущенной в 1935 году, была заложена «пересадка на будущую станцию Кольцевой линии: тогда Кольцо трассировалось целиком вдоль Садового кольца». Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Однако после открытия второй очереди метрополитена в 1938 году выяснилось, что нагрузка на пересадочные узлы в таком случае была бы слишком большой. После Великой Отечественной войны было решено разгрузить их при помощи Кольцевой линии.
Станции Кольцевой линии, как и другие станции, построенные в то время, являются памятниками расцвета архитектуры сталинского ампира. Каждая станция посвящена особой теме, но при этом охватывает эпоху и чувства народов СССР конца 1940-х - начала 1950-х. Особую роль играет подвиг Победы в Великой Отечественной войне. Станция «Парк Культуры» символизирует отдых советского народа. «Калужская» («Октябрьская») - сочетание Победы с исторической славой. «Серпуховская» («Добрынинская») - величие русского зодчества. «Павелецкая» - Волгу, хлебницу России. «Таганская» - сочетание Победы с воинской славой. «Курская» - Черноземье. «Комсомольская» - самая грандиозная из всех; её своды расписаны эпизодами из истории воинской славы России. «Ботанический сад» («Проспект Мира») - плодородность советского сельского хозяйства. «Новослободская» задумывалась как станция-грот, где витражи рассказывают о культурном величии страны. «Белорусская» посвящена братскому народу Белоруссии. «Краснопресненская» - победе революций 1905 и 1917 гг. «Киевская», аналогично «Белорусской», рассказывает об истории Украины. При этом почти все станции в той или иной форме содержали прославления Иосифа Сталина, которые потом были тщательно убраны, доходило до переделок целых мозаичных композиций.
Помимо пассажиропотоков от радиальных веток, Кольцевая линия соединила семь из девяти вокзалов столицы. Москва являлась и по сей день является центром пассажирских перевозок дальнего следования, между многими городами нет прямых поездов, и пересадка чаще всего производится в Москве. Именно такие транзитные пассажиры, которые едут лишь с одного вокзала на другой, до сих пор составляют немалую долю пассажиров Кольцевой линии.
Источник строгого текста