В одной американской песенке 1960-х от лица дикаря про блага цивилизации пелось: «Не хочу ярких огней, хочу остаться в Конго!» Желание понятно. Зимой в большом городе особенно хочется побыть вдали от его шума и суеты. Падает снег, сугробики на подоконниках искрятся, вечером дома тепло и уютно - но скоро выходить на улицу, в толпу спешащих на работу. Бр-р-р!
Вдвойне это ощущается как раз сейчас, после новогодних праздников. И втройне после возвращения в большой город из посёлка в Костромской области, где я провёл первые десять дней января.
Интересно вот что: из моего опыта, обычно негативное впечатление от мегаполиса объясняют только различием между его высоким темпом жизни и замедленностью отдыха в глубинке. Но есть ещё один фактор - глубина погружения в жизнь.
В первые десять дней января я не отдыхал, уйдя в отсыпание до полудня, а находился в достаточно жёстком графике учебного процесса. Т.е. темп жизни был высок, свободное время исчислялось десятками минут в день. Я с уверенностью скажу, что в плане времени условия были даже жёстче, чем при нахождении в Петербурге.
При этом, вернувшись в город я всё равно ощутил некоторый дискомфорт. Значит, дело не в том, что на отдыхе ты проводишь день в темпе ниже городского, а город тебя встречает необходимостью двигаться шустрее. Дело в том, что обычная жизнь в мегаполисе проходит с низкой сосредоточенностью, неглубоким погружением.
Глубокому погружению мешают отвлекающие факторы. В частности, реклама. Мы к ней, вездесущей, привыкли, но нельзя сказать, что она не имеет никакого влияния. Она очень агрессивна. Для сравнения (и успокоения) посмотрите на следующую картинку (по щелчку она откроется в полном размере)
Сразу и не скажешь, что это реклама. Это именно она, из позапрошлого века. Рекламируется петербургская мануфактура, выросшая в завод «Красный треугольник».
Разительное отличие! Одно дело мелкие пронырливые яркие рекламки сегодняшнего дня (даже на экране смартфона вылезают баннеры-чертёнки, сантиметр на сантиметр размером) - и совсем другое эта монументальная спокойная рекламища, похожая на архитектурный эскиз. Рекламу прошлого века интересно рассматривать, и вникание в детали занимает минуты. Современная же коротким слоганом за мгновение обращённого на неё внимания бъёт прямо в подсознание (есть такое чувство). Глубина погружения больше в первом случае.
Беря шире, я думаю, что погружение в жизнь в среднем тем выше, чем больше времени ты сосредоточен на чём-то одном, без отвлечения. Считаю поверхностность и отрывистость злом - и рад, что есть средство повышать сосредоточенность! Просто нужно при занятии каким-то делом не отвлекаться на другое, а сознательно заниматься им одним, глубоко. Сложно это, сейчас даже
хорошую газету толком не почитать - зато какая это роскошь, когда ты это делаешь!
Насчёт нежелания выходить утром в толпу спешащих на работу людей, скажу так. Не отвлекаясь на интернет-заманухи (а это сложно, уже реклама появилась про интернет-зависимых), хорошо будет лечь спать пораньше, пораньше утром встать, для включения в ожидающий тебя высокий ритм мегаполиса сделать зарядку и, погрузившись в повторение любимых стихов или проработку книги, не обращая внимание на всяческие вирусы города, бодро проследовать туда, куда нужно. Спокойной вам ночи и доброго утра!