Вчера в библиотеке имени Ленина заседал наш дискуссионный клуб. Обсуждали три темы: 1) отличия нынешнего, смутировавшего капитализма от капитализма классического; 2) модели демократии от либеральной до элитарной по Шумпетеру; 3) ответы России на глобальный вызов «Зачем ты нужна, Россия?»
С чего всё началось
Всё началось с того, что мы объясняли пришедшим впервые то, чем «Суть времени» отличается от других общественно-политических сил. С чего началась СВ? Со сбора людей вокруг
видеолекций о развале СССР как горькой утрате, требующей искупления.
Для КПРФ развал Советского Союза есть случайность. Идущая по правильному историческому пути страна оступилась и развалилась. Для СВ развал Советского Союза есть преднамеренное убийство, результат применения врагом сложного и коварного оружия - читайте
манифест «Сути времени».
Также мы действуем без того, чтобы ходить на поклон к кому-либо за деньгами. Я не говорю ничего плохого на тему сотрудничества КПРФ или СР с людьми, имеющими деньги. Пусть КПРФ в Санкт-Петербурге работает с Григорьевым. Это гендиректор ЗАО «НПП ОСТ», вот его слова:
Мне, как фабриканту, как представителю класса капиталистов, постоянно приходится обращаться к теории Маркса, которая помогает найти правильное решение, поэтому я уверен, что она актуальна сегодня и её нужно изучать.
Просто меня, как активиста СВ, возмущают и сами слова «на поклон», и слова «за деньгами». Чтобы очистить авгиевы конюшни текущей политики нужно много чистой воды. Хождение на поклон за деньгами, то есть желание «замутить дело», не способствует чистоте результата. Родник с мутью не совместим, он даёт всё меньше воды. Чтобы водный поток не иссяк, чтобы вода была чистой для качественной отмывки конюшен, мы действуем без того, чтобы ходить на поклон за деньгами. Действуем на свои. И деньги - не главное, главное чтобы дело было сделано.
Дело же в том, чтобы воспринять развал СССР как личную трагедию, направить глубокое чувство возмущения этим на усилия для понимания причин развала и очерчивания развалившего субъекта, восстановить утраченное. Для направления возмущения в правильное русло, мы продолжили по повестке.
Мутакапитализм
По повестке обсудили мутацию капитализма, описанную в статье
«Право на кислород».
Капитализм мутирует. То есть с одной стороны, он существует, и мы видим, что мы в нем живем. А с другой стороны, он переписывает собственные системные коды. Причем настолько существенно, что уже даже непонятно, капитализм ли это
Капитализм сегодня по-новому глядит на три свои основы: традиционная семья, национальное государство, религия. От развития людей («капитализм сам создает себе могильщика») произошёл переход к неразвитию, к появлению «лишних людей» (доклад Римского клуба). Для неразвития вредны и традиционная крепкая семья, и опора на стержневую нацию, и уважение к религии.
Традиционная семья уничтожается нетрадиционными сексуальными отношениями (НСО) и ювенальной юстицией (ЮЮ).
Национальные государства уничтожаются через цветные революции (Югославия, Ливия, на очереди Сирия).
Религии терпят кризис и подвергаются нападкам (Пусси Райот).
Все сошлись на том, что капитализм действительно смутировал. С этим мутантом даже сегодняшняя капиталистическая Россия не совместима. Капитализм-мутант Россию приговорил к уничтожению, душит её своей атмосферой (кому милы НСО и ЮЮ? А мы всё стремимся внедрить их у нас, чтобы «Как в Европе»), а она дёргается. России нужна кислородная маска, чтобы рывком выбраться из этой атмосферы, а не лечение отдельных симптомов задыхания.
Модели демократии
В XVII-XIX веках в Европе менялись формы общественного и государственного устройства, от традиционного общества с монархией к буржуазному обществу с демократией. Опора на традиции сменилась опорой на закон, на рацио. Разные варианты опоры дают разные модели демократии. Кратко обсудили такие модели демократии, как либеральная, партиципатионная, элитарная по Шумпетеру, рыночная, пролетарская.
Йозеф Шумпетер, «Капитализм, социализм и демократия» (первое издание в 1942), глава 23:
В первую очередь в соответствии с принятой нами точкой зрения демократия не означает и не может означать, что народ непосредственно управляет, если употреблять слова «народ» и «управлять» в любом из известных значений. Демократия значит лишь то, что у народа есть возможность принять или не принять тех людей, которые должны им управлять. Но поскольку народ может это решить совершенно недемократическими способами, мы вынуждены были сузить наше определение, добавив дополнительный критерий, определяющий демократический метод, а именно свободную конкуренцию за голоса избирателей между претендентами на роль лидеров. Один из аспектов этого можно выразить, сказав, что демократия - это правление политиков. Необычайно важно ясно понимать, что под этим подразумевается.
Было замечено, что если убрать рацио из демократии, то получится возврат в прошлое. Если же возврат не произойдёт на опору традиции, то будет сумасшедший дом. Отсутствие рационального в наше время просматривается, как и сумасшедший дом, не так ли? Не та ли эта самая атмосфера капитализма-мутанта?
Что может Россия предложить миру?
Так как Россия круто повернула мировой исторический процесс сначала своей позицией по Сирии (не допустила разрушения ещё одного национального государства введением бесполётной зоны силами НАТО), а затем возвращением Крыма, то все взгляды сейчас устремлены на неё, на нас. Что мы можем ответить миру? Ответ «Ой, ошибочка вышла» явно неуместен. Россия может только и дальше подтверждать свою заявку на лидерство, предложив всему миру нечто уникальное для спасения от смутировавшего капитализма.
Россия может предложить миру опыт создания культуры, во-первых, как платформы для объединения людей с различными религиозными воззрениями в одно общество и, во-вторых, как воспитателя.
Важность воспитания была подтверждена таким фактом.
Фашисты в своих концлагерях вели всяческий учёт и подсчитали, что в среднем 5% пленных не управляются фашистскими методами. Среди же советских пленных таких было в шесть раз больше, 30%.
Сошлись на том, что такое значительное отличие есть результат воздействия культуры, сложившейся до советского периода и развитой за четверть века до войны. Разовьём тему дальше в следующий раз.
Повестка на 11 апреля
Дискуссии шли в основном не вокруг констатации нашего, мягко говоря, неоптимального положения. Спорили вокруг того, как выходить из кризиса. Вести к далёкому коммунизму или к понятному социализму? Как направить общественную энергию так, чтобы государство не развалилось?
Повестка на следующий раз:
1) Продолжение обсуждения на тему «Что Россия может предложить миру?»
Что особенное есть в истории России, что она может предложить миру для спасения от мутирующего капитализма, ведущего мир к войне?
2) Методы управления общественными энергиями. Манипуляция и актуализация.
Контактная информация по дискуссионному клубу в библиотеке имени В. И. Ленина
Телефон +7 911 243 25 49
Сайт библиотеки -
liblenina.ruГруппа нашего дискуссионного клуба -
http://vk.com/discuss_spbЗаседания каждую субботу, с 16 до 19 часов.