Или мы будем форматировать будущее, или будущее отформатирует нас...

Nov 23, 2013 09:00

В статье про форсайт-проект «Детство-2030» описываются декларируемые цели модели семьи будущего, продвигаемой Высшей школой экономики. Как и следует ожидать от экономистов, их проект рассматривает детей как человеческий капитал. Возникает вопрос, почему экономисты занимаются семьёй? У них ничего хорошего не появляется, только такие ужасные проекты, в которых запланированы трёхуровневые школы: развивающие для богатых, базовые для середнячков и отстойники для бедных. Всё продаётся, качественное образование просто как пример.

Да просто им, "сильным лидерам" (см. ниже), "элите", не нужно развитие страны, основанное на развитии его базовой ячейки - семьи. "Элита" криминального капитализма ищет, что можно выдоить, а экономисты проектируют будущее, в котором можно выдаивать жизни из простых людей. Чем, как не забиранием жизни, является вышеупомянутая школа-отстойник для детей бедняков (которых у нас в стране большинство)? Не выучится, останется в своём гетто. И денег на это гетто тратить не надо. "Сильные лидеры" строят будущее под себя.

Оригинал взят у yuliana_chka в Или мы будем форматировать будущее, или будущее отформатирует нас...

Будущее творимо, оно не проистекает из прошлого и
зависит от решений, которые будут предприняты участниками
(базовые принципы форсайтов)

Для начала цитата:

Дмитрий ПЕСКОВ - член Экспертного Совета Правительства Российской Федерации, директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив:
«У нас до сих пор считалось, что стратегия - это то, что пишет государство, или то, что делают компании ради своих коммерческих интересов. Сама возможность того, что общественные лидеры, бизнес и представители государства объединятся вместе ради формирования такой общественной стратегии, которая не требует прямого распределения государственных ресурсов, которая не требует включения иерархической модели управления, где сильные лидеры могут договариваться друг с другом и совместно реализовывать общую повестку - такого рода возможность не реализовывалась.»
(Пресс-конференция, посвящённой итогам Форсайт-флота 2013)

Внимательней присмотримся к высказыванию, учитывая, что форсайты перестали быть принадлежностью бизнес-технологий и стали инструментом формирования социальной реальности. Нашего с вами бытия, другими словами.

Форсайт (от англ. Foresight - взгляд в будущее, предвидение) - это инструмент формирования приоритетов и мобилизации большого количества участников для достижения качественно новых результатов в сфере науки и технологий, экономики, государства и общества.
Базовые принципы форсайта:
- Будущее творимо; оно зависит от прилагаемых усилий
- Будущее вариативно (возможно много вариантов будущего)- оно не проистекает из прошлого и зависит от решений, которые будут предприняты участниками
- Есть зоны, по отношению к которой можно строить прогнозы, но наши действия не предопределены
- Будущее нельзя спрогнозировать или предсказать, можно быть к нему готовым

(Статью о форсайте Википедии стоит почитать полностью)

Учитывая вышеприведённое, присмотримся к высказыванию Пескова:
«У нас до сих пор считалось, что стратегия - это то, что пишет государство..."
У государства просматривается главная стратегическая линия:  на масштабную приватизацию, передавая всё больше функций бизнесу и отказываясь от монополии на образовательную и здравоохранительную сферы, а также на формирование политики в области семьи и детства (самые что ни на есть стратегические) в рамках так называемого частно-государственного партнёрства, в котором всё больше "частного " (бизнес) и (или) "общественного" в специфическом виде СО НКО и НКО, за которыми тоже стоит бизнес. Всё это прямо провозглашается и проводится в жизнь.
Видим мы это? Видим.

"...общественные лидеры, бизнес и представители государства объединятся вместе ради формирования такой общественной стратегии, которая не требует прямого распределения государственных ресурсов, которая не требует включения иерархической модели управления, где сильные лидеры могут договариваться друг с другом и совместно реализовывать общую повестку..."
Называя вещи своими именами - решать судьбу страны, народа и нашу с вами должен не народ, как источник власти (согласно нашей Конституции) через делегирование полномочий законодательной и исполнительной власти ("иерархическая модель управления") , а "общественные лидеры, бизнес и представители государства" (государства, всё больше отказывающегося от формирования стратегии. Соответственно, "представители государства" - это лоббисты интересов бизнес-структур, на федеральном уровне - транснациональных).
Всё. Нам с вами можно идти чай пить. Мы не входим в число "общественных лидеров, бизнеса и представителей государства". Когда понадобится, нас позовут. Или на Болото, если "общественные лидеры, бизнес и представители государства" не договорятся, или на избирательные участки, если переговоры пройдут успешно. Мы же живём не при тоталитаризме? У нас есть выбор...

Хотя, конечно, можно выдвинуть своих общественных лидеров, не завязанных на бизнес и государство. Есть проблема - отсутствие у них финансового и административного ресурса.  Зато есть другой ресурс: нас -  абсолютное большинство. Вот такое,  безъязыкое и разобщённое...

В технологическом форсайте объект определен сферой проведения форсайта: авиастроение, нанотехнологии и т. д. В общественно-политическом форсайте  объект  конструируется специально. (Википедия)

Так. Объект конструируется специально.

ОБЪЕКТ - то, на что направлена активность (реальная и познавательная) субъекта.
Если есть объект, значит, есть и воздействующий на него субъект. В статье Википедии о форсайте, а также во всех остальных источниках ничего не говорится о субъекте, который направляет свою активность на объект (напр., на социальную реальность). Из контекста высказываний Пескова и других форсайт-проектёров  можно сделать вывод, что субъектом, воздействующим на объект, являются некие объединившиеся «общественные лидеры, бизнес и представители государства».

Представить себе, что множество людей, живущих и работающих в разных местах, имеющие разные непересекающиеся (или пересекающиеся) интересы, разный статус, разный образ жизни,  представление о благом и дОлжном, вот так вот вдруг собрались (с чего бы?) и стали формировать общую стратегию, значит быть Маниловым в квадрате.
Каждый, кто хоть чуть-чуть работал с коллективом, знает, что всегда есть лидеры, генераторы идей и организаторы, которые более или менее удачно и мобилизуют остальных под свою концепцию.  Как вырабатывается концепция (или концепции) это другой разговор. Но она ВСЕГДА первична.

Субъект, в отличие от объекта, всегда руководствуется тщательно разработанной концепцией, в русле которой и находится «общая повестка». Так что договариваются  «общественные лидеры, бизнес и представители государства» на различных сейшенах типа Форсайт-флота 2013 не об «общей повестке», а о "дорожных картах", прокладывающих путь к целям, заданным  уже готовой концепцией. Это своего рода производственное совещание, на котором  присутствующие  отчитываются о проделанной на своих участках работе и вносят рационализаторские предложения.
Так что вывод однозначный:  все эти прекрасные собравшиеся на теплоходе люди - не субъект, воздействующий на социальную реальность  с целью её изменения, а более или менее сознательные «технологи» и «инженеры», разнообразная деятельность которых лежит в русле определённой концепции. Хотя, конечно, в своей собственной узкой сфере компетенции они могут рассматриваться как под-субъект, воздействующий на под-объект.
Как формируется "объект"

"Музыку я разъял, как труп..."
(А.С.Пушкин, "Моцарт и Сальери")
Форсайт проект "Детство 2030"

"Идея поддержания традиционного уклада социальной жизни уже в прошлом."

"Форсайт становится инструментом для формирования социальной реальности."

Форсайт "Детство 2030" разработан в соответствии с «мировыми стандартами»: прежде всего сформирован «объект» под названием «детство». (Методологические инновации форсайт-проекта «Детство 2030», блок 1)

Обывательский подход к тематике детства несет за собой целый ряд представлений и стереотипов о детстве и об укладе общественной жизни.
Необходимо ... рассматривать детство как социокультурный феномен.

В нашем понимании «детство» - это период жизни человека до определённого возраста. И рассматривать детство  в отрыве от детей как таковых нам не приходило в голову.  Детство, оно всегда и обязательно  - чьё-то. Устарело наше понимание...
Чтобы сформировать объект под названием "детство", его надо избавить от всего лишнего, в частности от ребёнка.  Ребёнок отдельно, детство отдельно... (трудно представить? Тогда примите как данность, перечитав ещё раз раздел "Детство как социокультурный феномен", где это "исторически" обосновано).
Объект "детство" - это поле приложения социальных технологий  для формирования определённой социальной реальности, а также рынок для извлечения прибыли (товары и услуги разного рода,  тут перспектив - немерено. (Кстати, в школе сейчас не знания и опыт социализации получают, а образовательные, и не только, «услуги». Отсюда же и стремительный дрейф к платному образованию). Дети в такой системе координат - не дети, а "человеческий капитал", который должен приносить прибыль.

Дискурсы"Неправильные":

Главные претензии форсайт-проектёров  - к «оградительному детству», при котором дети от своего детства не отделены и как незрелые физически, психологически и морально личности нуждаются в защите, ограждении от вредных влияний и постепенной социализации.... а также в родительской любви и заботе.


 Опираясь на эти два дискурса ("традиционалистский" и "оградительный") можно      строить предположения, к появлению какого общества в будущем это приведет:  будет воспроизведена та же система отношений в обществе, которая есть и сегодня  со стремлением к авторитаризму (последствия «традиционалистского» дискурса) и  патернализму (последствия «оградительного» дискурса). Тема детства как  человеческого потенциала, как сферы вложения капитала, как зоны приложения  усилий в существующем российском дискурсе оказывается закрыта.

....подобное отношение к детству является преградой. Причем преградой, которую  невозможно преодолеть усилиями одних государственных структур: спущенные  сверху решения не изменят сознания родителей и учителей в средних школах, не  вынудят бизнес включаться в создание инновационных детских товаров. Трансформация дискурса детства - общественная задача, задача включения в этот процесс всех заинтересованных сторон и объединения усилий. (объект "детство" - это не дети!!! Это сфера вложения капитала!!! напоминаю..)

Главная инновационная сила форсайта состоит в том, что это действие по созданию будущего. В форсайте важен не столько результат, сколько процесс вовлечения максимального числа заинтересованных лиц в формирование будущего. В западных странах число вовлеченных в форсайт-проекты экспертов исчисляется десятками и сотнями тысяч.

Надо сказать, что они - стараются... Бурная деятельность региональных властей, усиленно плодящих и размножающих т.н. "СО НКО" (социально-ориентированные некоммерческие организации) вызывает оторопь...

"Правильные":

Ну, и головокружительные перспективы, обрисованные в передовых "западных дискурсах", имеющих, как известно, для наших внутренних "общественных лидеров, бизнеса и представителей государства" силу закона:
                                                                                                                                                                                (кликабельно)

"Компетентное детство»
- простор для приложения ЮЮшных технологий, суть которых - разорвать связь между детьми и родителями для дальнейших манипуляций с лишёнными родительской защиты детьми. Не забываем, что дети отдельно, а детство и связанный с его эксплуатацией «гешефт» - отдельно!   Компетентное детство - для «отстоя» (не мой термин, я его встретила в одном из форсайтов: «Образование 2030») и среднего класса.  Что с них можно взять? Что можно - всё возьмут в виде платы за образовательные, медицинские и социальные услуги и сопутствующие товары. Но самый лакомый товар тут - дети.  В пару к "компетентному детству" - "компетентное родительство", чтобы было кому присматривать за "товаром". Привет Смешарикам! А также телефону доверия с единым общероссийским номером,  регламентам межведомственного взаимодействия, навязавшие учителям, врачам и всем остальным  функции соглядатаев и доносчиков, "правовое просвещение", разрывающее семью как единое целое,  и прочая, и прочая...

«Прикольное детство»
- опять таки, ребёнок сам по себе - ничто. Ни его душа, ни его чувства, ни его переживания... Ни его становление.
"Прикольное детство"  - ноу-хау  для богатых и знаменитых. Ребёнка как игрушку или щенка можно купить. Поигрались, надоел - бросили нянькам. Привет Алле Борисовне Пугачёвой, а также Ажелине Джоли и прочим типа звёздам.

«Охранное детство» - расширение рынков «традиционного» бизнеса  на объект под названием «детство» (производство того и сего..., а также торговля всем этим)
"Проявления этого дискурса можно увидеть в обсуждении вопросов экологии, правильной организации жилья, в товарах, которые изготавливаются: детские автомобильные кресла, накладки на острые углы мебели и т.д. В рамках этого дискурса появляются программы типа «Город, благоприятный для детей» .

"В общем, дорожные карты являются своеобразной «картой военных действий»: позволяют участникам понимать и видеть, что могут делать другие участники и к каким последствиям это приведет. На их основе координируются усилия многих инновационных групп, предприниматели могут видеть, какие разработки на каком этапе перейдут в стадию коммерческого использования и так далее."

Военные действия, их планирование в виде дорожных карт - ради коммерческого использования сформированных объектов, в данном случае детства.
"И так далее"...

Далее - везде

Несмотря на конфуз, случившийся с разработчиками форсайта  "Детство 2030" на ЭКСПО 2010 в Шанхае, он никуда не делся и его дорожные карты органически вписаны в другие форсайты: "Образование 2030", "Медицина 2030" и пр, и пр....

Из материалов Форсайт-Флота.

Форсайт "Превентивная медицина 2030"

1. Форсайт превентивной медицины опирается на тренд повышения продолжительности жизни до 100-120 лет. Однако вопрос стоит не в простом увеличении продолжительности жизни, а о сохранении осмысленной жизни до 120 лет, жизни, при которой человек сможет сохранять физическое и психическое здоровье, активную социальную и культурную позицию. Была выделена сильная угроза технократически-потребительского тренда, в котором потребительское отношение к медицинским услугам при развитии автоматизации и цифровых решений приводит к потере человеком власти над собой (техносреда становится «хозяином» здоровья людей).

При ближайшем рассмотрении форсайт  отсылает нас к "Трансгуманистическому движению":

Ясно, что более совершенные технологии могут принести пользу всем. Но в начале наибольшие преимущества будут у тех, кто обладает необходимыми средствами, знаниями и, в особенности, желанием учиться использовать новые инструменты. Можно предположить, что некоторые технологии могут усилить социальное неравенство. К примеру, если станет доступным какой-то способ увеличения интеллекта, вначале он может быть столь дорогим, что только самые богатые смогут себе его позволить. То же самое может произойти, если мы найдем способ генетически улучшать наших детей. Богатые станут умнее и смогут заработать еще больше денег. Но это явление не будет чем-то совершенно новым: и сейчас богатые могут дать своим детям отличное образование, а те могут использовать такие инструменты, как информационные технологии и личные контакты, которые доступны только привилегированному классу.
Для того, чтобы более совершенные технологии принесли пользу "всем" при ограниченности ресурсов у запертого в "колыбели" человечества, этих "всех" должно быть гора-а-аздо меньше. Примерно раз 10-15...или 20.  Можно перечислить методы, которыми это будет достигнуто....
А учитывая, что одним из боссов трансгуманистического движения в России является г.Чубайс с его социал-дарвинизмом энд нанотехнологиями....

Из форсайт проекта "Детство 2030":
Куклы Реборн (Reborn) - совсем как живые!

Робот-ребенок - робот, который способен имитировать поведение настоящего ребенка. Подобные разработки ведутся с 90-х годов прошлого века. В 2007 году университете города Осака (Osaka University) японские разработчики представили опытный экземпляр андроида, который способен имитировать поведение 5-летнего ребенка. Японские исследователи обещают, что через 15-16 лет данные разработки будут массово интегрированы в общество - в программы по подготовке родителей, для продажи тем, кто не хочет или не может иметь настоящих детей и т.д. Внедрение роботов-детей в общество (когда есть возможность заказать и купить себе робота-ребенка) с одной стороны, может привести к развитию систем компетентного родительства - на роботе удобно тренироваться быть мамой и папой, с другой стороны - может привести к сокращению числа желающих рожать настоящих детей.


Перспективы:

• дети могут участвовать в создании предметов;
• можно запрограммировать способности и характеристики детей;
• вместо детей можно заводить роботов или виртуального ребенка;
• воспитанием и уходом за детьми могут заниматься роботы;
• способности ребенка можно увеличивать за счет генной модификации и чипизации.

Кстати, о чипизации. Если вы думаете, что это больные фантазии чубайсов, вынуждена вас разочаровать.

Доклад на круглом столе в Госдуме 07.10.2013 Галины Царёвой, руководителя рабочей группы при Мосгордуме «Электронная идентификация, правовые и социальные последствия»

"Мало кто знает, что еще в 2004 году был разработан проект Федерального закона «Требование к биологической безопасности имплантантов», где говорилось о вживлении идентификационных и диагностических микрочипов в тело человека. Тогда этот законопроект не был принят, но попытки внедрить чипизацию в России не прекращаются и принимают все более изощренные формы."

"6 июня 2012г. был подписан Приказ № 4н Минздрава РФ "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" в котором говорится о применении «активных имплантируемых медицинских изделий», в категорию которых по международному стандарту также относятся вживляемые идентификационные и диагностические микрочипы, только здесь уже термин «чип» не употребляется (очевидно, в целях сокрытия истины) и во избежание привлечения внимания общественности."

«Стратегии развития медицинской науки до 2025», которая была утверждена 28 декабря 2012г, где уже можно найти подтверждение того, что одной из основных задач здравоохранения является чипизация населения России."

"...здесь речь уже идет не только об электронной идентификации человека, а о непосредственном управлении сознанием человека через введение активных медицинских изделий, через чипизацию. Стратегия предусматривает внедрение этих технологий в жизнь каждого человека в качестве нового способа существования современного общества."

Комментарии к форсайту "Превентивная медицина 2030"

Форсайт "Образование 2030"



(кликабельно)
.
Далее можно почитать здесь: Комментарий в форсайту "Образование 2030"

В России центром компетенций по Форсайту является созданный в структуре Высшей школы экономики Международный научно-образовательный Форсайт-центр.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
В 2008 году, когда Правительство России перевело НИУ ВШЭ в свое непосредственное ведение, на университет официально было возложено экспертно-аналитическое обеспечение деятельности российского правительства.

регресс, дети, форсайт, ВШЭ

Previous post Next post
Up