25 октября на место распорядителя имущества РАН (ФАНО, Федеральное агенство научных организаций)
назначен 36-летний замминистра финансов Михаил Котюков, про которого мало что известно, кроме того, что он очень эффективный финансист, так как ещё в студенчестве был начальником контрольно-ревизионного отдела Главного финансового управления администрации Красноярского края.
31 октября на
совещании с Котюковым и Фортовым, главой РАН, президент Путин что-то уклончиво говорит про введение «моратория на использование имущества», про рачительное отношение к накопленному государственному добру и про прямое участие Президиума РАН в управлении государственными заданиями для РАН. Фортов просит помощи у президента в разъяснении его позиции тем, кто считает, что РАН не должна ничем управлять, а должна быть только «клубом учёных и не больше». Котюков замечает, что времени мало, но обещает до начала нового финансового года (1 января 2014) во взаимодействии с РАН сформировать эти государственные задания на научные исследования, по которым и будут выделятся деньги.
В общем, Фортов и Котюков высказываются в духе того, что будет трудно, но мы постараемся реформу осуществить. Раз уж она принята. Я же, основываясь на материалах газеты «Суть времени» (
№49,
№50,
№51), считаю реформу разрушительной, на власть и на главу РАН не надеюсь. За два месяца невозможно создать государственные задания, которые эффективно использовали бы всё имеющееся у Академии добро и кадры, а это 550 подведомственных организаций, на финансирование которых в 2013 году из бюджета направлено 67,8 миллиарда рублей (бюджет всей Молдавии).
Наука должна принадлежать народу!
Click to view
Видеоматериал с
Народного собрания в защиту науки 13 октября -
http://www.youtube.com/watch?v=XBMDDvF4zMc Обществу придётся следить за реформой, чтобы подтвердить тезис «Наука должна принадлежать народу!». Но достаточно ли слежения? Ведь ты должен бороться за то, на что претендуешь, просто так в нынешнее время ничего не даётся. Аполитичность не вариант.
Кратко о том, как предполагают действовать протестующие внутри самой РАН
Член Президиума РАН Валерий Рубаков, один из лидеров протеста против реформы,
замечает по поводу Котюкова: «Котюков - человек не из научной среды, он плохо представляет, что такое наука, кто и как ее делает. Понятно, в такой ситуации легко наделать ошибок - это в лучшем случае. А в худшем дело может закончиться полным развалом российской науки. ... Более-менее приемлемый, оптимистичный сценарий - агентство будет действовать, опираясь на научное сообщество: научные советы или экспертные группы по различным направлениям. В итоге, разветвленная сеть научно-координационных структур пронизывала бы ФАНО сверху донизу, фактически определяла его политику и реально влияла на принятие решений. Этот сценарий мог бы, наверное, минимизировать отрицательные последствия самой идеи организации ФАНО. Но, увы, выглядит он малореалистичным».
Председатель профсоюза работников РАН
Калинушкин, со-организатор Народного собрания 13 октября, рад тому, что главой ФАНО назначен человек не из министерства (убийства?) образования и науки - «это означало бы полный конец РАН» - но чёткую оценку ситуации дать не может и заявляет, что общественные организации при РАН будут «отслеживать действия руководителя ФАНО».
Общественные организации при РАН (включая Санкт-Петербургский союз учёных) и представители научных сообществ
8 октября учредили Совет научных сообществ, который сформировал Комиссию общественного контроля за ходом и результатами реформ в сфере науки. Калинушкин и Рубаков вошли в Секретариат этой комиссии, их слова о слежении за реформой не расходятся с делом.
Слежение за реформой недостаточно
Следить за реформой силами работников РАН недостаточно. Так же недостаточно такое слежение и со стороны общественных движений. Мы (я активист «Сути времени»), конечно, будем следить за имуществом и кадровыми перестановками. Если понадобится отстаивать уважаемых директоров институтов от увольнения, будем отстаивать. Будем добиваться общественного обсуждения и отмены разрушающих РАН законов. Самое главное - будем добиваться признания науки в целом стратегической отраслью России.
Будем выполнять то, что было заявлено на 2-м Народном собрании 13 октября в Москве - переходить от оборонительного подхода к
наступлению.
Резолюция собрания -
http://eot.su/node/16160