Автор -
Ретрофан. Это цитата
этого сообщенияИстория подводной лодки. Подлодка пытается показать свои зубы
Американская подводная лодка «Черепаха» подбирается к британскому флагманскому линкору «Игл» у острова Нью-Йорк.
Ночь с 6 на 7 сентября 1776 г
Первым подводным судном, которое по праву можно считать боевым кораблем, стала «Черепаха», построенная в 1773 г. по проекту Давида Бушнелла. Произошло это в Североамериканских колониях Великобритании, и во время Войны за независимость американцам представился шанс опробовать новое оружие в деле.
Что же представлял собой первый действующий подводный боевой корабль? Подводная лодка Бушнелла заметно отличалась от всех предыдущих конструкций, и причиной тому были научные знания ее конструктора. Давид уже знал, что давление воды увеличивается с ростом глубины, и потому изготовил свою лодку из железа (первым в истории!), обшив ее поверх железных листов медными полосами. К тому же конструктор придал кораблю форму яйца, чтобы сферическая поверхность лучше выдерживала давление. Сверху этого «яйца» устанавливалась небольшая наблюдательная рубка, сделанная из меди. Эта рубка имела герметично закрывающуюся крышку, через которую человек мог протиснуться внутрь корпуса.
Давид Бушнелл и его «Черепаха»
Лодка управлялась одним человеком; она плавала в воде в вертикальном положении, в чем ей помогал балласт - 700 фунтов свинца (в случае необходимости 200 фунтов можно было сбросить). В нижней части корпуса лодки имелись 2 цистерны. Они заполнялись через впускной клапан, который оператор открывал ногами. Осушались цистерны 2 маленькими ручными помпами. Бушнелл, естественно, не был знаком с принципами дифферентовки подводных лодок, поэтому его лодка не могла держаться под водой на заданной глубине. Чтобы решить проблему, он применил 2 «пропеллера», которые вращались с помощью рукоятей изнутри корпуса. Вертикальный должен был заталкивать лодку под воду, а горизонтальный - перемешать ее в нужном направлении.
Кроме того, Бушнелл знал, что порох может взрываться и под водой, причем в этом случае сила взрыва будет заметно больше, чем на открытом воздухе. Поэтому оружием лодки Давид сделал подводную мину, которая представляла собой законопаченный просмоленный бочонок со 150 фунтами пороха. Бочонок был приделан к бураву, который необходимо было воткнуть в дно судна и с помощью рукояти вкрутить его в дерево. Порох же подрывался часовым механизмом, который мог дать задержку до 30 минут. За это время подводная лодка должна была отойти на безопасное расстояние.
Внутреннее устройство «Черепахи» Бушнелла и размещение в ней капитана корабля
В ночь с 6 на 7 сентября 1776 г. состоялась первая в истории атака подводной лодкой корабля противника. Целью «Черепахи» был британский 64-пушечный линейный корабль «Игл», флагман адмирала Хоу. Атаку проводил сержант Эзра Ли - доброволец, ставший первым в истории командиром боевой подводной лодки. Он действовал ночью. Сержант заполнил цистерны так, что над водой оставалась только рубка; в таком положении американцы на шлюпках отбуксировали лодку поближе к британской эскадре. Затем Ли с помощью горизонтального пропеллера направился к противнику, хорошо видному в темноте из-за зажженных кормовых фонарей. Правда, сильное течение сносило «Черепаху» в море, но сержант вложил все силы в работу, и через 2 часа, совершенно вымотанный, все же сумел добраться до цели.
Приблизившись к флагманскому кораблю, Эзра Ли поднырнул под него, используя вертикальный пропеллер. Когда лодка оказывалась под днищем судна, небольшая положительная плавучесть прижала ее к корпусу цели, и сержант смог заняться своим делом - установкой мины. Однако американцы не учли, что англичане обшивали подводные части своих деревянных кораблей медью, чтобы предохранить корпуса от древоточцев, которые водятся в тропических морях. В результате бур, с помощью которого сержант Ли собирался прикрепить мину к цели, неожиданно для него наткнулся на медные листы. Эзра так и не смог проткнуть эту «броню». К этому времени уже начало светать, а «Черепахе» требовалась темнота, чтобы скрыться. Поэтому Ли отступил. Течение и горизонтальный пропеллер понесли его в родную гавань, однако проходящую мимо лодку заметили британские солдаты на острове Стаатен. Они немедленно спустили на воду шлюпку и бросились в погоню. Ли, поняв, что может попасть в плен, сбросил бочонок с порохом, чтобы хоть как-то облегчить лодку. Англичане, завидев плывущий на них бочонок, заподозрили ловушку и повернули назад. В этой гонке отважный Ли совершенно обессилел, но все же, хоть и с огромным трудом, смог благополучно вернулся к своим.
Это событие можно оценивать по-разному. С одной стороны, британский корабль остался цел. С другой - подлодка почти полностью реализовала замысел своего создателя.
Впоследствии подводная лодка Бушнелла еще дважды атаковала британские корабли, но вновь потерпела неудачу. «Черепахе» мешали бдительные часовые, которые замечали лодку на подходе и обстреливали ее из мушкетов.
Слева: «Черепаха» атакует линкор «Игл». Справа: «Черепаха» уходит от преследования англичан
Немалую роль в деле развития подводной лодки сыграл еще один американец - Роберт Фултон. В 1798 г Роберт Фултон предложил французскому правительству идею создания подводной лодки, с помощью которой можно минировать днища вражеских кораблей. Французская Директория заинтересовалась было проектом, но морской министр оказался против, и предложение Фултона было отвергнуто, так как финансовые претензии изобретателя были сочтены завышенными. Кроме того, французы посчитали такой метод ведения войны слишком зверским, и опасались, что он обесчестит французский флот.
Роберт Фултон
Лишь в 1800 г., когда у власти во Франции встал Наполеон, а Фултон смог представить ему действующую модель будущего «тайного» корабля, дело сдвинулось с места: Наполеон приказал выдать Фултону 10.000 франков на постройку подводной лодки. Она была заложена в конце 1800 года, спущена на воду на Сене в мае 1801 года, и наречена «Наутилусом». Интересно то, что лодка Фултона (первой среди всех предшествующих лодок) получила «зализанную» вытянутую форму: дело в том, что готовясь к постройке подводного корабля, Фултон провел целую серию экспериментов для выяснения формы тела, наилучшим образом обтекаемого в воде.
Корпус корабля длиной 6,5 м и шириной 2 м имел форму неправильного эллипсоида и медную обшивку на железных шпангоутах. Палубу лодки венчала небольшая рубка в форме полусферы; субмарина приводилась в движение винтом, который приходилось вращать руками. Для облегчения этого процесса и увеличения скорости хода в надводном положении на «Наутилусе» были установлены мачта и парус; при погружении они укладывались на палубу. «Наутилус» погружался, принимая воду во внутренние балластные цистерны, и всплывал, когда воду откачивали помпой; причем корабль мог погружаться на глубину до 30 метров - абсолютный рекорд для того времени! Но самым большим нововведением стал горизонтальный руль - предшественник современных горизонтальных рулей. Он должен был помочь удерживать лодку на заданной глубине. «Наутилус» мог развивать скорость под водой 1,2 узла и всплывать, заполняя и осушая балластную цистерну. Подводники (экипаж состоял из трех человек) дышали через дыхательную трубку, выведенную на поверхность воды и прикреплённую к поплавку. Это приспособление позволяло морякам оставаться под водой до 5 часов!
Устройство подводной лодки Фултона «Наутилус».
Что касается вооружения подводного корабля, то Фултон был вынужден использовать идею Бушнелла - никаких других видов подводного оружия тогда еще не существовало. Лодка Фултона имела шип в рубке, который втыкался в днище атакованного корабля. К шипу на тросике был прикреплен подрывной заряд. «Наутилус» должен был прикреплять заряд к днищу цели, отходить на безопасное расстояние и подрывать заряд специальным механизмом.
Первые испытания «Наутилуса» прошли в Париже, напротив Дворца инвалидов, в присутствии самого Наполеона. Лодка показала, как она движется в полупогруженном состоянии. Потом Фултон принял балласт, и «Наутилус» ушел под воду. Течение понесло лодку, и она поднялась на поверхность в 3 милях от точки погружения. Это была впечатляющая демонстрация, и Наполеон решил, что получил оружие, с помощью которого вырвет у Англии господство на море.
Фултон перевез свою лодку в Брест для опытов в открытом море, и там он решил продемонстрировать, как будет проводиться атака. На рейде Бреста была установлена старая шхуна. «Наутилус», имея подрывной заряд, пошел в атаку. Он поднырнул под шхуну, прикрепил заряд и разнес корабль в щепки. Испытания завершились триумфальным успехом!
Рисунок Фултона из его брошюры «Торпедная война и подводные взрывы». Здесь конструктор изобразил первое в истории (пока еще учебное) потопление корабля подводной лодкой
Однако этот успех ничего не дал Роберту Фултону. К этому моменту потерявший бОльшую часть своего флота в Трафальгарской битве Наполеон решил отказаться от высадки в Англии, его планы теперь были обращены к востоку. Французские моряки тут же вновь заговорили о бесчестности «столь ужасного» оружия, и в феврале 1809 года, морской министр отказался от сотрудничества с Фултоном.
Фултон, как истинный деловой американец, тут же решил заработать у врагов Наполеона. Он пересек Ла-Манш и прибыл в Англию, где представил свое изобретение британскому Адмиралтейству. Фултону повезло, он сумел заинтересовать премьер-министра Уильяма Пита, но страшно напугал чиновников Адмиралтейства во время боевых испытаний, на которых он разнес на куски пожертвованный для этой цели бриг «Дороти».
Взрыв брига «Дороти» на рейде порта Уолмер 15 октября 1809 г. Рисунок того времени.
Его успех привел комиссию в ужас, адмиралов напугали безграничные возможности подводной лодки, которая могла поставить крест на могуществе британского линейного флота. Резюме было категоричным: «Мы не можем начать развитие такого рода военных действий, совершенно не нужного флоту, обладающему господством на море; ведь, оказавшись успешным, данный метод сразу лишит нас этого господства».
Разочарованный Фултон вернулся в Америку, где в 1810 году он убедил конгресс выделить ему деньги на постройку еще одной подводной лодки. Это был более крупный корабль, оснащенный паровым двигателем, который спроектировал сам Фултон. Верхняя палуба была забронирована железными плитами для защиты от орудийного огня атакованного корабля. Лодка была названа «Мьют» (немой), потому что паровая машина работала совершенно бесшумно. Однако во время показательных испытаний лодки все попытки взорвать выделенный для этого фрегат «Аргус» провалились: командир фрегата кэптен Роджерс организовал столь надежную охрану своего корабля, что каждый раз вовремя выводил его из-под удара. В результате президент Джефферсон отказался принять подлодки на вооружение американского флота, указав, что это можно сделать лишь после того, как удастся создать по-настоящему практичные и надежные подводные лодки и оружие для них. А вскоре Фултон умер, без него же никто не стал завершать дело. Про «Мьют» забыли, лодка сгнила и затонула прямо у причала.
Тем не менее, во время Англо-американской войны 1812 года американцы вспомнили о новом оружии, и вновь решили попытать счастья под водой. Имея на руках готовые чертежи лодки Бушнелла, они построили вторую такую лодку, которая в июле 1813 года атаковала линейный корабль «Рэмиллис», которым командовал капитан 1 ранга сэр Томас Харди, бывший командир флагманского корабля Нельсона «Виктори». Атака была произведена, когда «Рэмиллис» стоял на якоре возле Нью-Лондона. Однако часовые заметили за кормой корабля лодку, и немедленно подняли тревогу. Лодка погрузилась, и пошла в атаку. На «Рэмиллисе» поспешно обрубили якорный канат, и корабль снялся с места, уклоняясь от атаки. Вскоре британцы вновь обнаружили подводную лодку, однако она находилась слишком близко, чтобы ее можно было обстрелять; лодка поднырнула и прицепилась к килю «Рэмиллиса». Она находилась там полчаса. Моряк, управлявший подлодкой, сумел пробить дыру в медной обшивке днища, но бурав при этом сломался, поэтому прикрепить подрывной заряд уже не удалось. Атака сорвалась, однако подводная лодка не пострадала и благополучно вернулась назад.
Таким образом, уже в конце 18 - начале 19 веков подводные лодки заявили о себе, как о новом виде морского оружия. Они провели целый ряд учебных и боевых атак; и хотя пока еще они не добились боевых успехов, сама идея атаки из-под воды, казавшаяся ранее фантастикой, начала приобретать черты реальности…
Подводная лодка Фултона «Наутилус» в музее
Серия сообщений "
История подводной лодки":
Часть 1 -
История подводной лодки. Стремление в глубинуЧасть 2 - История подводной лодки. Подлодка пытается показать свои зубы
Оригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru