Автор -
Roman_FRF. Это цитата
этого сообщенияКонструктивизм в театре
Эскизы и макеты театральных декораций. Первые десятилетия после революции 1917 года.
"Время!
Хоть ты, хромой богомаз,
лик намалюй мой
в божницу уродца века!
Я одинок, как последний глаз
у идущего к слепым человека!"
(1913 В. Маяковский)
Что пережил Большой театр можно представить по этим эскизам занавесей.
Эскиз Ф. Федоровского.
"Красный праздник"
Проект занавеса Большого театра.
1917 год.
Легендарный ВХУТЕМАС, рассадник конструктивизма, возник в 1920 году на основе слияния Строгановки и Московского училища живописи ваяния и зодчества. Проникшие в его руководство пропагандисты формализма под видом пролетарского искусства привели к развалу традиционное академическое художественное образование, и в 1930 году учебное заведение было силой расформировано (образовались архитектурный и Суриковский институты).
Кто тогда, на фоне борьбы реализма с формализмом, мог заметить зарождение в России школы дизайна, породившей плеяду творцов будущего наших ведущих театров. Эти формалисты не только оформляли спектакли и завоёвывали высшие награды за рубежом, они с успехом обучали после войны студентов театральных факультетов.
Конструктивизм в советском театре двадцатых - тридцатых годов, явления яркое и скоротечное, и что удивительно, плеяда художников того времени оставалась лидером искусства сценографии вплоть до конца шестидесятых годов прошлого столетия, когда ненавистный конструктивизм власть вроде бы помогла "изжить" из их сознания, и что ещё более удивительно, именно те самые люди работали впоследствии со студентами театральных факультетов страны. Почему столько удивления? Потому что никакое направление в искусстве так старательно не вытравлялось как это, и не уничтожалось как это, за свой длинный и чуждый пониманию пролетариата и его партии художественный язык. "Золотым веком" конструктивизма были первые десятилетия после революции 17 года, когда попасть на работу в театр было не сложно, особенно, если вы пролетарий и бойко боретесь за пролетарское искусство. Известно, что в годы гражданской войны ефрейторы могли командовать полками.
Взглянув внимательнее на биографии ключевых фигур художественных заведений тех лет, я ужаснулся соотношению их образования и должностным взлётам. Для наглядности представляю две крупные фигуры в мире искусства.
Родченко Александр Михайлович
В 1911-1914 учился в Казанской художественной школе (и это всё!).
Призван в армию, с 1916 по 1917 годы служил заведующим хозяйством Санитарного поезда.
Сразу же после Февральской революции в Москве создается профсоюз художников-живописцев!!!
С 1918 по 1919служит в отделе ИЗО Наркомпроса, заведует Музейным бюро.
В 1920-1930 преподавал (учил студентов дизайну, проектированию предметов для повседневной жизни) на деревообделочном и металлообрабатывающем факультетах Вхутемаса-Вхутеина в должности директора и профессора!!!
С 1921 по1924 работал в Институте художественной культуры (Инхук), где сменил в 1921 В. В. Кандинского на посту председателя!!!
Творческое кредо - относился к искусству как к изобретению новых форм и возможностей, рассматривал свое творчество как огромный эксперимент, в котором каждая работа представляет минимальный по форме живописный элемент и ограничена в выразительных средствах.
Мале́вич Казими́р Севери́нович (1879-35)
Поляк по происхождению.
В 1895 году в возрасте 17 лет поступил в Киевскую рисовальную школу Н. И. Мурашко.
В 1896 году в Курске работал чертежником в Управлении Курско-Московской железной дороги, параллельно занимаясь живописью.
Занятия живописью не позволили ему, даже со второго раза, поступить в Московское училище (1905-06), не принимали.
С 1906 до 1910 года Казимир посещал занятия в студии Ф. И. Рерберга в Москве.
1916-17 годы служба в армии.
В мае 1917 Малевич был избран в совет профсоюза художников-живописцев в Москве представителем от левой федерации (молодой фракции). В августе становится председателем Художественной секции Моссовета солдатских депутатов, занимается просветительской работой, разрабатывает проект Народной академии искусств!!!
В ноябре 1917 московский Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей Кремля.
В 1918 году избран членом Художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса.
В 1919 году руководит «Мастерской по изучению нового искусства Супрематизма» в Свободных государственных художественных мастерских!!!
В 1919 году в Витебске начинает руководить мастерской в Народном художественном училище «нового революционного образца», которую возглавлял Марк Шагал!!!
В том же 1919 году в Москве открывается первая ретроспективная выставка художника «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму»!!!
Даровитость с хамовитостью, это та сила, которая в сочетании с административным ражем может творить чудеса!
Будет время, поинтересуйтесь немецкой школой дизайна Баухауз, образовавшейся на год ранее нашего ВХУТЕМАСа, (и так же, путём слияния двух учебных заведений). Малевич в своё время был там, интересовался системой преподавания, беседовал с Вальтером Гропиусом. Наша школа закрылась в 1930, а немецкая в 1933 годах, с приходом к власти нацистов.
У нас было много общего в теоретической и методической частях образования, но сравнивать советских преподавателей (в основной своей массе без дипломов) и немецких профессионалов высочайшей культуры нет смысла. Тогда почему наш конструктивизм воспринимается миром, как прорыв в развитии искусства 20 века, почему он поставлен в основу образования многих мировых школ? А главное, почему наша академическая школа рисунка и живописи была антагонистом ВХУТЕМАСу? Думаю, если бы школа занималась только развитием дизайна, особых проблем у неё не возникало. Но конструктивизм начинал занимать лидирующие позиции в станковой живописи и графики, в театральном деле, и в скульптуре, работая не на обывателя, а на самого себя. Художники препарировали средства изображения, раскладывали всё по отдельным кучкам для изучения свойств каждой такой кучки (форма отвлечённая, цвет отдельно от формы, линия не рисующая, а сама по себе в том или ином ритме и расположении). Многочисленные выставки различных объединений напоминали демонстрацию студенческих работ, смысл которых понимали только посвященные преподаватели и сами студенты. Мало кто всерьёз тогда думал о том, что искусство принадлежит народу, и мало кто из конструктивистов сумел сохраниться в чистом виде после укрепления в стране народной власти.
Сравните Маяковского 1913 года...
"Я, чувствуя платья зовущие лапы,
в глаза им улыбку протиснул; пугая…"
и Маяковского 1925 года, научившегося жить и творить на благо народа...
"Мы с вами, китайцы!
- Прочь
руки от Китая! -
Рабочий,
разбойничью ночь
громи,
ракетой кидая
горящий лозунг:
- Прочь
руки от Китая!"
Выпускники ВХУТЕМАСа, наиболее заметные своими работами в театре:
Александра Экстер (1882-1949) преподавала во ВХУТЕМАСе.
Ф. Федоровский (1883-1955) преподавал во ВХУТЕМАСе
Н. Шифрин 1892-1961 учился в студии А. Эстер
И. Рабинович (1894-1961) преподавал во ВХУТЕМАСе
Петрицкий А. Г. (1895- 1964)
В. А. Шестаков 1898 - 1957
П. Вильямс (1902-47)
В. Рындин 1902-1974
Пименов Ю. И. (1903-1977)
А. Константиновский (1906-58).
Эскиз Макарова П.
"Песня алых знамён"
Проект занавеса Большого театра.
1917 год.
Эскиз Ф. Федоровского.
"Мы наш,
мы новый мир построим"
Проект занавеса Большого театра.
1917 год.
Эскиз Ф. Федоровского.
"Мы наш,
мы новый мир построим"
Проект занавеса Большого театра.
1917 год.
Фрагмент
Ф. Федоровскому 34 года. Одна из крупнейших фигур нашего советского театра. Это не мальчик и не шарлатан от искусства, как может показаться молодому читателю, достаточно будет взглянуть на его последующее творчество, чтобы убедиться в этом.
В. В. Маяковский.
"Мистерия - Буфф". Пьеса Вл. Маяковского. 1919 г.
Эскиз декораций.
Ю. П. Анненков не выпускник ВХУТЕМАСа, он окончил Художественное училище технического рисования А. Л. Штиглина в Питербурге, продолжил образование в Париже. Блестящий график, известны его книжные иллюстрации, портреты государственных деятелей молодой России. В театре работал не только художником, но и режиссёром. С 1924 года жил за границей, был художником кино.
Ю. П. Анненков.
"Взятие зимнего дворца".
1920 год.
Эскиз декорации к массовому действию на Дворцовой площаде в Петрограде
Фрагменты эскиза.
В. В. Дмитриев.
"Зори".
Пьеса Э. Верхарна.
1920 год.
Макет декорации
В. В. Дмитриев.
"Зори".
Пьеса Э. Верхарна.
1920 год.
Макет декорации.
Фрагмент
В. В. Дмитриев.
"Зори".
Пьеса Э. Верхарна.
1920 год.
Макет декорации
В. В. Дмитриев.
"Зори".
Пьеса Э. Верхарна.
1920 год.
Макет декорации.
Фрагменты.
Ученик К. С. Петрова-Водкина, работал с В. Мейерхольдом. В последующие годы работал в живописной манере.
Л. С. Попова.
"Великодушный рогоносец".
Трагический фарс Ф. Кроммелинка.
1922 год.
Макет декорации
Л. С. Попова.
"Великодушный рогоносец".
Трагический фарс Ф. Кроммелинка.
1922 год.
Макет декорации
Фрагмент
А. А. Веснин.
"Федра".
Трагедия Ж. Расина.
1922 год.
Эскиз декорации
А. А. Веснин.
"Федра".
Трагедия Ж. Расина.
1922 год.
Эскиз декорации.
Фрагмент.
Окончил Институт гражданских инженеров в Петербурге (1912). Преподавал во ВХУТЕМАСе.
И. И. Нивинский.
"Принцесса Турандот".
Сказка К. Гоцци.
1922 год.
Эскиз декорации 3 акта
И. И. Нивинский.
"Принцесса Турандот".
Сказка К. Гоцци.
1922 год.
Эскиз декорации 3 акта.
Фрагменты.
Выпускник Строгановки, где успел поработать и преподавателем. Преподавал во ВХУТЕМАСе.
В таких декорациях шла 'Принцесса Турандот' в 3-й студии МХАТ. Художник И.Нивинский.
К. С. Петров-Водкин.
"Дневник Сатаны".
Инсценировка Н. Ге по Л. Андрееву.
1922 год.
Эскиз декорации 1-й картины 1 акта
К. С. Петров-Водкин.
"Дневник Сатаны".
Инсценировка Н. Ге по Л. Андрееву.
1922 год.
Эскиз декорации 1-й картины 1 акта.
Фрагменты.
В рекомендациях не нуждается.
В. А. Шестаков.
"Доходное место".
Комедия А. Островского.
1923 год.
Эскиз декорации
В. А. Шестаков.
"Доходное место".
Комедия А. Островского.
1923 год.
Эскиз декорации.
Фрагменты.
Большая умница, высокая художественная культура.
ВХУТЕИН (1921-24)
В 20х годах состоял в группе конструктивистов.
Преподавал в ГИТИСе (1931-36), в Суриковском институте (1935-41),
в училище 1905 года (1946-57).
И. М. Рабинович.
«Лисистрата».
Комедия Аристофана.
1923 год.
Макет декораций
И. М. Рабинович.
«Лисистрата».
Комедия Аристофана.
1923 год.
Макет декораций.
Фрагменты
Якулов Г.
"Прекрасная Елена"
Комическая опера.
Большой театр.
1924 год.
Эскиз декорации
Якулов Г.
"Прекрасная Елена"
Комическая опера.
Большой театр.
1924 год.
Эскиз декорации.
Фрагменты
К. С. Петров-Водкин.
"Женидьбо Фигаро".
Комедия П. Бомарше.
1935 год.
Эскиз декораций
К. С. Петров-Водкин.
"Женидьбо Фигаро".
Комедия П. Бомарше.
1935 год.
Эскиз декораций.
Фрагменты
Продолжение будет.
Оригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru