Матрица.Символика фильма
Фабула
На самом деле мир, в котором мы живем, в реальности не существует, он - лишь компьютерная программа, в которую вмонтировано сознание каждого человека. Все, что люди видят - виртуальная реальность, смоделированная гигантским компьютером. Действительность же ужасна. Власть на Земле давно уже захватили машины, которые используют людей только лишь как источник энергии, реальные люди существуют в ячейках-сотах, ни разу в жизни, даже не открывая глаз, постоянно находясь в Матрице - виртуальном мире. Глубоко под землей пока еще остается последний город людей Зион, живущих в реальном мире. Машины хотят его уничтожить, чтобы сделать свою власть абсолютной. Группа людей ищет в Матрице человека, потенциально способного ей противостоять, зная всю правду и находясь, как внутри Матрицы-системы, так и вне ее. Этот герой-мессия должен победить зло, остановить войну машин против людей и спасти Зион. Они находят героя. Он проходит все этапы обучения и осознания своей миссии. В конце концов, он побеждает зло, персонифицированное в Матрице в виде особой разрушающей ее программы, вышедшей из под контроля машин и самого создателя Матрицы -- Архитектора. Война с машинами прекращается, Зион спасен.
В фильме много натяжек и несоответствий, желающие могут их найти без особого труда. Но гораздо интереснее анализировать не логику фильма, а образные ряды, для создания которых как раз и нужен художественный талант. Ведь успех фильма определяется, прежде всего, совершенством сочетаний типов, характеров, имен, ландшафтных видов, стилей, стереотипов и всего-всего того, что и составляет художественную ткань любого произведения.
Не являясь специалистом в кинематографии, я считаю этот фильм очень талантливым произведением. Но для меня, прежде всего, интересен ответ на вопрос: почему мог быть создан такой фильм, не очень укладывающийся в ряд многочисленных триллеров в стиле «экшн»? И самое главное, что он хотел выразить, и что на самом деле выразил?
Почему последний город людей называется Зион? Почему главная героиня фильма, носящая странное имя Тринити (Троица в переводе с английского), гибнет. Почему автор программы, создающей виртуальную реальность, называется Архитектором. Почему эта программа несовершенна и требуется постоянное обновление ее версий и перезагрузка компьютера? Кем, наконец, стал Нео, после победы?
О чем на самом деле идет речь в этом фильме, и почему он имеет у зрителей столь внушительный успех, хотя большинство зрителей и не пытаются рационально истолковать все многозначный смыслы и образы фильма?
Зрительский успех, конечно, объясним, прежде всего, тем, что этот фильм - зрелище, по качеству и количеству эффектов вряд ли имеющий себе равных. Не знаю, сколько стоит постановка такого фильма, но, наверное, очень дорого. Какие же тайные и явные смыслы хотели довести авторы фильма до зрителей за эти деньги?
Бога нет, есть главный Архитектор, создавший программу виртуальной реальности. Может, он человек, а может, и нет - ответа на этот вопрос фильм не дает. Вроде бы и человек, но сам он себя человеком не считает, о чем, как бы, между прочим, сообщает в конце фильма. Архитектор не воплощение добра и высшей справедливости, он только выполняет свою творческую задачу, решая при создании Матрицы некую систему уравнений. И никакой он не всемогущий, потому что некоторые подпрограммы ему не подчиняются, к тому же его творение дает сбои и требует перезагрузки. Итак, Бога Отца, Абсолютного всемогущего Творца нет, есть весьма странный Архитектор.
А человек в высшем своем проявлении, кто он? Нет, это не Христос-Спаситель, это Нео (Новый) - мессия, избранный людьми же, чтобы спасти человечество, но уже не от Божьего гнева, а от машин, сотворенных самим же человечеством. Он ничего общего с божественной сущностью не имеет, он только человек, наделенный абсолютной волей и абсолютной верой в свою миссию. Вероятно, имеет значение и то, что Нео - талантливый, может быть, гениальный программист. Воля и вера сделают его свободным, как от Матрицы, так и от собственных слабостей. Нео - победитель машин, способный своим разумом и волей победить их и даже, если не разрушить, то повлиять на замысел Архитектора.
Что еще особо примечательного в образных рядах, встроенных в художественную ткань фильма?
Все главные отрицательные герои имеют ярко выраженные признаки белой расы: Смит - воплощение зла, выполняющий в Матрице роль сатаны; сам Архитектор; предатель, выдавший Смиту Морфиуса - наставника Нео. Все положительные герои - обязательно черные, латинос, или выходцы с востока. И, наконец, главные герои - Нео и Тринити очень органично бы вписались в толпу на улицах Иерусалима.
Тринити (Троица), красива, умна, сильна, способна на настоящую любовь, любит Нео, но она должна погибнуть по предсказаниям пророчицы Пифии и гибнет. Троица - гибнет! Бога - нет. Человек доходит до последней черты, но побеждает свои творения - машины и себя самого, и остается в разрушенном войной мире. Что это есть такое, кто и почему мог создать такую философскую и художественную конструкцию, воплощенную в очень эффектном и дорогостоящем зрелище?
Я думаю, успех фильма Матрица обусловлен и тем, что Матрица на самом деле есть! Это чувствует очень значительная часть населения планеты, настолько, что органично воспринимает саму идею глобальной виртуальной реальности, подкрепленную собственным опытом общения с миром компьютеров. Только суть этой матрицы иная. Мир дан человеку в ощущениях, Матрица по фильму является совершенным симулятором ощущений, то есть суть матрицы - управление восприятием, а через него и сознанием человека. (Тут возникает аналогия с современными масс-медиа, но речь сейчас не о них). Но ведь можно предположить, что человек действительно запрограммирован воспринимать мир определенным образом, и для этого к его мозгу совершенно не обязательно подключать кабель. Он уже рождается с набором параметров, определяющих ему видеть мир и идентифицировать себя в мире так, а не иначе, и это никак не связано с воспитанием и жизненным опытом, а предшествует им. И может быть, и даже весьма вероятно, что существует несколько типов такого восприятия. Все мы находимся в этой Матрице типов восприятия, диктующей нам свою волю, а человеческая воля не способна изменить априорные законы этого восприятия. Если это так, то, по крайней мере, становиться ясно, откуда проистекает такое разнообразие вер, мировоззрений и культур, борющихся друг с другом зачастую до последнего вздоха и патрона…
Авторы фильма и сами выражают определенный тип сознания, заключенный в матрице. Именно тот тип, который не воспринимает Троицу, Бога называет Архитектором, ставит человека в центр творения и недолюбливает тех, кто обречен верить в Троицу своим типом сознания. Это вполне масонский взгляд на мир, в основе которого находится вера в безграничность совершенствования человека и всемогущество разума. Взгляд, который сейчас доминирует в США и насаждается через культурное влияние во всем мире.
Что получается в результате развития человечества, диктуемого через матрицу этим типом сознания, в фильме показано очень хорошо. И весьма вероятно, что так оно и будет, если место Бога, действительно, занимает Архитектор Вселенной, а ценность человека абсолютна. Но у человечества есть очень реальный шанс не допрогрессироваться до состояния, показанного в фильме «Матрица» именно потому, что далеко не все воспринимают мир как его авторы или заказчики. Именно в типологии многообразия ячеек реальной матрицы заключена гарантия, что человек останется человеком, Бог - Богом, а компьютер - компьютером.
Нео и Архитектор
You can watch this video on www.livejournal.com
Кураев о фильме "Матрица"
You can watch this video on www.livejournal.com
Написано
-KRASOTA- Прочитать цитируемое сообщение Оригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru