У нас тем временем произошло небольшое знаменательное событие - я вышла на работу. Практически «по специальности» - бизнес-аналитик. С момента отправки первого резюме до выхода на работу прошел ровно один месяц.
Под катом - советы из личного опыта для тех, кому это только предстоит.
Предлагаю смотреть на процесс поиска работы как попытку продать себя на рынке труда. Почему? Да потому что тогда мы видим конечную цель и выстраиваем механизм для ее достижения. Мы все знаем, что у себя на недавней родине являемся востребованными специалистами, потому что обладаем знаниями, которые ценятся, и, что главное, мы хорошо понимаем отрасль, в которой работали много лет. Поэтому и можем себя задорого продать. Здесь же, поди разбери этих австралов: потребности рынка отличаются, из-за этого и требования к работникам другие.
Как же подойти к поиску работы?
Из своего опыта и советов некоторых толковых агентов, хочу дать 5 практических советов, какие конкретные действия помогут найти работу быстрее.
1. Соотношение попыток и результатов. Если вы интересовались когда-нибудь темой продаж, то возможно слышали о таком понятии, как «воронка продаж», которое можно представить как «Входящий поток потенциальных клиентов * коэффициент конверсии = количество продаж». В поиске работы действует та же статистика. Например, у меня она выглядит так: 55 резюме отправлено за месяц, 6 заинтересованных работодателей, 1 оффер. Правда, 2 из 6 работодателей появились уже после того, как я приняла оффер (так что соотношение будет 1 оффер на 4 собеседования с работодателем), а на 33 резюме мне до сих пор ничего не ответили (может и не ответят совсем).
Как максимизировать попытки? Не нужно ограничивать себя только теми вакансиями, под которые, как вы считаете, вы подходите на 100% в плане опыта и знаний. Если в требованиях есть что-то про вас и вам в принципе интересна такая работа - подавайтесь! Вы сможете, научитесь, узнаете, если покажетесь интересным работодателю, не додумывайте за него. Если вакансия опубликована агентством, то может у них есть другие, более подходящие вакансии, которые вам не попадались на глаза, и вам их предложат.
Мне такая установка принесла минимум 2 неожиданных интервью. Первый раз позвонил агент примерно через неделю после отказа (из-за того, что не подхожу по критериям) и сказал, что одному клиенту срочно понадобился специалист с моим опытом, вот про меня и вспомнили. Второй раз компании требовался аналитиком с опытом работы 4-6 лет (а у меня 2.5 и немного в другой сфере), но они меня все равно решили позвать на собеседование и были «very impressed». Только у меня уже был оффер на руках, так что они немного опоздали…
Итак, расширяем воронку: чем больше резюме будет отправлено, тем больше интервью будет назначено. Откликайтесь на вакансии на разных сайтах (не ограничивайтесь, например, seek.com.au, пишите в компании напрямую) и в смежных и/или интересных сферах.
2. Знаковые проекты, клиенты, кейсы. Второй компонент приведенной выше формулы - коэффициент конверсии (в данном случае, отправленного резюме в интервью). Над ним тоже надо поработать. Я не буду касаться структуры резюме, про это можно почитать в интернете на австралийских сайтах. Вместо этого дам пару реально сработавших фишек, подсказанных агентами, которые меня удивили.
Если вы каким-то образом соприкасались с глобальными компаниями, особенно известными в Австралии, обязательно упомяните это в своем резюме и в идеале оформите как кейсы. Например, когда фраза «более 20 проектов для крупных российских и международных компаний» в моем резюме была заменена на более конкретную «среди клиентов - Alstom, Terex, JCDecaux, EBRD…», то это моментально цепляло взгляд и придавало значимости опыту. Несмотря на то, что на некоторых проектах я работала немного, само упоминание этих компаний, а тем более, оформление в виде кейсов (сделали то-то, решили такую-то проблему, пришли к такому-то результату, все остались довольны) дает понять, что я в курсе их высоких требований. Один агент даже воскликнул: «Вы работали на такие известные компании, это то, что нужно!» и рассказал последние новости Alstom в Австралии, что впрочем не помешало ему пропасть с концами сразу после собеседования.
Не можете вспомнить таких клиентов? Тогда может вы каким-то образом работали на oil&gas или mining? Обязательно упомяните! Эти отрасли здесь в большом почете. Мне агент посоветовала писать про опыт в этих отраслях, даже если вакансия с ними не связана - для статуса, что поделаешь.
Итак, напрягите память и вспомните все проекты или просто рабочие моменты, где вы соприкасались с известными в Австралии компаниями/брендами или отраслями oil&gas/mining и обязательно упомяните (желательно в виде кейсов с конкретными результатами). Это мгновенно повысить вашу значимость.
3. Говорите на их языке. Один агент на вопрос по телефону, как ему мое резюме на позицию в sales, прошелся поиском на предмет того, сколько раз упоминается слово «sales» и выяснил, что ни разу, а слово «sell» - только один раз. Так агенты и проверяют резюме - функцией поиск ищут соответствия требованиям, указанным в описании (как и все в Австралии, они не сильно напрягают мозги, если они у них случайно оказались в наличии). Кстати, поэтому они и просят присылать резюме в Word.
В каждой профессии есть определенный набор необходимых навыков, которые выражаются определенными словами и никак иначе. Для моего резюме на аналитика мне один агент даже диктовал их, я только успевала записывать! Но если пытаться обойтись самостоятельно, то варианта два: а) писать резюме под каждую вакансию, б) открыть 10 вакансий по интересующей специальности и клавишами Ctrl+C и Ctrl+V перенести все требования в раздел ваших навыков и должностных обязанностей, желательно употребив по нескольку раз, чтобы в итоге набралось описания на 3 страницы. Второй вариант заставит вас сразу хорошо потрудиться, зато потом будете использовать одно резюме на все вакансии по этой специальности + будет очевидно, как много нужных вещей вы делали, помимо того, что просят в отдельной вакансии.
Итак, из описаний вакансий в интернете скопируйте в раздел своих должностных обязанностей и достижений 20-30 ключевых фраз. Не изменяйте ничего! Если ищут кандидата, который может "develop and maintain financial models", ваше резюме должно говорить именно это, а не "construct and fill models of finance".
4. Используйте агента правильно. Как показала моя статистика, агентства чуть менее чем абсолютно бесполезны, когда ваша цель - собеседование в компании. Только два из четырех агентов, с которыми я разговаривала, предложили конкретную вакансию и организовали собеседование в компании. Остальные двое имели целью «познакомиться и поговорить о моих целях и поисках работы» вне зависимости от того, на какую вакансию я подалась. Один агент из приличного международного рекрутингового агентства вообще разорвал все шаблоны: «очень впечатлившись» во время собеседования, он пообещал на следующий день прислать список из 20 компаний, которым может быть интересна моя кандидатура, и не только за три недели не удосужился прислать ни строчки, но и игнорировал все письма.
Итак, если вы понимаете, что агент не собирается вам организовывать интервью в конкретной компании в ближайшее время (а это основная цель), то чтобы не терять время зря, выясните у него следующее:
- какие тенденции сейчас в вашей сфере, какие специальности в спросе, какие компании нанимают, какие перспективы по вашей специальности
- какие требования предъявляются к вашей специальности в Австралии (если еще не в курсе), какие, как ему кажется, у вас сильные стороны, которые нужно подчеркнуть, а что хромает
- как ему ваше резюме, как его можно улучшить в плане структуры и содержания, пусть даст конкретные рекомендации
Вообще у всех агентов это стоит спрашивать и использовать в своих корыстных целях.
5. Вы сможете! Пройдя все необходимые этапы и, наконец, получив предложение на собеседование с работодателем, главное теперь - продать себя. В этот момент в голову начинают лезть мысли типа «у меня нет местного опыта», «у меня плохой английский», «я не умею делать то, что написано в описании вакансии» и т.п. Может, у кого-то было по-другому, но я откровенно признаюсь, что мне эти мысли очень портили жизнь, несмотря на когда-то чудом полученную 9ку по спикингу и опыт работы в международной компании. Я чувствовала себя неуверенно из-за тысячи причин, что наверно было заметно на собеседовании. Знаете, какое собеседование, на мой взгляд, было самым успешным? На которое я пошла, уже имея один оффер.
Поэтому, оглядываясь назад, я думаю, что самый главный продающий фактор на собеседовании, особенно при поиске первой работы в Австралии - это уверенность в себе. Не надо ничего додумывать за работодателя! Нет местного опыта - ерунда! Как мне сказали агенты, это не всегда решающий фактор и если у вас есть навыки и знания, которых нет у местных, то вам отдадут предпочтение. Плохой английский? Так он никогда не будет идеальным, и тысячи людей с английским хуже, чем у вас, успешно работают! Это конечно не повод не работать над ним, чтобы каждый день становиться лучше, чем вчера (в этом и должна быть цель изучения английского, если отвлечься от темы), но если одного работодателя он не устроит - найдется другой, которого устроит.
И еще главное, пожалуй, по поводу компетенций и опыта - подготовьте заранее один-два ярких примера, когда вы продемонстрировали все то, что перечислено в описании вакансии. Никогда не делали что-то, что требуется? Это не повод признаваться в этом, опустив глаза. Расскажите, как вы отлично делали схожую работу, или может всегда хотели выполнять эти обязанности, но вам не давали возможности (а с переездом в Австралию, она удачно появилась, например), поэтому вы очень-очень хотите попробовать, и очень кстати обладаете следующими знаниями и навыками, которые непременно сделают вас успешным: …. Сам факт того, что вы переехали в другую страну, уже говорит о решимости, способности действовать и воспринимать новое, используйте этот козырь.
На собеседовании на работу, куда меня в итоге взяли, я откровенно говорила, что не знаю абсолютно ничего о системе снабжения и закупок (как мне сказали, никто не знал, но ниче, научились). Но чем больше я читала (ту же Википедию), тем четче я могла объяснить, почему мне это нравится, а мой прошлый опыт помог решить бизнес-кейсы. Конечно, не идеально, но если есть голова, которая правильно мыслит, то она справится с любой задачей, когда таковая появится, поэтому не надо заранее надумывать проблемы и определять за работодателя ваши шансы.
Ну и напоследок, чтобы подвести черту, держите в голове цель (работа) и ориентируйтесь на результат. Обязательно будут отказы, не принимайте их на свой счет, как оценку своих способностей или шансов на успех, это просто статистика. Не падайте духом, если вам не отвечают, ибо тут игнор - это нормально (мои 6 заинтересованных работодателей связались со мной через 1, 4, 8, 11, 22 и 26 дней после отправки резюме), заложите 2-3 недели временной лаг на отклик. Главное - ваша работа вас обязательно найдет!!!
ПС. Если у вас есть ценные советы и рекомендации - делитесь наблюдениями! :)