Как известно, Москва - порт пяти морей. И таким портом город стал благодаря системе соединительных водных путей: каналы Волга-Дон, Волгобалт и Бнеломорканал. Но до Волги еще и добраться надо, и в 1930-х годах за рекордно короткие сроки был построен канал Москва-Волга. Именно на этом канале расположен и Севеный речной вокзал, и грузовой речной порт, и зимовка теплоходов в Хлебниково, на которой мы побывали благодаря прриглашению сообщества
mosblog. Но на этом наша поездка не закончилась, мы отправились дальше в Музей канала имени Москвы.
Во время пути Владислав Хасиков покинул ту часть автобуса, которую занимали участники Форума речных путешественников и присоединился к блогерам. И всю дорогу от Хлебниково до Деденева мы слушали интересные рассказы и о судьбе отдельно взятых теплоходов компании Мостурфлот
http://www.mosturflot.ru, и о новых программах компании, и еще всякой всячины. В общем, время в пути полетело просто незаметно.
У здания музея, а это ни что иное как одно из зданий технических служб канала, нас встречает такой памятник.
Ну а нам пора внутрь, в Музее нас ждала заранее организованная экскурсия.
Собственно, помещения музея находятся на втором этаже. На лестнице же висит огромная фотография копии коравеллы Колумба, которые увенчивают башни шлюза № 3.
Экскурсию проводит Галина Александровна, директор музея. Как она нам сама рассказывала, каналу она отдала более 60 лет. И вот что она нам рассказала.
Долгое время водным путем на Волгу можно было попасть кружным путем, через реки Москву и Оку, минуя Коломну, Рязань, Муром и в районе Нижнего Новгорода (в советское время - город Горький) выйти в Волгу. Но назрела необходимость найти более короткий путь.
Вообще, идея соединения водных систем существовала и ранее: уже были построены и Вышневолоцкая система, и Мириинская водная система (прототипы Волго-Балта). И в начале 1930-х годов началось строительство канала Москва-Волга. Для этих целей был создан Дмитлаг, ведь основную тяжелую работу выполняли именно заключенные. В музее представлена история строительства, история существования. Так, в годы войны канал был своебразной линией фронта. Галина Александровна рассказывала практически про каждую фотографию, про каждый экспонат. К слову, какие-то экспонаты были подарены абсолютно разными людьми, а какие-то - найдены в на месте стройки.
Канал Москва - Волга, а поначалу он назывался именно так, был построен за рекордно короткий срок, за 4 года. спустя 10 лет после его открытия, в 1947 году он был переименован и получил имя Москвы в честь 800-летия города.
Сейчас канал представляет собой технически сложный объект с системой шлюзов, плотин и водохранилищ длиной 128 км. При этом, в отличие от других водных систем, вода здесь не течет самостоятельно, а идет из Волги в Москву при помощи насосов. От Дубны до Москвы необходимо пройти 5 шлюзов и подняться в общей сложности на 38 метров. Последние километры канал спускается на 36 метров к руслу Москвы-реки, педварительно пройдя по искуственной насыпи над Волоколамским шоссе в Москве.
Еще несколько экспонатов
Ну а нам пора возвращаться. Сфотографировав часовню, построенную близ музея в 2007 году, мы погрузились в автобус и отправились в Москву.
Спасибо сообществу
mosblog и компании
http://www.mosturflot.ru за прекрасно проведенное время, а также
frocush,
taxik,
lica_alica,
deni_m,
dmrog и другим участникам за компанию.