Почитала комменты к новому посту Петрановской, много думала ) Так что тезисно:
- Вообще, мне казалось, что это всем понятно, так что, если я буду говорить прописные истины, то вы простите: оказалось, что многим они неочевидны.
- Ситуация: вы купили новую крутую сумку, которая вам страшно нравится, выходите с ней на улицу, тут к вам подбегает незнакомая женщина, хватает вашу сумку и говорит: "Какая красота! Дайте, пожалуйста, поносить! Я вам ее через недельку верну!" Вы офигеваете, вцепляетесь в вашу сумку и пытаетесь прогнать эту сумасшедшую, а все вокруг: "Фууууу, жадина-говядина! Как не стыдно! Она же тебе вернет через неделю! А ты в это время можешь поносить ее шапку, смотри, какая красивая шапка, будь доброй девочкой, отдай сумку!" А точно такие ситуации с детьми - бывают каждый день на детской площадке по десять раз.
[И далее] - Итак, для малыша (помимо того, что у него нет никаких причин отдавать свое и нужное самому какому-то чужому агрессору) - совершенно неочевидно, что "поиграет и отдаст". Вообще даже взрослому это не может быть очевидно: некоторые малыши так влюбляются в чужую игрушку, что приходится отнимать силой, чтобы она вернулась хозяину. Сане приходилось драться за его одолженные на время игрушки и у него тоже приходилось забирать насильно. Во-вторых, время для детей течет несколько иначе, чем для взрослых, для него эти десять минут могут быть тоскливей, чем неделя для вас.
- Чтобы с уважением относиться к чужой собственности, надо иметь очень четкие представления о собственности вообще. Вот, вещь, она моя, я имею на нее все права. Вот, кукла, она чужая, на нее имеет все права хозяин. Сначала ребенок осознает, что его, а потом уже понимает, что - не его. Есть два перегиба: когда все вокруг колхозное и все вокруг мое - так бывает в не очень образованных семьях, где дети ломают чужое, взрослые берут в долг и не отдают, бросают окурки на пляже и писают в лифтах. И второй перегиб - из интеллигентных семей: своими игрушками ты обязан делиться со всеми, а на чужие даже смотреть не моги. Тогда вырастают люди - ну, вы сами знаете. Половина тут этим страдает.
- Последнее: делиться, быть добрым и открытым - это очень хорошо и правильно. Когда мы делимся, мы получаем немало бонусов, как материальных, так и нет: мы чувствуем, что мы - хорошие и благородные, мы заводим друзей, мы получаем что-либо в ответ - хоть благодарность и признательность. Делиться - это очень социально, соответственно, приучать к этому стоит после трех лет, когда человек начинает интересоваться людьми вокруг, осознанно с ними общаться, когда лучшая подружка становится важнее, чем новый совочек. Впрочем, если ребенка не заставлять принудительно раздавать окружающим свои игрушки, то как раз к трем годам он перестает за них трястись и начинает больше ценить людей, чем предметы.
- Нет, не последнее ) Еще. Мамы часто спрашивают, а как сказать окружающим? Ну, чтобы не умереть со стыда прямо в той же песочнице. Так и сказать: "Это Машина игрушка, давай, ее спросим, разрешит ли она поиграть? (допустим, Маша не разрешает) Извини, пожалуйста, но сегодня Маша хочет сама поиграть со своими куклами". Если какой-нибудь тупой взрослый рядом начинает стыдить ребенка: "Фу, жадина, он поиграет и отдаст!", то ответ тоже простой: "Маша не жадина, просто сегодня она не хочет делиться своими игрушками".
P.S. И на всякий случай (а случаи в нашей деревне были разные): речь идет о детях до трех лет. Мамам детей старше этого возраста, имхо, вообще нет смысла вмешиваться в то, как дети более-менее одного возраста делят игрушки.