Какой Ислам нужен России на Северном Кавказе?

Dec 24, 2012 20:58


Недавно в сети интернет появилась информация о том, что может быть заключен договор о культурном сотрудничестве Кавказа с Ираном. Этот тот случай, когда культурное сотрудничество может стать очень важным фактором,  влияющим на стабильность в  государственно-правовом и межрелигиозном смысле.

Дело в том, что Иран, как известно,  является центром шиизма. Исходя из этого, с большой долей уверенности можно сказать, что они будут использовать свои шиитские установки на Кавказе. Это, безусловно, может привести к потеснению традиционного для Кавказа  Ислама.

Теперь необходимо определить, а какой Ислам является традиционным для Кавказа? Конечно, большинство подумает, что традиционным для Кавказа является суфизм. Во-первых, не во всех республиках распространен  суфизм. Например,  в Осетии и в Кабардино-Балкарии суфизм в традиционной версии с культом могил святых, совершение специфических песнопений с танцами, никогда не присутствовал.

Даже там где суфизм очень распространен, например, в Дагестане, всегда были верующие с другими богословскими воззрениями. Например, люди с салафитскими убеждениями в Дагестане были в течение всего 20-го века, если не раньше. В годы религиозных гонений их также ссылали в ГУЛАГ.

Так что, нельзя безусловно утверждать, что мистический суфизм является традиционным для Кавказа. Но даже если принять данный тезис, то все ровно кавказский суфизм, как правило, относит себя к суннизму (ахли сунна валь джамаат), поэтому, само собой разумеется,  что и суфизм будет противостоять распространению шиитской проповеди.

Попытка навязать какую-нибудь «исламскую надстройку» предпринимается не первый раз. Например, под эгидой сотрудничества  с Кюветом в России активно распространяется учение  умеренного ислама - Аль усатия. Идея умеренности в Исламе, безусловно, существует. Но создавать на основе этой умеренности какую-то организацию, похожую на секту, дело отнюдь не перспективное.

Россия, определяя свою религиозную политику на Кавказе, должна исходить из перспективы религиозного развития общества. Исходя из реальных тенденций на Кавказе, можно сказать, что, так называемый салафизм будет увеличивать свое влияние, особенно среди молодежи, так как молодежь видит, что богословская база салафизма достаточно крепкая - основывается на прямых доводах из Корана и Сунны. В этой ситуаций  первым шагом должна быть легализация молодежного салафитского сообщества и предоставление ему возможности участия в гражданских процессах.

(©) ТимБиляль

Ислам-Главная, Кавказ, Политика

Previous post Next post
Up