Достаточно важный в [мировой?] электоральной практике прецедент. Ибо ЦИК Косово по решениям Верховного суда, подтвердившим в свою очередь решения Панели по избирательным жалобам и апелляциям, аннулировал аномальные
голоса за три несербских субъекта в сербских общинах. Само собой, они не были переброшены "Сербскому списку" или кому-то ещё, а просто срезаны.
Если точнее, то
аннулированы вообще все боснийские голоса в 7 общинах, а также все голоса "Объединённого сообщества" Адрианы Ходжич дополнительно в остальных трёх общинах и за "Вакат" в Лепосавиче. То есть, под раздачу попали и реальные тамошние боснийцы, ибо отделить их настоящие голоса от сербо-принудительных не представляется возможным.
То есть, в итоге срезали две трети (!) всех голосов УЗ-АХ (4205) и 583 голоса "Ваката" на небоснийских участках (почти 10% от первоначально установленного результата).
В итоге вместо первого места во внутрибоснийском колледже политсила Ходжич заняла четвёртое и пролетела мимо парламента, а третье соответственно досталось "Социал-демократическому союзу" Дуды Балье, так что свой мандат на уже пятых по счёту выборах она отбила, чему можно лишь порадоваться.
Отдельно было
аннулировано 877 голосов "Ромской инициативы" (почти 22% от первоначальных). Причём понятно, что в последнем случае надо было срезать намного больше. Однако жалоба по части нескольких общин, особенно по Грачанице, где и было "получено" основное количество голосов, приняты не были. Фактической причиной, насколько я могу догадаться, является то, что анализ проводился на уровне общин, но не на уровне населённых пунктов/участков. А в данных оспариваемых общинах (Грачаница, Каменица, Липьян и Северная Митровица) цыгане, разумеется, есть, просто кому-то было лень более точно сопоставить, где именно они наверняка есть и где именно их наверняка нет.
В целом на "Инициативу" жаловались сразу пять партий от всех трёх цыганских групп, поскольку по правилам распределения мандатов по одному достаётся каждой группе, а четвёртый - той группе, которая набрала больше всего голосов в пределах трёх этногрупп (с отдачей этого места второй партии в пределах своей группы, если конечно у них сопоставимое число голосов). Соответственно, они все так или иначе в одной лодке.
И так как за счёт голосов сербов эта самая "Ромская инициатива" "набрала" больше всех, к тому же в разы больше других ромских опций, то ей изначально досталось сразу два мандата - и ромский, и дополнительный (чего доселе никогда не было).
Но поскольку после срезания у неё голосов общая сумма ромских голосов всё равно осталась больше, чем у ашкали и чем у египтян, то дополнительный мандат остался за ромами. Но из-за изменения пропорции между ромскими субъектами его сочли справедливым отдать второй партии - некоему новому "Прогрессивному движению ромов Косово", которое, как и "Ромская инициатива", в выборах участвовало впервые и загадочным образом оставило с носом две традиционных политсилы.
____________________________________________________________________________________________________
Любопытно, что данные решения приняты исключительно на основании справедливости, здравого смысла и анализа (пусть и поверхностного) демографической и электоральной статистики, а не документальных фактов фальсификации или давления на избирателей.
И именно "чтобы неповадно было" в дальнейшем пытаться повторять такую практику, что фактически прямо и указывается.
С другой стороны, это конечно порождает дискуссию, как вообще должны поступать суды в случае формальной недоказуемости очевидного. Ибо сие кардинально отличается от постсоветской судебной практики, никак не опирающейся на здравый смысл в принципе ¯\_(ツ)_/¯.
Ну и второй спорный аспект - собственно в том, что таким образом теперь признаётся недопустимым факт массового голосования за политсилы "не своей национальности", по крайней мере за нацменьшинстские политсилы (за которыми соответственно закреплены зарезервированные места в парламенте). С одной стороны, это можно трактовать как нарушение свободы волеизъявления, но с другой - в сложившейся избирательной системе это единственный приемлемый подход, а суть выборов - в первую очередь в следовании именно принципам, заложенным в избирательную систему, а не всеобщим конституционным правам.
____________________________________________________________________________________________________
Касательно сути самой схемы - насколько можно догадываться, речь всё же о непубличном давлении на зависимых лиц, т.е. работников муниципальных и бюджетных (де-факто - сербскобюджетных) учреждений. Понятно, что напрямую получить сведения об этом не представляется возможным (примерно по тем же причинам, что и где-нибудь если не в Туркменистане или КНДР, то как минимум в Таджикистане или Азербайджане).
Хотя вот, например, "Радио Свобода"
нашло такого свидетеля, поплатившегося рабочим местом (коммунального охранника общины Ранилуг) за отказ голосовать за УЗ-АХ и обеспечить по разнарядке ещё три голоса за неё. Отдельно любопытна схема найма охранника через фирму в Феризае, т.е. по сути через албанских посредников, а не напрямую. Соответственно, в случае увольнения фактическую связь с его реальной причиной установить куда сложнее: община просто отказывается дальше платить охранной фирме (причину можно придумать), а та просто избавляется от сотрудника, т.к. за него не поступает оплата. Забавно, что степень страха среди населения такова, что даже сам герой статьи, сначала решивший о ситуации сообщить, после её выхода уже потребовал всё удалить. Но не тут-то было, хехе,
все ходы записаны.
____________________________________________________________________________________________________
Ещё один немаловажный аспект - задержание
печально известного по этому блогу мэра Клокота Божидара Деяновича (рекомендую освежить в памяти
историю прихода этого жука к власти) и его подчинённого - директора департамента урбанизма Деяна Влайковича.
Насколько я понимаю, ровно по вышеописанным причинам. Видимо, какой-то документально зафиксированный слив всё же произошёл. Надеюсь, там будет за что зацепиться в суде (оговорка от жителя Украинв: если дело не сольют и не продадут).