Куда более красиво-показательна карта по "условным" голосам, коих в этот раз насчитано 25,5 тыс.
С "почтовыми" голосами странность - их вообще нет по 11 мелким общинам, зато в результатах появились дополнительные данные по такому голосованию, не включённые в результаты по общинам, но разделённые на три группы по неясному принципу. Учитывая, что в одной группе абсолютно все голоса - за "Сербский список", можно предположить, что эти голоса считаются заграничными и разделены по географическому принципу, хотя в то же время в "нормальных" общинах, наоборот, нет ни одного "почтового" сербского голоса. Почему всё так - хз, настолько глубоко не копал.
Ну и вдобавок напрашивающееся.
Лидеры среди мелких партий. Если убрать серое "Слово", там везде (кроме Элез Хана) будут либеральные египтяне (что,
учитывая территорию их расселения, не особо правдоподобно, однако вполне объяснимо - см. ниже).
Что можно тезисно отметить:
"Самоопределение" - лучший результат за всё время по количеству голосов, хотя и не по процентам. При этом Курти лично получил на 40 тыс. голосов (183 против 143) больше, чем в 2017 году, когда он и так оказался лидером среди всех кандидатов, несмотря на второе место партии.
Демократический союз/лига Косово - лучший результат после смерти Руговы, т.е. с 2007 года. Причём Вьёса Османи лично получила всего на несколько тысяч голосов меньше Курти.
Демпартия Косово выиграть, помимо своего традиционного дреницкого бастиона, смогла только в Штимье, что конечно полнейший провал, хотя я ожидал даже большего. По процентам это худший результат в истории, но по голосам всё же на последних местных выборах было даже чуть меньше.
Удивительная смесь типа правого "Альянса за будущее Косово" с ребрендированными до основания коммунистами оказалась слабоватой, получив меньше чем AAK в одиночку на последних местных выборах.
Феерический просто результат у другой лево-правой коалиции Лимая с Пацоли и либеральными исламистами, объединившихся скорее по принципу "уж вместе-то мы точно пройдём" и в итоге облажавшихся. Вышло лишь чуточку больше по голосам, чем у "Нисмы" в одиночку на последних местных выборах. Но вообще, думаю, результат в 4,984% при 5%-ном пороге - исторический прецедент. Понятное дело, решение "не пускать" - сугубо политическое. Технически выполнено путём засчитывания спорных голосов из Сербии. Спорных не столько потому, что 100,00% их понятно за кого, сколько потому что они поступили технически после дедлайна, при этом якобы после контакта с ними слегли в больницу (!) почти все члены ЦИ(р)Ка. Ничего у них, понятное дело, не нашли, но сам факт скандала, полагаю, мировой прецедент. Почему такой сырбор - потому что с преодолением блоком 5%-ного барьера "Самоопределение" и LDK не получили бы в сумме свой минимальный 61 мандат, что привело бы к гарантированной политжопе на полгода с вероятными новыми выборами.
UPD. После пересчёта голосов на половине участков их таки театрально пропустили с 5,002%. Занавес.
Полный провал и у ультраправого исламистского "Слова", хотя впрочем на последних местных выборах суммарно было даже чуть меньше.
Единственная новая Евроатлантическая партия Косово экс-PDKшного деятеля Миляима Зеки оказалась полным пшиком, хотя и с понятной сильной географической концентрацией даже при таком микроскопическом результате.
"Сербский список" - феерический триумф, обеспечивший самое высокое на сегодня участие сербов в выборах. При этом все три оппозиционных опции, увы, оказались полностью разгромлены. Хотя теоретически, если бы они шли одним списком, могли бы претендовать на 1 мандат (хотя толку с него ноль), т.к. суммарно получили 5,5% от сербских голосов.
Коалиция "Вакат" - лучший результат за все 10 выборов начиная с 2004 года, когда она появилась под таким названием. Примечательно, впрочем, что пока что в этой среде вышел скандальчик - Дуда Балье (являющаяся, ИМХО, воплощением образа идеальной женщины во всех отношениях, включая политическое) сразу же после переизбрания свалила из родной Демпартии боснийцев, а другая часть коалиции - горанская Демпартия "Ватан" и вовсе лишилась лидера Усмена Балджи, ушедшего в отставку. Всё якобы спровоцировано подковёрными играми, чтобы не допустить боснийцев к министерскому креслу снова (до этого министром регионального развития был лидер ДПБ Расим Демири).
Новая демократическая партия - лучший результат за все 7 выборов с момента появления.
Бренд же Партии демократического действия планомерно умирает и, подозреваю, к каким-то следующим выборам боснийцы придут-таки к двухпартийности, как и остальные.
У горанцев картина примерно такая же тухленькая, как и можно было ожидать. Парадоксальным образом основной политсилой для них стал "Вакат", точнее его местная часть "Ватан", а собственные микропартии вынуждены терпеть такую конкуренцию.
У турков на этот раз всё достаточно плохо - KDTP участвовала при отсутствии (после долгого перерыва) конкуренции и даже так набрала маловато. Хуже дела были только в 2007 году (и на парламентских, и на местных).
Либеральная египтянская партия - поразительный триумф, давший соответственно крупнейший в истории суммарный результат египтян, заметно больший чем всё ранее. Очевидно, что связано это во многом с №1 в бюллетене, как и аномальный результат и его распределение
у Единой горанской партии на выборах 2017 года.При этом и Партия ашкали за интеграцию также получила наилучший свой результат, давший соответственно также наибольший суммарный результат ашкалийцев.
Также лучший результат по голосам (если не считать первых парламентских выборов 2001 года) кое-как выгрызла и Объединённая ромская партия Косово. Очень скромно, но показательно.
В итоге все цыганские партии в сумме набрали ощутимо больше, чем когда-либо, да и процентный результат показали пока что самый высокий (в сумме 1,55%).
Карты по всем албанским партиям.
Банальщина тоже пусть будет.
Результаты по обычным, "почтовым" (эти разделены на два столбика, почему - см. выше) и "условным" участкам по партиям и национальностям.
Доля обычных, "почтовых" и "условных" голосов по партиям и общинам.
Среднее количество голосов за партии на всех обычных участках, где у них есть минимум 1 голос. Плюс количество таких участков (из общего в 2547). Другими словами, компактность/размазанность голосов.
Процент голосов за самого популярного кандидата от партии от всех голосов за партию. Условно говоря, вождистскость партии.
У единственного независимого кандидата Эсмира Каси разница обусловлена тем, что далеко не все поняли, что его нужно отмечать дважды, хотя это и абсурдно.
У "Сербского списка" предсказуемо-топорная неправдоподобность в виде близких показателей за первых 10 кандидатов, что при реальном голосовании живых людей обеспечить невозможно, т.к. максимум можно выбирать пятерых, а всего их было 17.
Любопытно, что по сравнению с выборами 2017 года лидеры остались теми же почти у всех партий. Кроме IRDK, KNRP, ну и СЛ понятное дело, где это просто безымянные солдатики. Ну и Вьёса Османи, конечно. Впрочем, она и в 2017 была самой популярной женщиной-политиком, но кандидат на премьера у LDK тогда был другой, потому в первую очередь народ отмечал его.
Все голоса за кандидатов по партиям в разрезе пола. Напомню, что за шансы на прохождение женщин в парламент можно не волноваться, так как при распределении мандатов их как правило намного более низкий результат нивелируется требованием соблюдения женской квоты. Квота в 30% женщин среди кандидатов также имеется, то есть женщин всегда хватает, чтобы посравнивать результаты с мужчинами.
NDS, как уже обращал внимание, достаточно "вождистская" партия, возглавляемая женщиной, потому такой результат и тут.
А LDK, разумеется, вывела наверх Вьёса, равно как и сильно подтянув общий процент по всем албанским партиям.
Суммарное и среднее количество голосов за кандидатов по партиям и национальностям.