Jan 22, 2018 11:37
Значимые для меня слушательские впечатления ноября 2017 года (часть вторая):
Бетховен. Квартет № 13 B-dur. Причудливый, своеобразный мир. Несомненны черты дивертисмента. II-IV части, представляющие жанровую и лирико-шутливую сферу, выполняют функцию разросшегося скерцо. Прекрасна целомудренная пятая часть. По-моему, в общем контексте более естественен второй авторский вариант финала, в духе Шуберта. Большую фугу я воспринимаю как отдельное произведение, в квартет она не вписывается.
Дебюсси. «Иберия». Серджиу Челибидаке, запись с концерта в Мюнхене 22 августа 1992 года. Пожалуй, я впервые по-настоящему «распробовал» эту музыку. В радикально замедленном исполнении Челибидаке вторая часть, «Ароматы ночи», погрузила меня в волшебное оцепенение.
Дютийё. Le temps l'horloge, вокальный цикл для сопрано с оркестром (2006-09). Рене Флеминг, Сейджи Озава. Сюрреалистическая музыка. Любопытно, что в партитуре использован аккордеон. Если бы я не знал, что это произведение написано, когда Дютийё было больше 90 лет, я бы подумал, что оно относится ко времени его Второй симфонии (конец 1950-х).
Мессиан. «Поэмы для Ми» (версия для голоса с оркестром). Рене Флеминг, Алан Гилберт. Этот вокальный цикл состоит из двух тетрадей. В первой хочется отметить цельность, достигаемую тем, что интонационно-ритмический аккордовый комплекс из первого номера воспроизводится также в №№ 2 и 4. Впрочем, в первом номере мне больше понравился не основной, довольно продолжительный раздел, а заключительный распев «аллилуйя». Вторая тетрадь показалась мне более интересной. Особенно красива её первая часть, отмеченная влиянием Дебюсси (как и многое в этом цикле).
Таллис. Spem in alium, 40-голосный мотет. Своего рода Лигети XVI века. Особенное впечатление производит, если следить по нотам.
Шуман. «Карнавал». Юрий Егоров, концертная видеозапись 1978 года. Индивидуальное прочтение в довольно сдержанных темпах. Пианист эмоционально глубоко погружается в каждый образ, за счёт чего неожиданнее воспринимаются контрасты между частями. Характерно внимание к средним голосам, умение увидеть и донести до слушателей интересные детали. При этом у меня возникло ощущение некоторой незрелости, поиска, не до конца сформировавшейся трактовки - что, пожалуй, даже добавило шарма.
музыка XXI века,
Бетховен,
Мессиан,
Дютийё,
слушательское,
Шуман,
debussi