июль 2017 - 2

Aug 02, 2017 22:35


Значимые для меня слушательские впечатления июля (вторая часть):

Академическая музыка
Барток. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Кит Джарретт, живая запись 30 января 1985 года. Мой любимый концерт Бартока, светлый и ясный по колориту, с отголосками джаза в крайних частях и двумя фугато в финале. Наибольшее впечатление на меня производит гениальная II часть - Adagio religioso.

Бриттен. Lachrymae (размышления на песню Дж. Дауленда) для альта и фортепиано. Маргарет Мэйджор и Бенджамин Бриттен. Вариации с темой в конце. Волшебная музыка!

Григ. Фортепианный концерт. Святослав Рихтер, Кирилл Кондрашин, 23 марта 1964 года (live). Один из лучших фортепианных концертов в гениальном, по-природному стихийном и непосредственном исполнении Рихтера. Наверное, это единственный случай в моей жизни, когда при прослушивании я плакал во время каждой части произведения.

Дютийё. Симфония № 1. Филармонический оркестр BBC, дирижёр - Жан Паскаль Тортелье. Замечательная музыка! Для неё характерно свободное развитие, ощущения конструирования формы не возникает, но в то же время симфония воспринимается как очень цельное произведение. Композитор достигает этого, в том числе, мастерскими сцеплениями и ассоциативными связями. Например, если первая часть написана в форме пассакалии, то вторая также начинается как бы как пассакалия; неожиданный сверкающий D-dur в заключении скерцо корреспондирует с умиротворяющим Des-dur в завершении финала.

Дютийё. Фортепианная соната. Кэтрин Стотт (великолепное исполнение!). Масштабная соната с ярко-концертной фортепианной фактурой. Первая часть по-французски легка и изящна, несмотря на моменты драматизма и мистики. Распевная тема второй части чем-то напоминает русскую песню. Вообще, влияние русской музыки (наравне с Равелем и Мессианом) в сонате очень ощущается. Здесь и попевочность тематизма первой части, и по-рахманиновски широкое мелодическое дыхание во второй, а также - колокольность Мусоргского, гармонии и фактура позднего Скрябина, колкость Прокофьева. Самая масштабная часть - финальный хорал с вариациями - наиболее контрастна и разнообразна. В ней я с первого прослушивания не разобрался.

Борис Иоффе. Музыка для арфы, флейты, гобоя и бас-кларнета. Пятнадцатиминутное произведение состоит из целого ряда коротких (минута и меньше) медленных пьес. В каждой из них разрабатывается и варьируется материал одной из предыдущих, а в основном - первой. По сути, каждая пьеса - это попытка воплощения некоего праматериала, который был до начала произведения и будет после его окончания. Своеобразная, странная и притягательная музыка.

Малер. Симфония № 3. Берлинский филармонический оркестр, дирижёр - Бернард Хайтинк; видеозапись с концерта 1991 года. Потрясающий финал.

Онеггер. Симфония № 3 «Литургическая». Оркестр Консертгебау, дирижёр - Марис Янсонс. Для взбудораженной первой части характерна многослойно-полифоническая оркестровая ткань. Развитие прекрасной второй части приводит к впечатляющей кульминации отчаяния. Апокалиптическая концепция финала, с отчётливо слышимым «Господи, помилуй!» и изумительной по красоте кодой, продолжает звучать предостережением человечеству.

Ф. Ржевски. Из «Северо-американских баллад» для фортепиано: Winnsboro Cotton Mill Blues. Джи Лю, видеозапись с концерта 28 июля 2017 года. Эффектная и завораживающая музыка.

Шопен. Фантазия f-moll. Джулиус Кетчен. Поразительно, насколько Шопен по-прежнему сохраняет свою свежесть - интонационную, гармоническую, структурную! Его умение строить крупные свободные одночастные формы, пожалуй, уникально.

Джаз
Квинтет Майлза Дэвиса. ‘Round About Midnight (1957). Прохладный, освежающий интеллектуальный альбом. Мне больше понравилась его вторая половина, но в первой впечатлил заглавный трек.

Элла Фицджеральд и Пол Смит. The Intimate Ella (1960). Приглушённый меланхоличный альбом с аккомпанирующим фортепиано.

Элла Фицджеральд. Clap Hands, Here Comes Charlie! (1961). Чудесный, просто восхитительный альбом!

Фрэнк Синатра и оркестр Каунта Бэйси. Sinatra-Basie: An Historic Musical First (1962). Оркестр и аранжировки Нила Хефти настолько великолепны, что временами затмевают самого Синатру.

Дютийё, слушательское, Малер, Барток, музыка ХХ века, джаз, Бриттен, Святослав Рихтер, Григ

Previous post Next post
Up