сентябрь 2016

Oct 12, 2016 12:03

Значимые для меня слушательские впечатления месяца:

Академическая музыка
Бетховен. Соната № 18. С. Рихтер, запись с концерта в Париже 7 ноября 1980 года. Обаятельная и изысканная соната, со скерцо и менуэтом, но без медленной части (её роль частично выполняет менуэт).

Беллини. "Пуритане". Великолепная опера! Гибкое сквозное развитие. Говорящая оркестровая музыка, которую язык не поворачивается назвать сопровождением. Заключительный дуэт II действия очень напоминает Верди, а хорал валторн в начале оперы - и вовсе Вагнера. Потрясающе сделана сцена, предшествующая финальной - любовная ария Артуро на фоне почти что траурного шествия у оркестра и хора.

Брамс. Скрипичная соната № 1. Леонидас Кавакос, Николай Луганский (видеозапись с фестиваля в Вербье, 2012). Свежее исполнение: гармоничное, уравновешенное и, в то же время, выразительное.

Варез. "Интегралы" для духовых и ударных инструментов (1924-25). Освежающая музыка.

Малер. Симфония № 2. Уникальный случай в истории музыки, когда из 25-минутной симфонической поэмы за шесть лет работы сложилась полуторачасовая симфония, с мистерией Судного дня в финале. Слушал в концертной видеозаписи под управлением Булеза (2005). Исполнение в целом мне не очень понравилось: довольно формальное и местами торопливое. Хотя финалу собранность и устремлённость Булеза пошла на пользу.

Моцарт. Симфония № 21 KV 134 A-dur. Замечательная симфония! В первой части Моцарт осознанно размывает грани сонатной формы. Экспозиция повторяется, но уже в самом её конце, при новом появлении главной темы, возникает ощущение начала разработки. Собственно разработка, после двух тактов модуляции, открывается видоизменённым проведением главной темы в тональности субдоминанты и её кратким развитием, заканчивающимся доминантовой каденцией к основной тональности части. Дальше звучит побочная тема в ля мажоре. Можно было бы предположить начало зеркальной репризы, но главная тема далее ни разу полностью не проводится, а элементы разработочности сохраняются. Я склонен считать весь раздел после экспозиции - репризой, совмещённой с разработкой, неким гибридом того и другого. Удивительный случай!

Моцарт. Симфония № 22 KV 162 С-dur. У этой, написанной семнадцатилетним композитором, симфонии свои особенности структуры. Она трёхчастна, без менуэта. В первой части отсутствует повторение экспозиции. Реприза наступает после минимальной разработки и начинается сразу со второго элемента главной темы. Первый элемент явственно звучит в заключительном разделе, слегка трансформируя его по сравнению с таким же в экспозиции. Любопытно, что в начале финала звучат оба элемента главной партии I части - происходит как бы отложенная компенсация её неполноты в репризе.

Моцарт. Симфония № 23 KV 181 D-dur. Очень интересная симфония! Тенденция Моцарта к размыванию границ разделов формы перешла здесь даже на части цикла: первая непосредственно переходит во вторую, а вторая - в третью (просто через доминанту, без прекращения движения!). Бросается в глаза непропорциональность внутри первой части - совокупность ГП и СП в несколько раз превосходит протяжённость побочной и заключительной тем. Разработка заменена небольшой связкой, а по сути - перемещена внутрь экспозиции (и, соответственно, репризы). Затейливо развлекался юноша Моцарт, что и говорить.

Моцарт. Симфония № 25 KV 183 g-moll. Одна из тех симфоний Моцарта, в которых интересны и значимы все части цикла.

Респиги. Скрипичная соната h-moll (1917). Л. Кавакос, Н. Луганский. Неожиданно интересное и значительное произведение. Во второй части ощутимо некоторое влияние Рахманинова.

Стравинский. Концертный дуэт для скрипки и фортепиано. Л. Кавакос, Н. Луганский.

Шельси. Hurqualia для группы инструментов с электронным усилением и оркестра (1960).

Шельси. Hymnos для двух оркестров и органа (1963). Своего рода космическая траурная церемония.

Яначек. Скрипичная соната. Л. Кавакос, Н. Луганский. Загадочное произведение. Яначек буквально повторяет крупные музыкальные блоки. Почему-то это производит особое впечатление. Словно хождение по замкнутому кругу.

Джаз, рок
Фрэнк Синатра. Альбом «Come Fly With Me» (1957). Как же я люблю Синатру времён расцвета и полномасштабные оркестровые аранжировки!

Бьорк. Biophilia (2011). Один из самых ярких и своеобразных рок-альбомов ХХI века - из тех, что я слышал. Особенно впечатлили №№ 1, 7, 8, 10.

Radiohead. The King of Limbs (2011). Очень близкий мне по духу альбом. Особенно понравились №№ 1, 6, 7, 8.

Бетховен, слушательское, Малер, опера, рок, Респиги, музыка ХХ века, джаз, Яначек, Моцарт, Булез, Варез

Previous post Next post
Up