Египет. Каир. Первая мечеть в Африке, мечеть Амр ибн аль-Аса (642-198x)

Mar 16, 2012 15:29


Шариат предостерегает от украшения мечетей и разукрашивания коранических свитков,
потому что красивые узоры занимают человеческие сердца, мешают сосредоточиться,
отвлекают от размышлений и не позволяют человеку ощущать себя перед Всевышним Аллахом


В 641 году (20 по хиджре) войска арабов - мусульман под предводительством бывшего купца, а теперь военачальника, сахаба Амр ибн аль-Аса взяли столицу Египта, Александрию, так после двухлетней войны закончилась византийская история Египта и начался исламский период. Амр ибн аль-Ас основал новую столицу, Фустат, из которого впоследствии вырос Каир, и воздвигнул первую на африканском континенте мечеть, мечеть Амр ибн аль-Аса, которую в Египте иногда называют "прообразом всех мечетей".


Это название дано не только потому что она первая в Египте, но и из-за её формы, прямоугольного открытого дворика и крытых террас по краям, ставшей образцом для последующих египетских мечетей. К сожалению, в настоящее время от первоначального облика мечети не осталось ничего. Оригинальное здание представляло собой неправильный прямоугольный двор, размером 29 на 17 метров, стены были из глины, камней и кирпичей, колонны из стволов пальмы, листьями которых была закрыта крыша. Через 30 лет к мечети были добавлены четыре минарета.

В 9-м веке мечеть заметно расширили, до 120 на 112 метров, она приняла современный вид.

В 1169 город Фустат и мечеть были разрушены (спалены пожаром), чтобы они не достались крестоносцам. Через 10 лет Салах ад-Дин восстановил мечеть.

Перед приходом в Египет Наполеона, турецкий губернатор Мурад-бей (лидер мамлюков с грузинскими корнями), реконструировал здание, заменил семь рядов колонн шестью, перестроил минареты и михраб (выправив направление на Мекку), мечеть приняла такой вид:



После восстановительные работы также продолжались, последняя крупная реставрация (входа) была проведена в 1980-х, и сейчас мечеть выглядит так:

1.


2.


3.


4. Женская половина мечети расположена за деревянной перегородкой:



5.


6.


7. Многие мраморные колонны были установлены в середине 19-го века, однако некоторые деревянные перекрытия над ними датированы 9-м веком.



8. За 600 лет до основания университета Аль-Азхар мечеть Амра была одним из центров исламских знаний, в её здании какое-то время располагался суд.



9.


В мечеть пускают немусульман. Чтобы до неё добраться, надо попасть в район Старого Каира (станция метро "Мар-Гиргис"), где расположены христианские памятники и развалины Фустата, идти налево при выходе из метро, по направлению к северу, к центру Каира. Сразу после выхода из ухоженной туристической зоны "Коптского Каира" по правую руку вы увидите мечеть (ссылка на карту Гугля).

Напоследок мое личное мнение. По современным понятиям мечеть Амр ибн Аль-Аса очень скромная. В ней невысокие минареты, небольшой дворик, нет высокого купола, нет ни золотых украшений, ни ярких росписей. В ней нет туристов с восторженными взглядами. Но впечатления от её посещения в тысячи раз больше чем от современных эмиратских, турецких мечетей или последних российских. Древняя арабская мечеть дает чувство покоя и умиротворенности. Их строили как место поклонения. А не как место восторга перед красотой и украшениями. Спросите обычного россиянина, что он скажет о "Сердце Чечни"? Уверен что большинство ответов будет о её цене красоте, о кристаллах Сваровски, мраморе и травертинах, золоте высочайшей пробы, вспомнят что это самая большая или высокая мечеть в Европе. А это ли главное?

  • Анас рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Судный час не настанет до тех пор, пока люди не начнут хвалиться друг перед другом мечетями». (Этот хадис передал Ахмад, а аль-Албани назвал его достоверным)
  • Абу ад-Дарда рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Если вы станете украшать мечети и разукрашивать коранические свитки, то вас постигнет погибель» (Этот хадис передали аль-Хаким и ат-Тирмизи, а аль-Албани назвал его хорошим. См. «Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахиха», т. 3, стр. 337)
  • Ибн 'Аббас рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Мне не было велено возводить высокие мечети и инкрустировать их гипсом». (Этот хадис передал Абу Давуд, а Ибн-Хиббан назвал его достоверным)
  • Анас сказал: «Люди будут хвастаться мечетями и будут редко посещать их. А хвастаться они будут сделанными в мечетях украшениями». Ибн 'Аббас сказал: «Вы будете украшать мечети, как это делают иудеи и христиане». (Эти высказывания передал аль-Бухари)
  • Когда 'Умар приводил в порядок мечеть Пророка в Медине, он велел: «Защити людей от дождя, но избегай красных и желтых цветов, дабы не искушать людей». (См. «Фатх аль-Бари», т. 1, стр. 539)
  • Аль-Мунави писал: «Шариат предостерегает от украшения мечетей и разукрашивания коранических свитков, потому что красивые узоры занимают человеческие сердца, мешают сосредоточиться, отвлекают от размышлений и не позволяют человеку ощущать себя перед Всевышним Аллахом. Богословы шафиитского толка считают, что украшать мечети и даже Каабу золотом и серебром строго запрещено, а другими украшениями - нежелательно». (См. «Файд аль-Кадир», т. 1, стр. 367.)
  • Аль-Мехди сказал: «Что касается разукрашивания Заповедной мечети в Мекке и мечети Пророка в Медине, то это было сделано без согласия мусульманских богословов. А если они промолчали, то их молчание не означает согласия с этим поступком. Мечети были разукрашены несправедливыми правителями, которые не стали испрашивать разрешения у праведных богословов». (См. книгу Мухаммада ас-Сан'ани «Субуль ас-Салам», т. 1, стр. 232.)

Мечеть Амр ибн аль-Аса - одна из лучших мечетей, в которых мне удалось побывать. Жаль, что не она сейчас прообраз остальных мечетей.

ислам, каир, египет

Previous post Next post
Up