Шариат предостерегает от украшения мечетей и разукрашивания коранических свитков,
потому что красивые узоры занимают человеческие сердца, мешают сосредоточиться,
отвлекают от размышлений и не позволяют человеку ощущать себя перед Всевышним Аллахом
В 641 году (20 по хиджре) войска арабов - мусульман под предводительством бывшего купца, а теперь военачальника, сахаба Амр ибн аль-Аса взяли столицу Египта, Александрию, так после двухлетней войны закончилась византийская история Египта и начался исламский период. Амр ибн аль-Ас основал новую столицу, Фустат, из которого впоследствии вырос Каир, и воздвигнул первую на африканском континенте мечеть, мечеть Амр ибн аль-Аса, которую в Египте иногда называют "прообразом всех мечетей".
Это название дано не только потому что она первая в Египте, но и из-за её формы, прямоугольного открытого дворика и крытых террас по краям, ставшей образцом для последующих египетских мечетей. К сожалению, в настоящее время от первоначального облика мечети не осталось ничего. Оригинальное здание представляло собой неправильный прямоугольный двор, размером 29 на 17 метров, стены были из глины, камней и кирпичей, колонны из стволов пальмы, листьями которых была закрыта крыша. Через 30 лет к мечети были добавлены четыре минарета.
В 9-м веке мечеть заметно расширили, до 120 на 112 метров, она приняла современный вид.
В 1169 город Фустат и мечеть были разрушены (спалены пожаром), чтобы они не достались крестоносцам. Через 10 лет Салах ад-Дин восстановил мечеть.
Перед приходом в Египет Наполеона, турецкий губернатор Мурад-бей (лидер мамлюков с грузинскими корнями), реконструировал здание, заменил семь рядов колонн шестью, перестроил минареты и михраб (выправив направление на Мекку), мечеть приняла такой вид:
После восстановительные работы также продолжались, последняя крупная реставрация (входа) была проведена в 1980-х, и сейчас мечеть выглядит так:
1.
2.
3.
4. Женская половина мечети расположена за деревянной перегородкой:
5.
6.
7. Многие мраморные колонны были установлены в середине 19-го века, однако некоторые деревянные перекрытия над ними датированы 9-м веком.
8. За 600 лет до основания университета Аль-Азхар мечеть Амра была одним из центров исламских знаний, в её здании какое-то время располагался суд.
9.
В мечеть пускают немусульман. Чтобы до неё добраться, надо попасть в район Старого Каира (станция метро "Мар-Гиргис"), где расположены христианские памятники и развалины Фустата, идти налево при выходе из метро, по направлению к северу, к центру Каира. Сразу после выхода из ухоженной туристической зоны "Коптского Каира" по правую руку вы увидите мечеть (
ссылка на карту Гугля).
Напоследок мое личное мнение. По современным понятиям мечеть Амр ибн Аль-Аса очень скромная. В ней невысокие минареты, небольшой дворик, нет высокого купола, нет ни золотых украшений, ни ярких росписей. В ней нет туристов с восторженными взглядами. Но впечатления от её посещения в тысячи раз больше чем от современных эмиратских, турецких мечетей или последних российских. Древняя арабская мечеть дает чувство покоя и умиротворенности. Их строили как место поклонения. А не как место восторга перед красотой и украшениями. Спросите обычного россиянина, что он скажет о "Сердце Чечни"? Уверен что большинство ответов будет о её цене красоте, о кристаллах Сваровски, мраморе и травертинах, золоте высочайшей пробы, вспомнят что это самая большая или высокая мечеть в Европе. А это ли главное?
- Анас рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Судный час не настанет до тех пор, пока люди не начнут хвалиться друг перед другом мечетями». (Этот хадис передал Ахмад, а аль-Албани назвал его достоверным)
- Абу ад-Дарда рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Если вы станете украшать мечети и разукрашивать коранические свитки, то вас постигнет погибель» (Этот хадис передали аль-Хаким и ат-Тирмизи, а аль-Албани назвал его хорошим. См. «Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахиха», т. 3, стр. 337)
- Ибн 'Аббас рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Мне не было велено возводить высокие мечети и инкрустировать их гипсом». (Этот хадис передал Абу Давуд, а Ибн-Хиббан назвал его достоверным)
- Анас сказал: «Люди будут хвастаться мечетями и будут редко посещать их. А хвастаться они будут сделанными в мечетях украшениями». Ибн 'Аббас сказал: «Вы будете украшать мечети, как это делают иудеи и христиане». (Эти высказывания передал аль-Бухари)
- Когда 'Умар приводил в порядок мечеть Пророка в Медине, он велел: «Защити людей от дождя, но избегай красных и желтых цветов, дабы не искушать людей». (См. «Фатх аль-Бари», т. 1, стр. 539)
- Аль-Мунави писал: «Шариат предостерегает от украшения мечетей и разукрашивания коранических свитков, потому что красивые узоры занимают человеческие сердца, мешают сосредоточиться, отвлекают от размышлений и не позволяют человеку ощущать себя перед Всевышним Аллахом. Богословы шафиитского толка считают, что украшать мечети и даже Каабу золотом и серебром строго запрещено, а другими украшениями - нежелательно». (См. «Файд аль-Кадир», т. 1, стр. 367.)
- Аль-Мехди сказал: «Что касается разукрашивания Заповедной мечети в Мекке и мечети Пророка в Медине, то это было сделано без согласия мусульманских богословов. А если они промолчали, то их молчание не означает согласия с этим поступком. Мечети были разукрашены несправедливыми правителями, которые не стали испрашивать разрешения у праведных богословов». (См. книгу Мухаммада ас-Сан'ани «Субуль ас-Салам», т. 1, стр. 232.)
Мечеть Амр ибн аль-Аса - одна из лучших мечетей, в которых мне удалось побывать. Жаль, что не она сейчас прообраз остальных мечетей.