Записки туриста. 14-15 июня. Ингушетия. Экспедиция в Цори ("Битва за Цори")

Jun 18, 2014 00:59

Продолжение рассказа как мы провели последние выходные, ночуя в палатке в одном из самых дальних и диких уголков горной Ингушетии, ходя по "заминированным" тропам на границе Ингушетии, Грузии и Чечни) В фотоотчете помимо Цори и Гулойхийского, Цоринского ущелий - башенные поселки Бишт, Пялинг, Ний, Цизды, Мяшхи, Оасег, Аргауг, Вицы, Гул и труднодоступный Ляжг, к которому пришлось спускаться от Цори по реке в течение четырех часов.

1. Вначале представлю нашу команду, нас было четыре человека:

2. Магомед Ахриев, охотник и опытный проводник.

3. Журналист Ибрахим Цороев ibeqa-baraqat

4. Фотограф и и основатель популярной ингушской ВК-группы Ахмед Осмиев osmiev. Не пропустите фоторепортаж Ахмеда с нашего похода .

5. Рассвет мы встретили в ЛОК Армхи, за 75 км до конечной точки. Чтобы до нее добраться вовремя, надо было преодолеть два горных перевала, подъем назначили на 5:30, а без двух минут шесть вышли из номера.

6. Вскоре подъехал наш проводник Магомед, и начался долгий путь к Цори.

7. Через 40 минут мы остановились у Цей-Ламского перевала.

8. Бишт и Тумгойское ущелье.

9. Около поселка Пуй, оказывается, есть небольшой магазинчик, там запаслись продуктами.

10. Дальше наш путь был через Цорей-Ламский перевал, богатый на башенные поселки - тут их около 50!

11. Верхний Пялинг.

12. Ний.

13. Цизды.

14. В глубине ущелий я впервые увидел Мяшхи. Теперь хочу туда пойти и затащить туда Ахмеда Осмиева))

15. Ибрахим писал видео, а Ахмед фотографировал и давал ценные советы)

16. Накануне в горах прошла гроза, и на вершинах выпал снег.

17. Спустя три часа мы доехали до Цори.

19. Ахмед не забыл взять флаг)

21. Рядом с Цори башенные поселки Оасег.

22. Вицы, он, кстати, самый высокогорный в Ингушетии, на высоте почти 2000 метров.

23. Аргауг.

24. Около него мы видели серну :)

25. Не теряя времени, мы поднялись выше Цори, на перевал.

27. Ниже по перевалу - дорога в Гул и граница с Чечней.

28. Самый восточный поселок Ингушетии, Гул.

29. Тут, в ледниках, начинается Гулойхийское ущелье, через которое протекает река Гулойхи. Ее многие видели ниже, на ней стоят Вовнушки и рядом Тхаба-Ерды.

30. Лагерь мы разбили у башен Цори. Там уже лежали камни в качестве импровизированного стола.

31. На закате мы пошли исследовать Цори.

32. Всего тут было 23 башни, включая 3 боевых, 20 жилых, 12 склеповых могильников и 1 мавзолей.

33. Чтобы сделать красивое фото, пришлось максимально быстро взобраться на соседний холм.

34. Тут стоят башни Аргауг, одна боевая и две жилых. Из этого села родом Аршхоевы и Героевы.

36. И туда, и обратно пришлось пролезать через кусты крапивы высотой с человека.

37. Спуск был крутым, под 60 градусов, в конце - прыжок через речку на соседний холм)

38. Ночью изначально был вариант ночевать прямо в башнях, под открытым небом, но в итоге решили разбить палатки. Я спал в своей собственной односпальной, Ибрахим и Ахмед - в двухспальной. Цори расположено на высоте 1800 метров, ночью температура опустилась до пяти градусов, выручал спальник. Спалось, честно говоря, тревожно) т.к вокруг, как говорят пограничники, медведей больше чем людей)

39. Проснулся в 6 утра, чтобы сделать фото рассвета :) Луна и Аргауг.

40. Утренний Цори. Передняя стена боевой башни освещена только до 8-9 утра.

44. Вид на перевал. В это место скоро придут эскваторы, проложат дороги, заборы, линии электропередач, канатные дороги и рестораны.

45. В 11 утра мы решили спуститься вниз по Цоринскому ущелью, которое спустя 8 км сливается с Гулойхийским. Там, рядом с местом их слияния расположен поселок Ляжг, один из самых труднодоступных в Ингушетии. Туда попасть сложно не только физически, т.к. надо идти по дикому руслу реки, много раз вброд переходя ее, но и организационно - для этого нужно разрешение пограничников. К счастью, оно у нас было :)

46. Честно скажу, устал я сильно, т.к. было яркое солнце и почти вся дорога - это одни камни, надо было быть внимательным, чтобы не оступиться.

47. По этим местах сейчас ходят только пограничники, они же сделали мостики.

51. В 500 метрах от Гулойхийского ущелья, в лесу, мы увидели кладбище. Это закрытый могильник.

52. Кто тут похоронен - неизвестно.

53. За хребтом - Грузия.

55. А вот наконец и река Гулойхи.

56. Конечный пункт - башенный поселок Ляжг. Раньше имел 5 башен, сейчас он сильно пострадал.

58. Отдохнув с полчаса, мы пошли обратно. Через три часа вновь показался Цори)

59. И его солнечные могильники. Один после наводнения 2002-го осыпался в реку и, как некоторые говорят, сейчас останки из него находят в окрестностях Цори. Я видел два человеческих черепа в трех метрах рядом с дорогой на Цори, они просто лежали на камнях. Похоже, мало кого беспокоит что это, возможно, потомки строителей башен и они достойны захоронения рядом с предками, вместо того чтобы быть выставленными напоказ всем на дороге. Вопрос предпочитают табуировать вместо того чтобы останки идентифицировать и захоронить их по всем правилам. Очень жаль, но надеюсь, что ситуация изменится.

60. В конце дня мы устроили небольшую фотосессию) часть из которой вы видели в первых фото)

61. А после заката вернулись домой, в ЛОК)

В итоге поход прошел очень успешно) Ибрахим и Ахмед, правда, немного обгорели, я же напротив весь день ходил с мокрыми ногами и подхватил насморк) пройти 25 км за день это не шутка, колени болят до сих пор) Но я не жалею и готов это повторить снова) Цори того достойны)

В заключение большое спасибо комитету по туризму РИ, погрануправлению и лично Закирову С.Ф., а также нашему проводнику Магомеду Ахриеву за возможность тут побывать :) В Цори я еще вернусь, я там не все дофоткал ;)