Записки туриста. 1 мая. Ингушетия, день 16-й. Фортанга и Дзурдзукские ворота

May 02, 2014 13:20

Решил возобновить рубрику "Записки туриста", оперативно рассказывая как я провожу время). В начале недели я вновь приехал в Ингушетию, а вчера вышел в первый поход на природу, в предгорья, к верховьям реки Фортанга, в местечко Эги-чож, где расположены фактически неизвестные в научной среде башенные сооружения, упоминающиеся в интернете под названием "Дзурдзукские ворота". Обе стороны ущелья, через которое течет река и проходили горные пути, преграждает мощная, на несколько сот метров укрепленная стена, с арками, боевыми и жилыми башнями. Место это труднодоступное, расположено в печально известном Сунженском районе, рядом граница с Чечней, здесь до сих пор проводятся спецоперации, и порой приходят тревожные новости, как на прошлой неделе, что в окрестностях на мине подорвался сотрудник правоохоранительных органов. К счастью, наша экспедиция прошла без проблем, хотя простой ее назвать сложно) Чтобы попасть к башням, мы пешком от Даттых прошли более 12 км, в том числе ровно 10 раз вброд переходя Фортангу. Но этого того стоило. Небольшой предварительно-оперативный фоторепортаж под катом.

Идея пойти к Дзурдзукским воротам принадлежит Танзиле Дзауровой, которая пишет диссертацию по башенным комплексам Ингушетии. Я об этом узнал месяц назад в Москве и загорелся желанием попасть в их группу. Компания набралась на три автомашины, это ингуши, научные работники, представитель комтуризма РИ, проводники, и просто интересующиеся историей Ингушетии. Плюс я, напросившийся "московский блогер")

1. Вид на предгорья Ингушетии после поворота на Даттых.

2. Столовая, вид, с северо-востока.

3. В окрестностях Даттых мы бросили машину и пошли пешком спускаться к Фортанге.

4. От Даттых до Фортанги около 2200 метров по хорошей тропе или плохой автодороге, раньше тут проезжали внедорожники, сейчас она постепенно зарастает.

5. Фортанга.

6. По руслу реки мы прошли около 1300 метров. Воды в некоторых местах по пояс, течение не особо быстрое, но порой неприятное, я сильно беспокоился о своей фототехнике, которая висела на поясной разгрузке. Один неверный шаг - и недешевая фотоаппаратура оказалась бы под водой.

7. В итоге часть пути, где можно, мы шли по берегу, а где нельзя - переходили вброд реку. Все пришлось это делать 10 раз. Сначала я снимал ботинки и шел босиком, а потом по примеру проводников плюнул и намочил ноги до колен. Мои ботинки сохнут до сих пор)

8. Далее тропа выходит на правый берег Фортанги, тут мы сделали небольшой привал.

9. Места нереально красивые. Потом надо будет эти фото доработать нормально :)

10. Наконец спустя 6 км, или через два часа после выхода из Даттых, мы увидели каменную арку, через которую проходит дорога.

11. Стена высотой не менее десятка метров построена на краю ущелья и реально преграждает путь. Пройти мимо нее - невозможно, со всех других сторон - обрывы.

12. На другой стороне ущелья, западной, тоже видна стена. Несколько фотографий оттуда можно найти в http://old.ingushetiyaru.org/article/295.html
Восточную стену, кажется, мы фотографировали первыми, хотя местным, уверен, это место хорошо известно.

13. Поразительно, но заградительная стена и комплекс сооружений поднимается, кажется, на высоту всего ущелья! Первую арку мы увидели на высоте 500 метров от уровня моря, поднялись выше, выше, еще выше, на 350 метров (850 от уровня моря), и где заканчивается стена - мы так и не увидели. Зато увидели минимум три боевые башни и множество других построек.

14. В каких-то местах кладка безрастворная, где то сохранилась кладка. Стены в целом мощные, до метра толщиной, арки даже в боевых башнях крупные.

16. Это место заброшено, судя по всему, не менее 100 лет. Внутри башен успели вырасти деревья. Поразительно, что стены, возведенные прямо на скалах, до сих пор стоят.

17. Через час исследований мы начали спускаться. Я спустился вниз к башням чтобы сделать виртуальные панорамы, а остальные пошли по другой тропе, чтобы увидеть cолнечные могильники, говорят, он высотой до 8 метров! Сильно жалею, что я их не смог сфотографировать, но к тому времени я уже устал с непривычки, чтобы быстро до них подняться(...

18. Вновь переходим Фортангу. Воды у меня с собой не было, постоянно хотелось пить, взяли воду из реки, она оказалась чистой и вкусной.

19. В конце дня нас ждал отличный ужин на берегу реки)

22. Несколько фото с обратной дороги. Очень красивые места, надеюсь, у меня будет возможность еще раз тут побывать!

В итоге день прошел на ура, большое спасибо Танзиле Дзауровой и всем ребятам, с которыми мы пошли в поход!
Особая благодарность проводнику Магомеду Ахриеву, который несколько раз меня сильно выручил!
Фотографии в хорошем качестве я выложу позже, как вернусь домой.

А пока констатирую приятный факт, что мой проект по фотографированию Горной Ингушетии фактически стартовал :)
Я побывал в самой северной точке, которую хотел посмотреть, естественно, записал GPS-трек всего похода, который впоследствии выложу на своём сайте. Ссылка на мою карту с точными GPS координатами места можно увидеть уже сейчас. Повторять наш поход самостоятельно не рекомендую, сюда можно только с проводником и в момент, когда в окрестностях спокойно.

Кстати, можете заценить обновленный дизайн http://www.agirov.com/ing/, я добавил 30 красивых панорамных снимков в шапку сайта, чтобы было понятно, почему я так люблю эти места! Мне осталось побывать еще в 174-х точках, намеченных для фотографирования, надеюсь, у меня это получится :)