Махарбек Туганов. Картины на исторические темы и портреты

Sep 14, 2010 00:24

Если К.Хетагурова можно назвать первым осетинским художником, то Махарбек Туганов (1881-1952), очевидно, второй. Выложу портреты и картины на исторические темы (по мне они более интересны, особенно картины по традиционной юриспруденции), позже - иллюстрации и картины по нартиаде.





Махарбек Туганов родился в 1881-м году в интеллигентной дворянской семье. Дед - знаменитый генерал Асланбек Туганов, который в возрасте 4 лет был отдан в аманаты русскому полковнику, служил в Кабардинском полку, охранял императора, участвовал в Кавказской войне, его родственники дружили с А.Ермоловым, памятник которому недавно открыли в Пятигорске. Отец Махарбека был агрономом, получившим образование в Боннском университете, мать - дочерью этнографа Гацыра Шанаева, первого в Осетии собирателя народных сказаний о нартах. В 1900 году Махарбек едет в Петербург для поступления в Горный институт, но не добирает баллов и на следующий год поступает в Академию художеств (в ее стенах он второй осетин после Хетагурова). "Сказать в то время молодому осетину, что он хочет быть художником, было бы равносильно тому, чтобы его объявили кандидатом в сумасшедший дом все его родные и родственники", так позже об этом скажет сам Туганов. Не закончив Академии, в 1903 едет в Мюнхен к педагогу Антону Ашбе, у которого учились Грабарь и Шемякин, чтобы отойти от школы реализма к импрессионизму. Через год после его смерти, в 1907-м, возвращается на родину и организует первую во Владикавказе художественную студию. После революции из-за конфликта с родственниками он уезжает сначала в Баку, потом в Туркмению, позже возвращается, и переезжает в Цхинвали, где в 1937-м создает художественное училище, организует Союз художников республики. Более подробно о жизни и творчестве можно прочитать тут.

Работам Туганова не сильно везло. Часть материалов пропала в Вене накануне Первой мировой войны, другая погибла во время разгрома его дома в 1919-м, в 1930-е картины были уничтожены по политическим соображениям. В музее краеведения Цхинвали часть работ погибла в 1945-м, а в 1991-м оставшуюся часть перевезли во Владикавказ, в художественный музей его имени. В прошлом году в Москве, в Российской Академии художеств, и во Владикавказе проходила выставка его картин, с нее и сделаны мои фотографии.

Портрет Батырбека Туганова (1904)

Одна из первых работ Туганова, образец академического реализма.




Портрет Адильгирея Шанаева (1910)

В этом парадном портрете близкого друга отца художника уже видны широкие мазки импрессионизма.




Портрет старика Гаглоева (1933)

С академичностью покончено, техника упрощена до минимума.




Чермен (1928)

Одна из вершин модернизма Туганова.




Народный суд (1946)

Эту и следующие картины условно можно объединить в историко-этнографический цикл "Уходящая Осетия".




Собачья скала (1941)

Казнь преступника: собаке - собачья скала. Однако бытует мнение, что это фантазия художника, казнь чаще заменяли изгнанием.




Примирение кровников (1944)

На картине изображен обряд усыновления, мать убитого дает убийце пососать свою грудь, тем самым как бы усыновляя его, он становится "молочным братом", что исключает возможность вражды и кровной мести. Но обычно такое примирение было малопопулярно, считалось что на это идут те, у кого нет было мужества достойно отплатить убийце.




Скачки в честь умершего (1946)

Разные виды скачек в честь умершего были популярны и у осетин, и у грузин, и у адыгов. В одних вариантах коня закрывали покрывалом, которое соперники должны были сорвать, или другой предмет, который надо было отобрать, а наездник доставить до места назначения, в других по селу проезжали всадники с елочкой в руке, на которую нанизывались угощения, по время проезда они падали и их собирали односельчане.




Посвящение коня покойнику (1948)

Считается, что этот обряд имеет индоиранское происхождение. Цель состояла в том, чтобы обеспечить умершего человека конем, который должен довести покойного по мистической дороге мертвых. К умершему приводили коня, произносили речь с наставлением "пусть это будет твой конь", затем коня трижды обводили вокруг покойного, давали выпить пива, кормили просом и отрезали ему хвост и кончик уха. После посвящения конь считался собственностью умершего, на земле оставался только его призрак, поэтому осетины во время покупки коней тщательно осматривали ушные раковины, чтобы случайно не купить "чужую" лошадь.




Цоппай (1947)

Этот танец, впервые описанный в 17-м веке одним грузинским географом, связан с языческими верованиями осетин, исполнялся вокруг пораженного молнией человека, которого по народному поверью, выбрало грозовое божество. Впрочем, Коста Хетагуров в ответ на критику "Терских новостей" этого обряда писал: "На Кавказе, по крайней мере у осетин, практикуется для спасения пораженного молнией так называемый «цоппай». Это совсем не языческий какой-то бог, а просто известного рода движение. Если пораженный молнией не убит наповал, то его этим «цоппай» всегда можно спасти. Процедура эта происходит следующим образом: первые, прибежавшие на тревогу, торопливо становятся вокруг пораженного и, держа друг друга за руки, образуют живую цепь и, быстро вращаясь, выкрикивают «цоппай» для более равномерного вращения. Это хотя и делается бессознательно, но такой способ помощи при поражении молнией даже с научной точки зрения, несомненно, заслуживает серьезного внимания. Живая цепь, кружась вокруг пораженного молнией, постепенно выделяет из него электричество, и он через два-три часа такой манипуляции совершенно оправляется. Вот вам и языческий бог «Цоппай»!"




Своз сена зимой (1951)




Портрет Сосланбека Едзиева (1949)

Сосланбек Едзиев (1865-1953) - известный осетинский скульптор, работал в стиле народного искусства, примитивизма.




мои фотоотчеты, северная осетия, живопись

Previous post Next post
Up