Фоторепортаж из мастерской известного дагестанского художника Апанди Магомедова, мастера рельефной живописи, работающего с необычным материалом - кизяком.
1. Апанди Магомедов - один из ведущих современных дагестанских художников. Он получил высшее образование в Москве, сначала работал художником-технологом на подмосковной шелкоткацкой фабрике, затем в Дагестанском музее изобразительных искусств, а сейчас занимается преподавательской деятельностью. Мне, как любопытному блоггеру) и человеку, давно интересующего живописью, повезло с ним познакомиться этой весной. В его мастерскую, расположенную в старом районе Махачкалы, я приехал глубоким вечером, здесь живет несколько семей, в мастерскую ведет приоткрытая дверь справа :)
2. В небольшой, по московским меркам, комнате царит творческий беспорядок.
3-4. На полках, стульях, столах - элементы быта, незавершенные и законченные арт-объекты художника, - в последние годы Апанди занимается скульптурными объектами.
5. На занавеске из грубой ткани - бейджики с выставок, в которых участвовал художник. Апанди выставляется более 20 лет, принял участие
в десятках выставок, первая персональная выставка в Москве состоялась 12 лет назад.
6. Единственная лампочка, освещающая комнату, обрамлена свисающими с потолка початками кукурузы. Как ни странно, но всё это создает какую-то особую домашнюю атмосферу.
7. Апанди достает альбом с репродукциями картин, с которых он начинал свой путь в искусство. В мастерской они не хранятся, многие раскуплены, находятся в частных и публичных коллекциях от Москвы до Баку.
8. В 90-х художник увлекся рельефной живописью, объектами из сложного составного материала, на поверхности которого проступает орнамент.
9. Центральная работа последних лет - цикл "Посвящение кизяку", т.е. смешанному с соломой и высушенному в форме лепёшки навозу, традиционно использующемуся горцами в качестве топлива, или для строительства.
10. Удивительно, как из этого, казалось бы, совершенно неподходящего материала, рождается живописная форма, настоящее декоративное искусство.
11. В других работах - более сложная техника, в ход идут кусочки дерева, кожи, верёвки, сетки.
12. Всё это окрашивается и скрепляется клеем:
13.
14.
15.
16. Работы приобретают объем:
17.
18.
Повторенные много раз, элементы складываются в панно (фотография с
выставки в Москве в 2005 году):
19. В общении Апанди оказался очень скромным и приятным человеком.
Как требовательный к себе профессионал, Апанди не особо охотно рассказывал о проблемах, с которыми сталкиваются современные дагестанские художники - зависимость от вкуса галеристов, единолично принимающих решение о том, какие работы будут представлены на выставках; недостаток внимания со стороны местной публики, которая предпочитает покупать попсовые иностранные товары широкого потребления, чем обращать внимание на живопись, из-за чего дагестанцев больше знают в соседних регионах и Москве; и очевидные проблемы с нехваткой места в мастерской - мэрия Махачкалы обещала посодействовать в переезде в новое помещение, но пока увы. Но тем не менее, я надеюсь, что работы Апанди будут востребованы и в дальше, пожелаю ему много денег) достаточных для работы над любимым делом, и новых творческих успехов. Говорят, во время участия в последнем симпозиуме "Аланика", проходящем во Владикавказе, он зашел на стройплощадку, где разбирают кинотеатр "Октябрь", взял несколько плит, и пообещал сделать на них рельефную живопись, и отдать осетинским зрителям (upd: см.
фото Кости Фарниева). Жизнь продолжается :)
Также читайте
интервью с художником, ну а если кто заинтересовался работами, есть желание в чем-то помочь художнику, пишите, меня читают дагестанские блоггеры, они передадут :)