Кривой Рог

Nov 23, 2010 15:03

Если не поленитесь заглянуть под кат то сможете узнать немного о истории этого города, глянуть на него с высоты и прогуляться средь индустриальной романтики. Так же посмотреть футбол с местными жителями и прокатиться на дивном метрополитене.



Градирни «АрселорМиттал Кривой Рог».



Общая информация.

Кривой Рог - райцентр Днепропетровской области. Население - 670 тыс. жителей (население Криворожской агломерации более 1 млн. жителей). Площадь горда 430 км2. Протяженность Кривого Рога - 126 км (наибольшая в Европе).

История.

Первое письменное упоминание о Кривом Роге датируется 1734 годом. Когда при образовании Ингульской паланки в перечне принадлежащих ей сел был упомянут Кривой Рог. В 1770 году в Кривом Роге располагается Ставка Коша Запорожской Сечи. До наших дней фортификационные сооружения не сохранились, что и не удивительно при той бурной деятельности которую тут развели в последние столетия.

Тем не менее датой основания города считается 8 мая 1775 год когда тут появилась почтовая станция тракта который должен был связать Кременчуг с Кинбурном. Изначально в поселении проживало всего пять казаков.

Уже через шесть лет Кривой Рог становится волостным центром.

К концу столетия поселение насчитывал уже 762 жителя.

В конце XVIII начале XIX столетий Кривой Рог активно развивается, здесь регулярно проводят разведки с целью выявления полезных ископаемых. Так же тут расквартировывается два эскадрона Бугского уланского полка.

В 1836 году упраздняется почтовый путь давший начало поселению.

Еще через двадцать один год военное поселение переводиться в разряд сел.

В 1881 начата добыча железных руд на землях селян Кривого Рога (Саксаганский Рудник).

18 мая 1884 года открыта железнодорожная ветка Ясиноватка-Долинская которая прошла через Кривой Рог.

К концу XIX столетия население Кривого Рога достигло 20 тыс. На тот момент его называли «Золотым Рогом» или «Калифорнией». Сюда поисках заработка стекались тысячи людей.

Однако кризис начала ХХ века, а потом война и революция негативно сказались на развитии Кривого Рога. Только в 20-30 годы город вновь начал стремительно развиваться.

В 50-е годы, после немецкой оккупации, город вновь переживает подъем. В 1950 году Кривой Рог достиг довоенного уровня добычи руды, что составило 50% всесоюзного производства. Это не удивительно - советская власть усвоила урок и вкладывало все больше средств в разработку месторождений, которые располагались ближе к границе.

Предполагается что название возникло из-за кривого мыса (рога) реки Саксагань в месте ее впадения в Ингулец. Так же есть легенда о том, что город назван в честь казака Рога прозванного «Кривым», который проживал в этой местности.



Мы заехали в Кривой Рог со стороны Кировограда и стали при въезде сфотографировать знак и заодно сориентироваться. Развернули на багажнике нарту. Читая на ней всякие пояснения:

- О. О. О. О.

- Это не «Оооо». Это я так градирни Криворожстали нарисовал, чтоб ориентироваться было удобнее.

Сориентировались и поехали. Но углубиться в город у нас так и не получилось. Слева, практически у самой дороги, мы увидели несколько припаркованных самолетов и решили на них посмотреть.



Подробнее о созерцании учебных пособий криворожского авиационного колледжа ТУТ.

Далее, проехав исторический центр города, мы направились в сторону шахты Октябрьская.

Кривой Рог сильно вытянут с юго-запада на северо-восток, мы ехали по нему в северном направлении. В левом окне постоянно виднелись шахты, а за ними грандиозные отвалы. На магистральную дорогу, как бусины, были нанизаны жилые кварталы с просторными площадями, их разбавляла индустриальная застройка вперемешку с пустырями. Исторический центр города, находился в юго-западной части Кривого Рога у места впадения Саксагани в Ингулец. Он был представлен застройкой начала-середины ХХ века. Дальше в городе попадались районы как сталинской так и с современной застройки.



Шахта Октябрьская была окружена районом довольно старой застройки.



Погулять по территории шахты у нас не получилось и мы решили осмотреть город с высоты карьерных отвалов.



Стадион «Шахта Октябрьская». На нем выступает ФК Горняк. Он играет во второй лиге украинского чемпионата.





Дрезинный кот.



С высоты хорошо виден смог окутывающий город.



А если глянуть в противоположную от города сторону можно увидеть «Мордор»



Карьер…



…конца края и дна которому не видно.

А это уже стадион «Металлург» с трибунами почти на 30 тыс. зрителей







Стадион охраняется злой собакой. Жаль, что мы этого не знали когда выходили из-за этой таблички.



На этом стадионе играет премьерлиговый «Кривбасс».

Когда мы на следующий день через Кривой Рог возвращались домой, то решили зайти перекусить в одну из местных пиццерий. Тут был огромный плазменный экран по которому как раз шел футбол. Играли столичное Динамо и симферопольская Таврия. Мы сели прям под экраном и сделали заказ. Пиццерия была не совсем заполнена но народу хватало. Особенно занимательно выглядела группа спортсменов, в форме украинской сборной, которая целенаправленно жрала водку. Заказ нам несли настолько долго, что мы успели посмотреть весь матч. Когда Динамо повело в счете, мы не скрывали своих эмоций.

По залу прокатился недовольный ропот:

- А вон эти, ...я, за Динамо болеют.

В итоге Динамо бездарно сыграло в ничью и нас трогать не стали.

Так же долго как заказ нам несли и счет. А тем временем начался новый матч: Карпаты - Кривбасс. Я никогда не питал особых симпатий к криворожской команде, тем более в последние годы когда команда постоянно вела борьбу за выживание и стала откровенным фарм-клубом Днепропетровского Днепра.

Публика в зале заметно оживилась. Этот матч их явно интересовал больше предыдущего. А Карпаты, как на грех, с первых же минут крепко взялись за гостей и уже в дебюте открыли счет. Паук вскочил была с места:

- Г-о-о-о…

Но тут же застыл, почувствовав на себе неприязненные взгляды. Я чуть не стек на пол от смеха. Через некоторое время Паук тихо проговорил:

- Если Карпаты второй забьют, я могу себя и не сдержать.

Мы стали настойчивее требовать, чтоб нас рассчитали и покинули пиццерию подобру-поздорову. Иначе на 71-й минуте матча у нас могли возникнуть крупные неприятности.



ОООО. Или четыре градирни «АрселорМиттал Кривой Рог», по старому - Криворожсталь.



Закат над Криворожсталью.

После того как стемнело, а темнело как на зло очень рано, мы отправились к еще одной достопримечательности Кривого Рога - метро.

Изначально этот транспорт именовался скоростным трамваем (так его до сих пор называют жители и такая же надпись красуется на жетонах), но с недавнего времени он официально называется метрополитен.

Как известно в советское время метрополитен был привилегией городов-миллионников коим Кривой Рог никогда не являлся. Тогда наличие в городе метро было еще и вопросом престижа. Тут Кривому не повезло еще раз, он был всего лишь районным центром, а в областном Днепропетровске тогда метрополитена не было и не намечалось. Но потребность в скоростном транспорте была и власти сделали ход конем по голове решив строить скоростной подземный трамвай.

Первая очередь была открыта в 1986 году имела протяженность 7,7 км и состояла из четырех станций.

Сейчас протяженность метро составляет 17,7 км в нем расположены 11 станций. Из которых 6,8 км и 4 станции - подземные. Глубина залегания от 6 до 22 метров.

Подвижной состав представлен в основном Татровскими вагончиками - это такие старенькие обтекаемые трамвайчики. Станции же бывают как с островными платформами (платформа посередине) так и с боковыми. А так как у трамвайных вагонов, в отличии от метрополитеновских, двери только с одной стороны, на перегоне между станциями «Дзержинска» и «Будинок Рад» тоннели меняются местами.

Недалеко от Криворожстали располагалась одна из конечных станций «Кольцевая» к ней мы и направились.

Вход представляет собой обыкновенный подземный переход с турникетами. Заходишь в него, проходишь турникет и дальше снова на поверхность. Это несколько обескуражило, что за поборы в переходе? Наверху был обыкновенный трамвайный разворотный круг, обнесенный забором. О метрополитене тут напоминало только табло показывающее насколько давно ушел последний поезд.

После станции поезд почти сразу выехал на мост, а потом нырнул под землю.



Попытка фотографировать на ходу без вспышки. Очень абстрактно, но если что, это мы по мосту едем.



В вагоне. За окном - тоннель.



На одной из станций. Очень не привычно видеть провода над путями.



За одну станцию до конечной мы вышли, чтоб поснимать поезда.



Фотографировать тут категорически запрещено. После этого кадра на нас качала кричать работница станции. Благо она находилась на противоположной платформе. К слову работники криворожского метро одеты по гражданке, никакой формы и красных шапок.



На обратном пути мы сели в последний вагон с шикарным видом на тоннель.

Вот такой вот райцентр Днепропетровской области.

индастриал и техноген, Кривой Рог

Previous post Next post
Up