... или Highway to Hell
Вам когда-то снилось, что вы идете куда-то и никак не можете дойти, или едете по пустынной дороге, но никак не можете доехать, бензин на исходе, а вокруг ни души, никаких населенных пунктов, никакого трафика? А нам все это довелось прочувствовать на собственной шкуре когда мы, совершенно случайно, попали на одну примечательную дорогу катаясь по юго-западной Беларуси.
Ситуация "приплыли" - всю ночь гребли, а лодку отвязать забыли.
Выехали из Беловежской Пущи мы после обеда, но не так чтоб совсем поздно. Выехали в прекрасном настроении, настроение это еще больше улучшала прекрасная дорога и предстоящая нам ночевка в так называемых "белорусских Мальдивах", то есть в районе Красносельских меловых карьеров. В свете просто убийственной жары это было вдвойне приятно, так как кроме сугубо эстетического удовольствия сулило и шикарные места для купания. Так вот расположение духа у нас было настолько возвышенное, что мы напрочь забыли как еще с вечера планировали задуть полный баллон газа в топливную систему нашего боевого пепелаца, а утром били себя пяткой в грудь, что не забудем это сделать на ближайшей же заправке. Но куда там: башни-донжоны, дикие звери и, естественно, животрепещущий вопрос заправки как-то сам собой отошел на второй, а потом и третий план. И вот выехали мы из Беловежской Пущи и как-то сами собой попали на отличную дорогу которая вроде бы как даже шла в нужном нам направлении. По крайней мере указатели на ней весьма регулярно указывали нужную нам Свислочь. Покрытие дороги было просто великолепным, по всему было видно, что дорога новая, а новая дорога как бы подразумевает нормальную инфраструктуру. Так-то оно может и так, но новая дорога подразумевает новые заправки наверное в любой стране мира только не в Беларуси. Тут ответ на все - парадак! А парадку неведомы понятия рациональности.
В общем, то что мы попали на какую-то странную дорогу мы заметили совсем не сразу, а уже когда у нас уверенно горела лампочка пустого бака. Газа в машине не было еще со вчера и с утра мы катались на остатках еще отечественного проклятодорогого бензина. Кроме полного отсутствия заправок эта дорога настораживала так же практически полным отсутствием трафика. Так же наводило на скорбные мысли и отсутствие каких либо населенных пунктов - адова дорога старательно объезжала их, при чем чем больше населенный пункт тем усерднее огибала его дорога. Если какую-то мелкую деревню хайвэй мог подпустить к себе на километр другой, то вокруг, к примеру, Пружан закладывал широченную петлю в не один десяток километров. Не трудно догадаться, что от такой социофобии маршрут до конечного пункта следования растягивался и по километражу и по времени прибытия к цели.
То что попали мы крепко стало ясно когда промелькнул указатель гласящий, что до заправки 26 км и то только если мы покладем болт на маршрут и свернем с этой чудо-трассы куда-то вправо, предположительно в сторону Пружан (которые чуда-трасса уже не первый десяток километров никак не могла объехать). К тому времени не только лампочка-индикатор пустого бака уверенно горела, но и стрелка перестала шевелится, уверенно завалившись набок. Поворачивать было поздно - только вперед! К тому же были небезосновательная уверенность, что эти самые 26 км машина уже не протянет.
Развязка близилась. Надежда меркла с каждым подъемом, казалось что двигатель уже тянет как-то не так и любой перепад высот может стать для нас последним. Но тут дорога неожиданно дала слабину и завела нас прямо в населенный пункт Лысково... Есть населенка - есть люди, есть люди - есть машины. Где-то ж они их заправляют?!? Ответ четок - нигде! Это Беларусь, детка! До заправки двадцать верст - не беда, зато - парадак!
Там в Ружанах километрах в тридцати точно заправка есть. Все время туда езжу, - это рассказывает нам местный автомобилист. Как-то между строк всплывают странные двузначные фразы о том что где-то кто-то по дворам конечно разливает, но вам, гринго, ничего не светит, щи у вас больно не местные, а номера и вовсе иностранные. Не посрамим отечество, не продемонстрируем спекуляции! Никогда я еще так сильно не грустил о Родине. Где всегда, со всеми и обо всем можно договорится. Где нет гребаного порядка и строгость законов гибко компенсируется необязательностью их исполнения. Грустил и не понимал как так можно жить, вспоминал как в босоногом детстве, в своем Макондо, с ранних соплей знал дядю Васю который работал механиком и знал, что у него всегда можно было разжиться салярой. И про точку во дворе возле Белого озера где можно было найти и все остальные виды ГСМ. Да и это было особо ни к чему - в пяти километрах от села, на трассе (а не где-то в жопе!!!), всегда была есть и будет круглосуточная заправка.
В общем, как бы там ни было, но в этом самом селе в которое, уже на последних каплях топлива, завела нас трасса оказался весьма приличный ресторанчик. Тут мы и решили пообедать, кто знает когда в следующий раз доведется?
В общем перспективы нас ждали безрадостные, но во всем нужно находить положительные стороны. А положительная сторона всего этого безобразия высилась тут же по левому борту нашей машины величественными руинами католическиого Троицкого костела. Грех было не посетить!
2. Общий вид.
3. Вообще-то у этого здания есть парадный вход, к тому же всегда открытый. Но мы не ищем легких путей, поэтому отодвинули, специально против таких как мы поставленную, заслонку от вентиляционного отверстия и поломились внутрь через крипту.
4. Как я позже вычитал красоте этой скоро наступит полный парадак, ремонтные работы уже начались!
5. Пока же можно насладиться первозданной заброшенной красотой.
6. И посмотреть на старые фрески.
7. Для особо пытливых есть отдельный аттракцион - винтовая лестница в одной из башен.
8. С таким вот окнами-бойницами.
9. С хоры видны остатки фресок.
10. Весь экипаж в сборе.
Фото by
an_taro В заведении разговорились с местными жителями и они подсказали, что дальше по трассе, километрах в двадцати, все же есть заправка, а в Ружаны ехать нам не совсем с руки, так как они немного дальше, да и дорога туда ведет совсем не такая новая.
11. Сидим в ресторации курим карту. Занятие это в общем-то бесполезное так как трассы Р98 на ней все равно нет.
В общем отобедали и решили ехать прямо и с маршрута не сворачивать. Авось дотянем? Ведь не раз уже прокатывало, как на бескрайних просторах Анатолии в
истории про два курушика.
В общем не прокатило... Мы как завороженные смотрели на одометр который отматывал километр за километром и прикидывали в голове сколько же нам в итоге придется идти до заправки? Двигатель потерял тягу и Саня переключился на газ, тот который закончился еще вчера! Проехали еще километра полтора и теперь уже окончательно стали. По нашим прикидкам до нужного нам поворота с предполагаемой заправкой мы не дотянули километров 6-8. Поставили знак аварийной остановки, полезли за канистрой. Собственно заглавное фото этой записи как раз отсюда.
Идти за бензином вызвались я и Ан. Партизан напутствовал нас пожеланием стопить все что движется, включая встречный транспорт. В виду практически нулевого трафика пожелание было вполне уместным. Первые машины показались когда мы прошли уже добрых полтора километра. Одна из них остановилась, было понятно, что они видели наш пепелац на аварийке и поняли в чем дело. Правда подвезти нас обещали только до ближайшего села куда им собственно и было нужно. Подвезли, высадили. Не успели мы пройти и пары сот метров как они же нас и догнали. Сели обратно. Оказалось что они не очень то в курсе в какое именно село им ехать, видать не привыкли еще к этой чудо-дороге! Девушка за передним сидением постоянно консультировалась с кем-то по телефону. - Да, на развилке, там где заправка, повернуть налево. Понатно. - Заправка, - хором выкрикнули мы с Ан, - мы доедем до заправки?!? Водитель посмотрел на нас как на умалишенных. - Ну да, я вас возле нее и высажу. Сам себе наверное подумал, каких дикарей ему приходиться подвозить? Заправок не видели что ли? А вот представьте себе не видели, уже километров сто пятьдесят.
К за правке мы подходили с опаской, словно боялись, что это мираж и оно вот-вот может рассеяться. Когда я дернул ручку входной двери сердце мое замерло... Она оказалась заперта. Расписание гласило, что в 20:00 по минскому времени заведение закрывается. Быстро глянул на часы - пятнадцать минут девятого... Все, пиздец, провал, еще сто пятдесят километров без заправок, сто пятьдесят километров автостопом, мы будем ночевать в поле, нет, хуже, мы останемся навсегда в этой проклятой стране с ее долбаным парадкам, а-а-а-а!!!! - Молодые люди, вы что-то заказывать будете? - раздался голос откуда-то справа. Из окошка на нас с улыбкой смотрел оператор. - Это магазин до восьми работает, заправка - круглосуточная!
С опаской заказываю пять литров девяносто пятого. Меня начинает откровенно параноить, на заправке русским по белому написано, что отпускать топливо в пластиковую тару нельзя, а у нас канистра, хоть и специальная, но как раз пластиковая. Вдруг не отпустит, вдруг придерется? Короче пока бензин с журчанием не полился в емкость меня не отпустило. Отступали короткими перебежками. Еще как на грех на перекрестке окопался наряд дорожно-постовой службы. У них на виду и не постопишь как-то, да и правила припомнить нужно, что там было: двигаться по обочине рядом с полосой встречного движения. В темное время суток пешеход обязан иметь на себе светоотражающие элементы. Как раз смеркается, погнали наверное побыстрее пока не стемнело.
12. Скрылись из виду и я автоматически потянулся за сигаретой. Уже прикурив понял что не лучшая идея курить с полной канистрой бензина. Ну да ладно, день такой сегодня можно...
Фото by
an_taro 13. Ну а это ближайшие окрестности дороги призрака в которую государство вбахало что-то около ста миллионов вечнозеленых денег.
Фото by
an_taro Назад трафик был ничуть не лучше чем в обратную сторону. Лениво проехали пару машин, все водители показывали, что они по месту. Прошли наверное километра четыре, уже последнее село потихоньку заканчивалось как из-за поворота вырулил совсем уж выдавший виды космич, с брутальными советскими номерами еще старого образца. Такие вывели из обихода задолго до того как я появился на свет. Водитель внимательно на нас посмотрел, но даже не сбросив скорость проехал дальше. Бывает. Не часто тут наверное такие персонажи как мы с канистрами разгуливают. Я уже полным ходом заливал что-то Ан про все сразу и ни про что одновременно, когда заметил, что чудовище советского автопрома притормозило где-то в полукилометре от нас. Стоял космич так, словно собирался совершить левый поворот, но так и не отважился, в итоге застрял посреди дороги заняв полторы полосы. Осторожно приблизились, не за нами ли? Оказалось за нами! А то что минут пять загораживал дорогу, не беда, по ней ведь все-равно почти никто не ездит!
Водитель оказался простым работягой который как раз ехал домой после смены. Сказал, что сразу не остановился потому, что заднее сидение было завалено хламом и он не знал, куда нас посадить. Потом подумал, что раз стоят люди, раз подвезти просят, значит им надо! Вот и стал, говорит, жду. Интересно мне откуда тут такие диковинные пассажиры, отродясь таких не видел. Из Киева говорите, хорошо, красивый у вас город. Бывал, и в Лавру ходил и по Хрещатику гулял. Ни слова о войне, никаких участливых взглядов и вопросов "а как же вы там?". В общем классный мужик. Он же нам и рассказал про эту самую адскую магистраль, которую Бацька велел построить как окружную Беловежской Пущи. Да не так чтоб людям удобнее было, а наоборот. Ей, говорит, никто почти и не ездит, на кой она нужна если она все села объезжает? Да вы и сами, поди, отсутствие машин заметили. И заправок, поправили его мы. Ну да, и заправок. А зачем же там заправки коли по ней никто не ездит? В общем так слово за слово и доехали.
14. Коллективное фото с нашим сябром на память. К слову это был единственный человек говорящий на чистом белорусском языке которого я встретил за все свои пять визитов в эту страну. В кадре он, к слову, спрашивает у своего друга как нам проехать до нужных нам меловых карьеров. Без его советов у нас были бы с этим большие проблемы.
Вместо послесловия.
В общем-то строительство этой дороги носило скорее экологических характер. На протяжении всей трассы имеется более трех десятков переходов для земноводных и рептилий, и то ли два то ли три (в разных источниках информация разная) перехода для копытных. Но, чует моя печенка, что животные пользуются этими переходами так же охотно и регулярно как и автомобилисты трассой. Изначально планировалось, что развивать инфраструктуру вокруг дороги помогут инвесторы. Но так как дорога уже три года как сдана в эксплуатацию, а воз, как говориться, все еще там, есть подозрение, что так все и останется. Объезжая населенные пункты дорога не только огибает места с хоть какой-то инфраструктурой, но и удлиняется, так что люди которым регулярно нужно ездить к примеру из Бреста в Гродно, эту дорогу стараются избегать. Вот и катаются по ней редкие местные жители, да такие заблудшие туристы как мы. Это наверное идеальное место для тех кто недавно получил права и хочет покататься по хорошей дороге с нормальной скоростью. Больше ни на что она не годиться. Ну и да, друзья, не забывайте залить полный бак перед там как на нее выезжать!
Далі буде...