Млынки. Трудовые будни...

Jun 06, 2013 13:54

... или трудо выебудни! Прочитайте и делайте вывод сами!



Диаблас в забое. В слове "забой" нет опечатки, как можно было бы подумать прочитав первые две записи о нашей поездке в Млынки. Не смотря на статичность и умиротворенность кадра, верхняя часть начальника экспедиции сейчас во всю орудует саперной лопатой, низвергая себе на голову сырую глину.



Начальник экспедиции жалуется, что я тут все про досуг да про досуг, а о рабочих выходах ни слова. Есть этому сразу несколько причин. Во-первых, мы и правда за начальные три дня нашего выезда копать ходили аж один раз. Естественно не от разгильдяйства лютого, а по объективным причинам. Во-вторых, "Это спелеология с поверхностным базированием, детка!" (с) - досуг тут намного более занимательный и яркий чем в подземном базовом лагере. На ПБЛе, кроме как чаи гонять или гулять по пещере (в которой ты и так живешь и по которой все-равно на работы и с работ ходишь) больше других развлечений нет. А при поверхностном базировании все к твоим услугам - Мисько, пидвода и тд! В-третьих, пастораль жеж! Фоточек занимательных из сельской жизни можно много настрочить буквально с порога. А в рабочем забое фоткать совсем не камильфо.

В общем благодаря всем этим факторам первые записи не совсем корректно отобразили наше времяпровождение в этой поездке. Постараюсь это по возможности исправить.

Итак. Четвертый день экспедиции. Накануне вернулся начальник, а четырехчасовым дизелем должен был уехать Богач. Провожая его естественно попили пива. Потом прикинули, что нужно бы до закупить еще немного еды и конечно же пива. Еды взяли, но Микулинецкого в удобных литровых петах, в нужно количестве в магазине не оказалось. Все четыре ящика уже перекочевали в наш Пичпит! Беда! Пришлось вытрусить все запасы литрового Микулинецкого и из двух соседних магазинов.

В общем, проводили Богача, транспортировали продукты в Пичпит, переоделись и пошли в пещеру. Копать. Я даже взял с собой камеру и штатив. В первый и в последний раз в рабочий забой. Впрочем штатив не пригодился так как работать приходилось в очень неудобном месте - поставить его там было банально негде.

Как проходил наш обычный рабочий день в Млынках. Вставали мы очень не рано, где-то к часу пополудни. Неспешно готовили завтрак. Обедали под пару серий неизменного Южного парка. Тупили. Как же не потупить после еды. К пещере выдвигались обычно часам к пяти-шести вечера. Потом собственно работа в пещере. На поверхность выползали за полночь. Готовили, потребляли обедоужин и спать.

Ну а теперь перейдем собственно к трудовым будням. Для начала пару слов о том зачем вообще копать пещеру? Процитирую самого себя:
"...карстовые горизонтальные пещеры Подолья - такой себе лабиринт из трещин в твердых гипсах который скрыт слоем более мягких пород, типа глины. Чисто теоретически, да и практически тоже, под каждым полем в тех краях есть такие полости, только не во все из них есть входы. А там где есть входы, опять же большинство ходов бывают замыты или засыпаны. Так что любая новооткрытая пещера редко бывает сколько-нибудь длинной. Чтоб открыть новые хода нужно удалить засыпки и замывы в наиболее перспективных местах. Иногда приходиться слегла ломать и саму породу, тогда гипсовые стены взрывают. К примеру, несколько лет назад в Млынках прокопали/пробахали вход в новый район длинной около 12 километров. Чем увеличили общую протяженность пещеры почти на треть..."

То есть пещера не является чем-то статичным. Мол, открыл в нее вход и все - к твоим ногам упали все сотни километров лабиринтов. Вовсе нет, над исследованиями пещер работали многие поколения спелеологов - копая, взрывая, выискивая новые перспективные ходы, обустраивая и снабжая припасами подземные базовые лагеря. В общем спелеология это не только прогулки по пещерам или заседания в ганделе на и долгий кропотливый труд. Порой в очень сложных условиях.

Так вот насчет условий. Если в пещере Оптимистической львовскими спелеологами введена более-менее стандартизированная схема исследования пещеры. Все как-то вместе координируют работы под землей и, при необходимости, могут сконцентрировать в определенном забое нужное количество народу для прокладки нормального хода. То в Млынках все более демократично, чтоб не сказать анархично. Тут отдельные люди сами собирают группы чтоб исследовать определенные районы и каждый проводит работы по своему усмотрению.

Диабас, к примеру, год назад открыл свой район. Его нанесли на общую карту и никому нет дела до того какой в этот район вход и какая там высота забоя. Все на усмотрение первооткрывателя - главное чтоб работы велись, а в каких условиях каждый волен выбирать сам.

Так вот вход в район Диггерский называется Штопор. И называется он так не с проста. Прогулявшись три четверти часа по более-менее туристическим тропам, пещеры нужно инфильтроваться в рабочий район. Сказать что Штопор узок это не сказать ничего. Как бы вам его по нагляднее живописать? Это узкая и высокая трещина в породе, втиснуться в которую можно только внизу где немного подкопано. Чтоб представить насколько в Штопоре тесно скажу только, что я, по первому разу, умудрился застрять в нем каской!!! Длина хода небольшая - метров пять, но на этих пяти метрах Штопор делает два поворота под девяносто градусов, да еще и заметно уходит вверх. Чтоб пройти эту радость с наименьшими потерями нужно лезть боком и, по мере прохождения, проворачиваться. Выползает тело обычно уже на животе провернувшись градусов на четыреста - отсюда и название. За Штопором есть еще пара менее забористых шкурничков, после чего работники попадают в довольно крупный зал, рядом с забоем. Место работы тоже весьма интересно - это прокоп в глине под гипсовым козырьком высотой сантиметров сорок и длинной метров семь-десять. То есть ползать по нему даже на четвереньках невозможно. Передвигаться получается только по-пластунски. В конце, ясное дело, тупик который и нужно копать. А что делать с выработанной глиной? Правильно, транспортировать ее назад в зал... Задом... По-пластунски... С двумя ведрами в руках. В общем то еще удовольствие.

Копать тоже не сахар. По-началу, когда ход шел горизонтально, было еще ничего. Наковырял глины, накидал ее в ведро, протиснул ведро мимо себя и оттолкнул ногой подальше к выходу, где его уже подхватывает напарник. Но потом гипсовый козырек над головой закончился и прямо по курсу образовалась плита. Копать осталось только вверх. И отваливать глину на себя.

С условиями работы в Оптимистической можете сравнить почитав пост про 195-ю рабочую экспедицию

2. Ход и канистра со срезанным верхом, которая заменяла нам ведро. Ведро, в классическом понимании этого слова, сюда бы влезло с трудом.


3. Я в забое, ход пока еще практически горизонтальный.


4. Диаб копает вверх. Стремное это занятие, ведь если вдруг сверху оказалась бы сыпуха, беды было бы не миновать.


Распорядок рабочего дня был примерно таким. Час на заброску и потом от четырех до шести часов в забое. С перерывами каждый час-полтора на перекур. После, час на выброску (о, мама, это же опять через Штопор лезть!) и распитие, оставленного на входе, пива с видом на звездное небо если погода позволяла. Звезды, после подземли, кажутся особенно яркими.

Как вы поняли работа в пещере не сахар. Особенно удручили результаты. По итогам 18 часов которые мы провели в забое мы прокопали три (3) метра пещеры!!! Но на карте они все равно будут значиться как один потому, что два из них мы прокопали вверх! К концу экспедиции поняли, что вдвоем в относительно длинном забое копать совершенно неприемлемо если он не будет расширен. Для этого в начале июля будет организована дополнительная экспедиция! Так что если, после всего вышеописанного, у вас не пропало желание помочь - вэлкам! В виде поощрения, кроме возможности поучаствовать в рабочей экспедиции, естественно, будут экскурсии в совершенно не туристические районы пещеры. Только, т-с-с-с-с, никому ни слова, а то еще прочитает начальство спелеоклуба и подумает, что мы тут за их спинами коммерцию разводим.

Вместо послесловия:
Последний день. Когда мы уже паковали рюкзаки и убирали в Пичпите. Прямо во дворе расположилась группа туристов и в ожидании экскурсии накрыли на простынке поляну. Приняв на грудь, завели с нами разговор:

- Давно вы тут отдыхаете?

- Неделю, но не отдыхаем, а пещеру копаем.

- Как? Где? Зачем? Почему?

Последующие минут десять пошли на живописание того же что и в этой записи. В итоге закономерный вопрос.

- Вам за это деньги платят?

- Нет.

- ?!?!?!?!? Вам что делать нечего? Нужно ж работать... Деньги зарабатывать!

- Мы и работаем, а это у нас отпуск такой!

Занавес!

Все записи о поездке:
Млынки. Заброска
Млынки. Вынужденные выходные
Млынки. Трудовые будни...

Далі буде...

пещ. Млынки, пещеры, Залесье

Previous post Next post
Up