Когда-то Петербург был крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром страны. В 1913 году здесь производилось 12% всей промышленной продукции России. Непрерывно росло значение русских банков, которые стали фактическими хозяевами основных предприятий. Самым крупным из них был Русско-Азиатский банк, располагавшийся на Невском проспекте д. 62. А в городе сосредотачивалось 20% иностранных капиталов, вложенных в Российскую промышленность.
Петербург превращался в крупный транспортный узел. С различными городами страны его связывали пять железных дорог, из которых ведущую роль играла Николаевская. Усовершенствовались речные пути сообщения, в частности система каналов, соединявшая Неву с Волгой. Петербургский морской порт оставался самым крупным в России.
Свое 200-летие город торжественно отметил украшенными великолепными ансамблями, набережными и парками. Просторы Невы слились с городскими площадями и проспектами, ставшими их естественным продолжением.
Развитие промышленности, рост численности населения (в 1914 году проживало ~2,218,000 человек) постепенно меняли облик Петербурга.
Немалую роль в жизни Петербурга играла рыночная торговля. Среди рынков города особенно крупным был Сенной рынок, представлявший собой в начале ХХ века три больших корпуса крытых стеклом. Рано утром, когда столица еще спала, сюда из окрестностей Петербурга тянулись бесчисленные обозы с мясом, мукой, картофелем, птицей, рыбой, молочными продуктами. На рынке ежедневно торговало до 2,000 человек. Улицей рынков называли петербуржцы Садовую улицу. На ее отрезке от Невского проспекта до Крюкова канала размещалось 7 крупных рынков страны.
Лицо ряда районов и кварталов определили новые медицинские и учебные учреждения. В 1913 году в столице насчитывалось 92 больницы. Одной из солиднейших была больница имени Петра Великого. Ее корпуса составляли целый больничный городок, выстроенный и частично открытый в 1914 году. Несколькими годами ранее на Университетской линии был возведен комплекс Клинического повивального института, проект которого разработал архитектор Л. Н. Бенуа.
В Петербурге почти ежегодно открывались новые научно-исследовательские институты и ученые общества, непрерывно расширялась сеть высших учебных заведений. К 1914 году количество высших учебных заведений возросло до 60, число студентов достигло 40,000. Широкое международное признание завоевал Петербургский университет, на кафедре которого работало множество выдающихся ученых, создателей различных научных школ и направлений. Одним из старейших высших технических учебных заведений мира был Горный институт. располагавший богатой научной библиотекой и крупнейшим в Европе горным музеем.
В стенах этих и других учебных заведений трудились такие замечательные ученые, как химики Д. И. Менделеев и А. М. Бутлеров, электротехники А. С. Попов, П. Н. Яблочков, А. Н. Лодыгин, астроном Ф. А. Бредихин, географы-путешественники П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, Н. Н. Миклухо-Маклай, почвовед В. В. Докучаев, медик С. П. Боткин, физиологи И. М. Сеченов, И. П. Павлов, философ П. А. Сорокин.
Постепенно расширялась система государственных и частных гимназий, реальных училищ, различных курсов, воскресных и начальных школ. Специальные школы для рабочих открылись на Путиловском и Обуховском заводах, Балтийском и Адмиралтейском судостроительных заводах, других предприятиях города.
В Петербурге находились такие признанные центры художественного образования, как Академия художеств и Консерватория. Академия наблюдала за сохранением памятников в России, способствовала развитию живописи, ваяния и архитектуры.
К концу XIX века Петербург превратился в одну из блестящих столиц Европы. Великолепные архитектурные ансамбли, прекрасные набережные и многочисленные мосты придавали городу неповторимый облик. Здесь творили величайшие мастера культуры - А. И. Куприн, В. Г. Короленко, Ф. Сологуб (Ф. К. Тетерников) , А. А. Блок, Д. С. Мережковский, К. Д. Бальмонт, А. Белый (Б. Н. Бугаев), Н. С. Гумилев, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, М. А. Балакирев, А. К. Глазунов, И. Ф. Стравинский, И. Е. Репин, М. В. Добужинский, С. П. Дягилев, А. Н. Бенуа, Н. К. Рерих, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, В. Ф. Комиссаржевская, М. Г. Савина, К. А. Варламов, А. П. Павлова и многие другие. На оперных сценах Петербурга в течении многих сезонов давали спектакли итальянские и французские труппы. В свою очередь, в Париже и Лондоне силами преимущественно петербургских артистов проводились так называемые русские сезоны (симфонические концерты, оперные и балетные спектакли), показавшие блистательный расцвет русского искусства.
Коллекция живописи Императорского Эрмитажа не уступала собраниям известных мировых галерей в Париже, Лондоне, Вене, Мадриде. Ценнейшие живописные полотна в частных собраниях Строгановых, Дурново, Мятлевых, Олив, Хитрово, Шуваловых, Юсуповых, Семенова-Тян-Шанского, в Аничковом и Елагином дворцах.
Революционные потрясения 1917 года имели для Петрограда (так стал именоваться город с августа 1914 года) самые трагические последствия. Город захлестнула волна всевозможных принудительных национализаций, мобилизаций и реквизиций. Резкое ухудшение условий жизни, безработица, репресии вызвали массовый исход населения. Если в начале 1917 года в Петрограде проживало уже около 2,420,000 жителей, то в 1920 году - лишь 722,000.
В начале 20-х годов развернулась компания по массовому изъятию художественных ценностей из частных собраний Петрограда. Меньшая часть произведений искусства, отобранных специальными государственными комиссиями, пополнила фонды Государственного Эрмитажа, а большая была продана за бесценок различным иностранным коллекционерам и учреждениям. Так, в 1931 году на распродаже, проводимой фирмой Рудольфа Лепке в Берлине, предлагалось 108 картин из Строгановского дворца, среди которых были работы Антониса ван Дейка, Питера Пауля Рубенса, Рембрандта, Никола Пуссена, Франсуа Буше и многих других авторов. На аукционах, устроенных в Париже и Лондоне, были проданы по мизерным ценам 250 полотен из собраний Юсуповского, Шуваловского и Аничкого дворцов. На продажу за рубежом вывезли также около 600 произведений живописи из Павловского дворца. В большом количестве были распроданы уникальные коллекции фарфора, старинные мебельные гарнитуры, художественная бронза и другие предметы убранства, изъятые из дворцов города.
Процесс распродажи национального достояния, поразивший наше общество на рубеже 20-х и 30-х годов, самым непосредственным образом затронул Государственный Эрмитаж. Были пущены с молотка произведения живописи, имевшие поистине непреходящую ценность. Различными путями многие из них оказались в США, где составили основу Национальной художественной галереи в Вашингтоне. Среди украсивших ее жемчужин такие первоклассные полотна, как «Мадонна Альба» и «Святой Георгий, поражающий дракона» Рафаэля, «Поклонение Волхвов» Сандро Ботичелли, «Венера перед зеркалом» Тициана, «Благовещение» Яна ван Эйка, произведения Веронезе, Веласкеса, Хальса, Перуджино.
Фасады большинства архитектурных памятников, решетки мостов и набережных были изуродованы в результате повсеместного уничтожения символов прежней государственности. На состоянии интерьеров пагубно сказалось размещение в дворцовых зданиях различных учреждений. Так, в Строгановском дворце расположилось со временем конструкторское бюро, в Мраморном дворце - филиал Центрального музея В. И. Ленина, в залах Зимнего дворца - Государственный музей революции.
Ликвидация частного домовладения, национализация жилого фонда, повлекшие за собой насильственное выселение свыше 100,000 семей, негативно отразились на состоянии зданий. В результате массовых и бесконтрольных переделок и перепланировок были обезображены интерьеры сотен прекрасных домов, погублены отделка и убранство тысяч квартир. Большинство зданий оказалось обреченным на постепенное обветшание и гибель.
871-дневная блокада города немецкими войсками имела тяжелейшие последствия для населения, экономики и культуры. Полностью прервалась сухопутная связь со страной, почти прекратился подвоз топлива и продовольствия, всякая жизнь фактически замерла. Самым страшным бедствием для горожан стал голод. За два с половиной года от него погибло до 800,000 человек.
В результате артиллерийских обстрелов и авиационных бомбардировок серьезно пострадали не только промышленные предприятия и жилые дома, но и ценнейшие памятники архитектуры. Большие повреждения получили Зимний дворец, Русский музей, Строгановский и Шуваловский дворцы, Михайловский замок, Адмиралтейство, здания Сената и Синода, Казанский собор и множество других уникальных зданий и ансамблей. От вражеских обстрелов сгорел один из шедевров архитектуры К. И. Росси - Елагинский дворец. Частично превратились в руины замечательные творения Б. Ф. Растрелли - Екатерининский дворец в Царском селе, Большой дворец в Петергофе, оказавшийся вблизи линии фронта. Полностью был уничтожен Английский дворец, построенный по проекту Дж. Кваренги в Петергофе. В огне погибло богатейшее внутреннее убранство Гатчинского дворца.
Всего в годы войны были разрушены и повреждены почти 190 памятников архитектуры, находившихся под охраной государства. Серьезно пострадали сотни зданий, построенных в XVIII-XIX веках и также представлявших немалую историческую ценность. Общая сумма ущерба, причиненного памятникам архитектуры и искусства Петербурга и пригородов исчислялась десятками миллиардов рублей.
Последние десятилетия дорого обошлись Петербургу. Архитектурные панорамы невских берегов не только не улучшились, но заметно поблекли, искаженные новыми промышленными и инженерными сооружениями. Не смотря на все эти уродливые шрамы, город Петра все равно остается самым прекрасным городом в России.