В Китае запущена первая в мире промышленная станция хранения энергии с натрий-ионными элементами В настоящее время для производства высококачественных накопителей энергии широко используется литий, который отличается сравнительно высокой ценой, но в ряде случаев может применяться и более дешёвое решение с применением натрий-ионных аккумуляторных батарей, которым и воспользовались китайские специалисты для создания своей станции, предназначенной для хранения энергии. Сообщается, что станция хранения энергии, находящаяся в автономной области Гуанси, расположенной на юге Китая, состоит из 22 тысяч ячеек, имеет мощность в 10 МВт·ч и использует натрий-ионные элементы ёмкостью 210 А·ч с возможностью их зарядки на 90 процентов от общей ёмкости всего за двенадцать минут. Благодаря низким производственным и эксплуатационным расходам натрий-ионные накопители позволяют снизить стоимость электроэнергии до уровня в 0.028 доллара за один кВт·ч. В комплексе используют безопасные натриево-ионные батареи высокой емкости (185 А*ч). Аккумуляторы способны выдерживать примерно 1500 циклов зарядки и разрядки при температуре до 60 °C. При пиковой нагрузке станция сможет обеспечить электроэнергией около 12 тыс. домохозяйств в течение одного дня. Отмечается, что китайская станция хранения энергии с использованием натрий-ионных батарей является первой в своём роде и доказывает возможность применения более дешёвых элементов питания на основе натрия для накопления энергии в промышленных масштабах.
[Анализ, поверхностный и краткий] Что в них хорошего? ↓ ↓ ↓ ↓ 1. Весьма дуракоустойчивы. Терпят разряд до нуля и имеют малый саморазряд. 2. Терпят холод до -50°C с небольшой потерей ёмкости, до -20°C без таковой. 3. Допускают быструю зарядку (35-40 минут до полного) без потери свойств. 4. Не горят! 5. Долгоживущие. Меньше, чем LTO (литий-титан), но на уровне лифеполек.
Что у них плохо? ↓ ↓ ↓ ↓ 1. Пока ещё дорогие. На уровне или ненамного дешевле литиевых, но это пока. Всё же натрия в природе много больше и он гораздо доступнее и дешевле лития. 2. Весовая отдача натриевых аккумуляторов хуже литиевых.
То есть при прочих равных натриевая батарейка примерно в два раза тяжелее литиевой и процентов на 30 дешевле. Это по LiFePO4, остальной литий по холоду и безопасности хуже или стоит совсем уж неприлично. Для БПЛА (особенно мелких) по весу критично, для электромобилей чувствительно, для гибридов и электропедов уже как-то пофиг, для стационарных буферных накопителей вообще ни о чём. Особенно если батарейки подешевеют раз в 5
Учитывая, что литиевые аккумуляторы на рынке с 1991 года, а натриевые с 2021 - то надежда есть.
Аккумуляторы Na-Ion уже можно свободно купить на отечественных маркетплейсах. С них и брал данные. Сравнивал популярнейший форм-фактор 18650 LiFePO4 и Na-Ion. К сожалению не удалось найти, чтобы от одного производителя, но это не значит, что таких нет в природе. Также очень мешали поискам продаваны-мошонки с их брехнёй про 9000 mAh и более с элемента 18650. На али вообще берега потеряли, хоть совсем не заходи. И поиск там окривел вконец :(
Для любопытных в качестве старта рекомендую википедию. А там уже по ссылочкам, по книжечкам... Кстати: мелькающие по разным попсовым сайтам "содовые батарейки" эпических параметров - это натриевые. Sodium (англ.) - натрий. Надмозги, однако!