Натрий вместо лития. Что в этом хорошего?

Jul 17, 2024 21:04

Итак, свершилось. Всё же догрызли этот раскидистый кактус разработчики.



[Копипаста из телеграм-канала Геоэнергетика ИНФО]

В Китае запущена первая в мире промышленная станция хранения энергии с натрий-ионными элементами
В настоящее время для производства высококачественных накопителей энергии широко используется литий, который отличается сравнительно высокой ценой, но в ряде случаев может применяться и более дешёвое решение с применением натрий-ионных аккумуляторных батарей, которым и воспользовались китайские специалисты для создания своей станции, предназначенной для хранения энергии.
Сообщается, что станция хранения энергии, находящаяся в автономной области Гуанси, расположенной на юге Китая, состоит из 22 тысяч ячеек, имеет мощность в 10 МВт·ч и использует натрий-ионные элементы ёмкостью 210 А·ч с возможностью их зарядки на 90 процентов от общей ёмкости всего за двенадцать минут.
Благодаря низким производственным и эксплуатационным расходам натрий-ионные накопители позволяют снизить стоимость электроэнергии до уровня в 0.028 доллара за один кВт·ч. В комплексе используют безопасные натриево-ионные батареи высокой емкости (185 А*ч).
Аккумуляторы способны выдерживать примерно 1500 циклов зарядки и разрядки при температуре до 60 °C. При пиковой нагрузке станция сможет обеспечить электроэнергией около 12 тыс. домохозяйств в течение одного дня.
Отмечается, что китайская станция хранения энергии с использованием натрий-ионных батарей является первой в своём роде и доказывает возможность применения более дешёвых элементов питания на основе натрия для накопления энергии в промышленных масштабах.

@geonrgru | YouTube | sponsr.ru

[Анализ, поверхностный и краткий]
Что в них хорошего?                                                             
↓                              ↓                              ↓                              ↓
1. Весьма дуракоустойчивы. Терпят разряд до нуля и имеют малый саморазряд.
2. Терпят холод до -50°C с небольшой потерей ёмкости, до -20°C без таковой.
3. Допускают быструю зарядку (35-40 минут до полного) без потери свойств.
4. Не горят!
5. Долгоживущие. Меньше, чем LTO (литий-титан), но на уровне лифеполек.

Что у них плохо?                                                                   
↓                              ↓                              ↓                              ↓
1. Пока ещё дорогие. На уровне или ненамного дешевле литиевых, но это пока.
Всё же натрия в природе много больше и он гораздо доступнее и дешевле лития.
2. Весовая отдача натриевых аккумуляторов хуже литиевых.

То есть при прочих равных натриевая батарейка примерно в два раза тяжелее литиевой и процентов на 30 дешевле.
Это по LiFePO4, остальной литий по холоду и безопасности хуже или стоит совсем уж неприлично.
Для БПЛА (особенно мелких) по весу критично, для электромобилей чувствительно, для гибридов и электропедов уже как-то пофиг, для стационарных буферных накопителей вообще ни о чём.
Особенно если батарейки подешевеют раз в 5

Учитывая, что литиевые аккумуляторы на рынке с 1991 года, а натриевые с 2021 - то надежда есть.


Аккумуляторы Na-Ion уже можно свободно купить на отечественных маркетплейсах. С них и брал данные.
Сравнивал популярнейший форм-фактор 18650 LiFePO4  и Na-Ion. К сожалению не удалось найти, чтобы от одного производителя, но это не значит, что таких нет в природе.
Также очень мешали поискам продаваны-мошонки с их брехнёй про 9000 mAh и более с элемента 18650.
На али вообще берега потеряли, хоть совсем не заходи. И поиск там окривел вконец :(

Для любопытных в качестве старта рекомендую википедию. А там уже по ссылочкам, по книжечкам...
Кстати: мелькающие по разным попсовым сайтам "содовые батарейки" эпических параметров - это натриевые.
Sodium (англ.) - натрий. Надмозги, однако!

технологии, альтернативная энергетика

Previous post Next post
Up