Снова про инженеров и "дипломированных специалистов".
Aug 05, 2018 17:15
Дочитал "Записки морского инженера" В.В.Смирнова.
Настолько совпадает с моим собственным жизненным опытом что просто ох и ах! Снова даю ссылку на части 1 и 2. [Немного цитат с моими комментариями] Про "учёных": - В своё время, когда мы встретились с кавитацией гpeбныx винтов, - рассказывал отец, - в ЦНИИ-45 была придумана тема: разрушение гребных винтов электрическими токами, возникающими во вращающемся гребном вaлу в магнитном поле Земли. Целая бригада сотрудников из института занималась целое лeтo обнаружением токов в гребных валах эсминца. Для этого на валы были установлены щётки. Учёные заставляли эсминец ходить разными курсами и замеряли токи, но их не было. Можете себе представить настроение сдатчика корабля: ходить разными ходами и искать то, чего нет! Рабочие иронически называли научных работников токоискателями. Но зато, как поправились сотрудники, как загорели, в каком прекрасном они были настроении. На такой работе можно прожить 100 лет, как правильно сказал мой сосед-пенсионер. 3акончилось лето, надо было закрывать тему, и её закрыли с заключением: токов не обнаружено! И в самом деле, какие могут быть токи в осеннюю штормовую погоду? Комментарий: Кому-то ещё не нравятся шарашки? А как ещё можно было заставить эту орду паразитов всё-таки делать что-то полезное?!
Обучение машинописи в США: Командир базы провел нас в аудиторию, в которой машинистки обучались печатать на машинках. Там сидели 24 девушки, преподаватель и пианист за фортепьяно. У преподавателя были клавиши машинки, а на стене табло букв, как на машинке. Преподаватель работал на клавишах, а на табло зажигались соответствующие буквы. Девушки повторяли на машинках текст преподавателя с табло. Сначала нам продемонстрировали работу учениц под музыку вальса - печатали они медленно. Потом преподаватель перешёл на польку - девушки стали печатать быстро и ритмично Преподаватель объяснил нам: когда девушки закончат курсы, они будут печатать ритмично и по привычке будут мысленно как бы слышать музыку вальса, мазурки, танго, польки или краковяка. «Джазовая музыка, - скaзал он, - для обучения машинописи не годится». Комментарий: Гениально! Вот те США мне во многом нравились :) Кстати про краковяк - помните у Л.Пантелеева в "Республике ШКИД" "Русский, немец и поляк танцевали краковяк"? Живенький такой танец:)
Про "кровожадного" Сталина: Тевосян собрал только моряков: лётчики и танкисты ещё осматривали свои заведывания. Он спросил мнение членов комиссии о покупке крейсеров. Наши «тактики и стратегики», если можно их так назвать, говорили, что эти крейсера не соответствуют нашей тактике и стратегии, они будут «белыми» воронами в нашем флоте и вряд ли могут быть эффективно использованы. Против тактики, стратегии, белых ворон, конечно, не попрёшь. С таким мнением и отправился Тевосян в Москву для доклада Сталину. Через два дня он возвратился, явно не в духе, собрал нас снова и сказал: - Товарищ Сталин не согласился с вашими соображениями. Он сказал, что если немцы продают два крейсера, их надо купить. Если немцы продадут нам весь флот, то и его надо купить. Если они предложат продать вооружение всей своей армии, и его надо купить. Помните: наш договор с Германией - это брак не по любви, а по расчёту. То, что мы купим сегодня, не будет воевать против нас завтра. Сколько бы денег мы ни заплатили за крейсера, их уничтожение в бою обойдётся нам гораздо дороже. Передав нам слова главы советского правительства, Тевосян помолчал и от себя в сердцах добавил: - Вот вам и стратегия-тактика! Комментарий: Без комментариев.
Про "пострадавших без вины специалистов": По возвращении в Союз мне пришлось вплотную заняться эсминцами: в разгаре была разработка эсминца проекта 41. Деаэратор для него в ЦКБ-4 проектировал инженер Анатольев, бывший «вредитель Промпартии». Тогда почему-то считалось, что бывшие вредители толковее, чем те, кто не сидел в тюрьме. Анатольев сделал ящик и пускал туда воду и пар, стараясь паром довести воду до кипения. Но вода почему-то не вскипала, а получались мощные гидравлические удары, так что Анатольеву приходилось всё больше и больше увеличивать толщину стенок своего ящика. В конце концов, все отпущенные деньги были истрачены, а деаэратор так и не получился. ... Я поехал на завод им. Ждановa в Ленинграде и передал чертежи начальнику турбинного цеха Г.А. Оглоблину, талантливому, квалифицированному инженеру и опытному руководителю. За две недели он изготовил рабочие чертежи и опытный образец, давший блестящие результаты. Содержание кислорода в питательной воде на выходе из деаэратора - ноль! Мы доложили результаты министру Горегляду, и он распорядился запустить деаэраторы в серию, прекратив работы Анатольева. Горю и возмущению Анатольева и его начальников не было предела. Они всячески позорили нас с Оглоблиным, обвиняя в преклонении перед иностранной техникой и прочих грехах. Но самое удивительное: авторское свидетельство на «кохреновский» деаэратор получил... Анатольев! Комментарий: Эминец проекта 41 "Неустрашимый" заложен в 1950 году, то есть история с деаэратором это 1948-49. Жаль, что вредителя Анатольева в своё время не расстреляли. Очень жаль!
И ещё раз о пользе умения работать руками для инженера-конструктора: Сдача головного эсминца проекта 56 на Чёрном море была такой быстрой и безболезненной потому, что я многое понимал и делал наверняка. С самого начала своей инженерной деятельности я занимался отработкой кораблей, и не на одном, а на многих заводах. То, с чем встретились на одном заводе, было неизвестно на других. А мне это было известно. И, конечно, нельзя сбрасывать со счетов то, что я был слесарем шестого разряда и железнодорожным машинистом, и то, чему мне удалось научиться в Италии и США. А самое главное, всю жизнь я действовал по завету моего учителя Харитоновича: «Всякое явление рассмотри сначала пpостым человеческим умом». А это, оказывается, трудно и не всем дано! Комментарий: Вот потому я категорический сторонник не просто производственной практики, а чтобы будущий инженер обязательно заработал на производстве высокий (по шестиразрядной сетке не ниже пятого) разряд по избранной специальности. Без этого диплом не давать!