Чайка: Аэроклуб имени Антонова

Nov 05, 2013 11:26

Аэродром Чайка (по классификации IKAO: UKKJ). Единственный аэроклуб для малой авиации, находящийся в городской черте столицы Украины - городе Киеве. Именно тут учились покорять небо целые поколения пилотов.
Аэродром находится на территории спорткомплекса «Чайка» в Киево-Святошинском районе столицы.



Начнем с истории. В 1927 году в Советском Союзе создается общественно-политическая оборонная организация «Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству» - ОСОАВИАХИМ, впоследствии реорганизованная в Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту - памятный многим ДОСААФ.

И уже через 7 лет, 23 апреля 1934 года, современная Чайка родилась как Киевский аэроклуб ОСОАВИАХИМа. В довоенные тридцатые годы на территории Украины уже действовало 27 аэроклубов. Аэроклубы Киева и Харькова являлись одними из старейших авиационно-спортивных организаций СССР. Они объединяли многих энтузиастов авиационного, планерного и парашютного спорта. Пропаганда авиации среди молодежи тогда была на высоте, а яркие лозуги типа: «Комсомолец - на самолёт!» поднимали в небо десятки тысяч юношей и девушек.

1. Здания Аэроклуба.



В Киевском аэроклубе активно велась подготовка летчиков и парашютистов. Летательными аппаратами были УТ-2, У-2 и К-5. После завершения обучения в аэроклубе курсанты направлялись в военные училища. А в памятном 1941 году Чайка стала базой для школы пилотов ВВС Рабоче-крестьянской Красной армии. 11 выпускников аэроклуба стали Героями Советского Союза. Потом закончилась война. Наша Чайка продолжила свою деятельность, и в 1948 году была переименована в Центральный аэроклуб УССР.

2. Биплан Ан-2.



Одномоторный биплан Ан-2 гениального авиаконструктора Олега Константиновича Антонова был создан в 1947 году. В это трудно сейчас поверить, но серийное производство этого самолета могло и не начаться. Руководители авиационной отрасли СССР считали поршневой самолет-биплан анахронизмом. Однако судьба распорядилась по-иному - 20 июня 1948 года Никита Хрущев прибыл в Жуляны и лично осмотрел самолет Ан-2. После заслушивания результатов испытаний принимается решение начать серийное производство Ан-2 на Киевском авиазаводе №473. Антонова вместе со всем его КБ перевели в Киев, и это было судьбоносное решение.

3. Биплан Ан-2.



Через 3 года было произведено 185 таких бипланов. Затем была первая катастрофа, которая произошла в 1952 году именно на Чайке. Производство биплана Ан-2 было приостановлено. Но уже в следующем, 1953 году, производство продолжилось, а через десять лет, к 1963 году было произведено более трех тысяч экземпляров этого самого популярного многоцелевого самолета в мире на сегодняшний день. Кстати, он занесён в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолёт, который продолжают производить уже более 60 лет.

Вернемся к нашей «Чайке». В 1964 году было очередное переименование аэроклуба, на этот раз в «Республиканский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ УССР». Напомню, что ДОСААФ (добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) - это добровольное самоуправляемое общественно-государственное объединение, которое содействует укреплению обороноспособности страны и национальной безопасности.

В июле - августе 1976 года в Киеве, на аэродроме «Чайка», прошел 8-й Чемпионат мира по высшему пилотажу. Это был первый и единственный в СССР чемпионат такого уровня. На это значительное событие в мире авиации прибыло 68 пилотов из 15 стран: СССР, Чехословакии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, США, Англии, Франции, ФРГ, Швейцарии, Австрии, Канады, Новой Зеландии, Венесуэлы. В командном первенстве боролись 52 авиатора из 12 стран, а в личном первенстве соревновались два летчика из Канады, по одному из Новой Зеландии и Венесуэлы.

4. Парашютисты.



В Киевском небе продолжают устанавливатся рекорды, проводятся чемпионаты по авиаспорту. Среди авиаторов, проходивших обучение в аэроклубе - абсолютные чемпионы и рекордсмены мира и Европы.

В 1984 году постановлением Совета Министров УССР Киевскому аэроклубу ДОСААФ УССР было присвоено имя Генерального авиаконструктора академика О.К.Антонова.

В июне 2001 года состоялся государственный визит в Киев Папы Римского Иоанна Павла II. Литургия состоялась на территории поля центрального аэроклуба Чайка. Для паломников на поле было установлено множество лавок из бревен. На церемонии присутствовало около 150 тыс. человек не только из Украины, но и из других стран.

В современной Украине правопримеником ДОСААФ является ТСОУ - Товарищество содействия обороне Украины. Эта организация была создана решением седьмого внеочередного сьезда Центрального комитета республиканской организации ДОСААФ 26 сентября 1991 года. Сейчас Чайка - «Центральный аэроклуб ТСОУ им. О. К. Антонова».

Особый дух авиации уже чувствуешь, еще только подъезжая к Аэроклубу. Где-то в небе летит самолет, выбрасывающий парашютистов.

5. На въезде встречает памятник ветерану Як-52.



В аэроклубе базируется множество самой разнообразной авиационной техники, как «ветеранов» выпуска СССР и стран бывшего соцлагеря, так и современной, производства Украины и не только!.

6. Основу, конечно, составляют пилотажники - самолеты Як-18Т...



7. ... и Як-52.



8. Самолеты для парашутистов - Ан-2.



9. Ан-28.



10. Чешский Let L-410.



11. Вертолеты Ми-2 (не все в летной годности).



12. Вертолет R44 американской компании Robinson Helicopter Co.



13. Вертолет Schweizer 300C.



Многие спортсмены-пилотажники не имеют собственной техники и летают на самолетах аэроклуба.

Аэроклуб имени Антонова в наследство от авиационного прошлого СССР получил статус большого аэродрома. Он находится в зоне CTR (контролируемое воздушное пространство) Международного аэропорта Киев. А потому действуют строгие правила, и для полетов требуется флайт-план и прочая «бюрократия»… Эта тема периодически обсуждается на авиационных форумах. Для некоторых современных любителей авиации это является проблемой. Ведь многие авиаторы, которым по карману самолет, люди далеко не бедные, и необходимость постоянного получения каких либо разрешительных документов их быстро утомляет. Купив самолет, оплатив техобслуживание и заправку, они считают что могут лететь куда угодно и когда угодно, а обслуживающий персонал аэродрома должен им только всячески помогать. Вот и уходят они с Чайки на другие малые аэродромы, с которых можно взлететь без заявок и другой бумажной волокиты ...

С годами базирующихся здесь воздушных суден становилось все меньше, а ведь еще каких-то 10 лет назад Чайка гудела, как улей. Бортов было очень много, а на взлет была самая настоящая очередь - 3 борта ожидало, пока один взлетал.

14. Cessna 182 Skylane.



Однако в противовес некоторым юридическим сложностям с выполнением полетов имеются и неоспоримые преимущества. Центральный аэроклуб имени Антонова находится в черте города, и сюда очень легко добраться, если вы живете в Киеве или рядом с ним. Особенно повезло жителям Петропавловской Борщаговки, которая с каждым днем разбухает элитными коттеджами - им вообще доехать сюда на автомобиле потребуется от силы 2 минуты.

Расположение в столице Украины наложило еще один отпечаток: тут очень дорогая земля. Настоящий лакомый кусочек. Перед кризисом, во времена дикого строительного бума, были вполне серьезные планы аэроклуб постепенно обанкротить, закрыть, самолетики выгнать, и застроить все эти несколько десятков гектаров земли элитным жильем. Кому нужны игрушки в виде малой авиации и прочих чужих увлечений, если можно на строительстве и земле заработать сотни миллионов?

15. Спецтехника аэродрома.



Но в 2009 году грянул кризис, и этим планам, к счастью, уже не суждено было сбыться. Тем не менее, машина банкротства уже была запущена, и у аэроклуба дела шли все хуже и хуже. Он становился никому не нужным в современных реалиях. С одной стороны ему не давали заработать, а с другой стороны - лишали каких либо дотаций со стороны государства. Держался он исключительно на поддержке фанатов-авиаторов, которые с помощью Чайки смогли осуществить свою настоящую детскую мечту. ММногие из них, невзирая на все сложности, хранят верность Чайке до сих пор.

Этой осенью я первый раз приехал в Центральный Аэроклуб Украины, но очень много был о нем наслышан ранее. Первое впечатление не обманывает: ты чувствуешь особый авиационный дух. Прямо перед тобой взлетно-посадочная полоса, где выросло несколько поколений украинских авиаторов за почти целое столетие. Именно здесь творилась история нашей авиации.

В аэроклубе работают люди, которые вообще не мыслят свою жизнь без авиации. Многие из них живут воспоминаниями давно ушедших дней, им тяжело приспособиться к новым реалиям бизнеса и политики. При этом именно они по-настоящему бережно относятся к старой технике. И хорошо, что у авиаторов старой закалки еще хватает сил и энергии побороть давление и трудности, чтобы буквально вытолкнуть в небо каждый очередной самолет!

16. Внутри ангаров работа по обслуживанию самолетов идет полным ходом.



17. Для любителей парашютного спорта на аэродроме работает дроп-зона.



Здесь и прыжки с высоты до 4200 м, и обучение различным видам парашютного спорта. А в целом, если вы настоящий фанат авиации, то на аэродроме вы всегда найдете что-то интересное, чтоб заполнить ваш досуг.

18. Можно просто приехать и посмотреть на впечатляющие полеты авиаторов-пилотажников или на прыжки с парашютом опытных спортсменов.



Спорткомплекс «Чайка» - это не только аэродром. Например, на территории спорткомплекса в 2012 году заработала аэродинамическая труба.

19. Тут каждый может получить ощущение, сходные с теми, какие получает парашютист в свободном падении.



Также спорткомплекс «Чайка» является одним из старейших мест для авиамоделизма в городе Киев. Аэродром, 4 кордодрома, место для автомоделистов. На кордодромах постоянно проводятся соревнования по воздушному бою, пилотажу, гонкам и скоростным моделям.

А если вы любитель автомобилей - рядом находятся автомобильные и картинговые треки, тюнинговые ателье и еще много всего, тоже с богатой историей и традициями. Многие считают, что автотрек спорткомплекса «Чайка» с 70-х - это лучшая трасса для автогонок в СССР. Помимо спортивных соревнований, тут иногда проходят концерты и другие массовые мероприятия. На территории спорткомлекса есть отель, а добраться сюда легко и на общественном траспорте. Автобусы ходят каждые 20 минут от метро Святошин.

Но для меня «Чайка» - это в первую очередь аэроклуб с великой историей, место с особой энергетикой, где много поколений настоящих авиаторов Украины, пилотов с большой буквы, начали покорять небо.

Читайте еще:












Ле-Лаванду. Франция
Качановка. Зима
Фестиваль малой авиации в Жулянах
Споттинг в Жулянах
Клевань. Тоннель Любви

Не пропустите интересный пост! Добавляйтесь в друзья!

robinson, Ан, let, cessna, aero, Киев, малая авиация, Украина, Як

Previous post Next post
Up