Книга начинается как драма. Тюрьма. Мужчина, который хочет просто досидеть срок и выйти на волю к любимой жене, а на досуге разучивает фокусы с монетками. Жена, которая за 2 дня до окончания срока погибает в автокатастрофе. Ничто не предвещает. Фэнтезийные нити вплетается в повествование исподтишка. Не сразу. По одной. К середине книги - это хорошее городское фэнтези. Боги, живущие среди людей, магия, как рядовое событие, сны, переплетающиеся с реальностью. Где-то ближе к концу открывается эпическое полотно, сродни "Последнему дню Помпеи", а в последних главах это и вовсе детектив.
"Американские боги" - произведение, по своей сочности напоминающее гранат. Множество страниц-зерен, каждая из которых содержит массу благоуханного сока - метафор, деталей, и ядро смысла. В какие-то моменты текст захлестывает, накрывает с головой настолько, что окружающая реальность перестает существовать. Есть только странный, сюрреалистический мир книги.
По содержанию напоминает "Мой Рагнарек" Макса Фрая. Но оставляет совсем иное послевкусие. Здесь краски гуще, темней, вязче. Нил Гейман рисует картину предельно достоверную, не смотря на очевидную абсурдность. Здесь нет места легкомысленным, маленьким приятным чудесам. Чудеса здесь, по большей части, темные, страшные, гадкие. Здесь почти нет героев с легким характером (что бы это ни значило). Каждый имеет двойное дно, каждый скрывает что-то.
Читалась книга на одном дыхании, дочитывалась на ходу, по дороге домой по скользкому льду, на ветру и морозе, с перекидыванием мобильника из одной окоченевшей руки в другую. Потому что вот просто не выносимо взять и оставить героя, когда все уже закончилось, так и не узнав, сможет ли он жить дальше, а если сможет, то как?