Уже больше двух месяцев пытаюсь написать рецензию на "Дом, в котором" Мариам Петросян. С одной стороны, очень хочется поделиться впечатлениями, а с другой... не дается мне это. Как в свое время не удавалось писать хорошие сочинения о книгах, в которые я влюблена. Но я все ж попробую еще раз.
Итак, есть абстрактный город. На его окраине, в спальном районе среди одинаковых высоток стоит старый дом. В этом доме обитают дети. Большинство из них имеют физические увечия: слепота, отсутствие или атрофия конечностей, проблемы с сердцем и т.д. Хотя есть и абсолютно здоровые, от которых родители по каким-то причинам захотели избавиться.
Нельзя сказать, что эти дети несчастны и вызывают жалость. По крайней мере, не в большей мере, чем любой человек на планете. В жизни обитателей Дома есть и жуткие, и больные и светлые, трогательные моменты. И меньше всего его обитатели, кажется, хотят, чтобы их жалели (а больше всего, кажется, - чтобы оставили в покое и не трогали совсем)
Повествование идет одновременно с двух сторон: из прошлого дома и его настоящего. Мы одновременно видим, как дети попадали в этот мир и какими они стали. Как исследовали и создавали тайны и историю Дома. Как учились бояться Наружности и закрашивать окна. Понимаем, если не умом, так сердцем, почему для них Дом - это все. Даже для тех, с кем он жесток и неприветлив.
"Дом, в котором" загипнотизировал меня, затянул в себя и до сих пор не отпускает. Мне снятся стены Дома. Мне снится его обратная сторона. Мне снятся его обитатели. Иногда даже сниться, что Дом - это я. Но и это не важно. Важно вот что. Дом стал частью моей жизни. Он как-то легко и безболезненно вписался в мою жизнь где-то между воспоминаниями о крышах Стокгольма (по которым наяву, во плоти я никогда не бродила) и жизни в общаге (которая со мной и впрямь случалась). Обитатели Дома воспринимаются как старые приятели, которых много лет не видела, но к которым иногда мысленно обращаюсь. Что-то в роде: "а помнишь, мы с тобой говорили о ..., так вот, сегодня я поняла, что..."
Самое удивительное, что при всей, казалось бы, бесперспективности, удручающей мрачности сюжета, он не кажется тяжелым. Легким он, впрочем, тоже не кажется. Это просто удивительно талантливый рассказ о жизни, в которой для меня не нашлось бы места, и о месте, где мне было бы очень тяжело выжить, но в которое, благодаря щедрости автора, довелось заглянуть.
Listen or
download Ольга Ко Папа-Стервятник for free on
Prostopleer Listen or
download Ольга Ко Песня Курильщика for free on
Prostopleer Listen or
download Ольга Ко Последняя Сказка for free on
Prostopleer P.S. Знаете, недавно мы побывали в подмосковных Сьянах. Это заброшенные каменоломни, куда толпами ходят спелестологи-любители. И там мне очень живо вспомнилась атмосфера Дома. Та атмосфера, которая поселилась у меня в голове во время чтения этой книги. Тот же замкнутый мир, в котором действуют свои правила, сильно отличающиеся от правил наружности. Ты можешь принимать или не принимать их, но они существуют и создают самость этого места. В Сьянах тоже почти не используют настоящие имена, только клички. Там тоже стены покрыты наскальной живописью разной степени художественности и символичности. Есть несколько слоев легенд и то же слегка презрительное отношение к новичкам. И то же, к слову, уважительное отношение к алкоголю.