Теория структурной диссоциации в простом пересказе

Mar 09, 2016 00:42

По книге Онно ван дер Харта и соавторов "Призраки прошлого". Положу сюда, чтобы не потерялось.

Вообще, наша с вами психика действий и ведущих к ним мыслей состоит из разных подсистем. Грубо говоря, когда мы жрем в одиночестве, бесстыдно обляпываясь кетчупом, мы действуем одними частями себя, когда кушаем в высшем обществе - другими, когда сматываемся от гопников - совсем другими и т.д. Так вот, в здоровой психике все эти части взаимосвязаны и при надобности модерируют друг друга. Мы голодны и хотим схватить пирожок с прилавка, но не будем. Мы испуганы, но умом сразу понимаем, что это просто петарды. Мы хотим признания людей и думаем, как этого лучше добиться, подключив и те части разума, которые не про людей в принципе. Такое.

А в травмированной не так. Травмирующее событие отличается от просто неприятного тем, что оказывается ту мач для какой-то подсистемы и закукливает ее в диссоциированной сущности, которую Онно ван дер Харт и соавторы называют "аффективной личностью".

При первичной диссоциации такая образуется одна. Очевидный пример - ветеран, который бросается на землю, заслышав пиротехнику. Это срабатывание аффективной личности, выстроенной вокруг системы страха и защиты. Человек без ПТСР, даже если он приучен бросаться на землю при выстрелах, даст себе полсекунды подумать и понять, но для отщепленной части при ПТСР это попросту недоступно, она слишком просто устроена и слишком мало связана с другими.

При вторичной, вызываемой несколькими травмами или одной хронической, таких несколько. Если у вас несколько т.н. триггеров, и на один вы плачете, на другой лезете конфликтовать не помня себя, а на третий говорите "да ну его, отползу подальше", даже если у вас есть отакенная неудовлетворенная потребность, - поздавляю, у вас оно. При этом отщепленные сущности запросто могут конфликтовать друг с другом. Например, из подавленной агрессии к насильнику образуется одна, из решения сдаться другая, и впоследствии первая вызверяется как на других людей, так и на вторую, потому что "всё из-за тебя".

Получиться из вторичной диссоциации может многое. Может обычная жизнь, полная нытья и неудач - потому что трудно найти себе хорошую работу и секc, если на пути куча триггеров, уводящих вас в неадекват, а у основной личности, т.н. "внешне нормальной", еще и отобрано аффективными много энергии. Может "успешный человек", люто фейлящий во всем, кроме работы. А иногда могут и, например, голоса в голове. Или полноценный психоз, если одна "аффективная личность" ухватит контроль всерьез и надолго.

Ну, и наконец есть третичная диссоциация, т.н. "множественная личность". Это когда "внешне нормальных", взаимодействующих с повседневностью, тоже становится несколько.

...А что касается психотерапии, то ее задача, по сути, - выявить диссоциированные личности и наладить между ними переговоры. Чтобы одни смогли объяснить другим, что травматическая ситуация закончилась, и все такое. В идеале это приводит к ассимиляции и интеграции, но и просто улучшить взаимодействие тоже неплохо.

И важные оргвыводы:

1. Феминизм, как и любые другие сознательные убеждения, вам не поможет.
2. Таблетки вам не помогут.
3. Забыть травматическое событие вам не поможет.
4. Вспомнить его в подробностях вам не поможет.
5. Читать психоложество и работать самостоятельно вам не поможет.
6. ПАХАТЬ, ПАХАТЬ И ПАХАТЬ, ЧТОБЫ ВСЯКАЯ ХУЙНЯ В ГОЛОВУ НЕ ЛЕЗЛА вам не поможет.
7. Медитировать, жрать вещества и разговаривать с богом... ну, если очень хотите...

С другой стороны, конечно, все это может вам локально помочь в работе над интеграцией и, возможно, подкачать или утихомирить какие-то отдельные диссоциированные части. Такие дела.
Previous post Next post
Up