О качестве - без прикрас

Aug 04, 2016 13:22

Все мы хотим потреблять качественные товары - продукты питания, одежду, предметы быта, технику... И все мы хотим как-то убедиться, что товар качественный, но не путем его покупки и набивания собственных шишек, а все-таки как-нибудь на чужом опыте.
Это объяснимо - например, о том, что с пассивной безопасностью при ДТП в данной модели авто есть проблемы, написать может оказаться уже некому.

Поэтому мы с таким интересом ищем на упаковках значки разнообразных сертификатов - ТСО, ИСО, ГОСТ, РСТ и так далее.
А что вообще означает такой сертификат или надпись типа "Система менеджмента качества соответствует ИСО 9001 : 2008 "?

А вот что.

Системы обеспечения качества продукции прошли достаточно длинный путь развития, в котором отправной точкой было ручательство продавца, а конечной - упомянутая надпись на упаковке. Сейчас существует тьма стандартов качества на каждый чих, уйма методологий обеспечения качества, представляющих из себя либо набор эвристических методов, либо оторванную от реальности "сферическую модель в вакууме", либо некое чудовище Франкенштейна, сколоченное местными умельцами на коленке из деталей первых двух конструкторов. И по всем этим сущностям - такая же уйма материала: книги в бумажном и электронном виде, программы обучения (ибо даже после прочтения книги применить очередного Франкенштейна по месту не всегда реально), методики, примеры использования, форумы специалистов и т.д., и т.п.

Это реально море информации, в котором можно утонуть. Либо просто махнуть рукой - а ну его, есть профессионалы, которые авось во всем этом разбираются.
Профессионалы - есть, но их цели в этом процессе отличаются от целей потребителя, соответственно, и акцент в их действиях будет зависеть от того, за что конкретно платят. В частности, профессионалы-технологи пищевых производств за последние годы изобрели множество эрзац-продуктов из заменителей молочного жира, по вкусу (но не по свойствам!) почти не отличающихся от нормальных - платят-то им не за рецепты производства хорошего сыра или мороженого, а за снижение себестоимости производства.

Поэтому попробуем разобраться сами, и поможет нам в этом история данного вопроса. Она также достойна отдельного романа, но практически ее можно свести к следующим этапам:

0) продукт соответствует своему назначению. Ты откусил пирожок, и если он вкусный, свежий и сытный, значит, качественный. Если вкус не соответствует твоему представлению или ты этим пирожком не наелся - значит, нет.

1) продукт соответствует требованиям потребителя. Ты понюхал пирожок, запах понравился, ты купил.

Здесь есть важный момент: соответствие требованиям не подразумевает проверку свойств перед покупкой: никто не позволит тебе надкусывать пирожки в булочной, хочешь с капустой - покупай с капустой, хочешь с клубникой - покупай с клубникой, а потом пробуй. Но деньги вперед! И если вкус тебе не понравится - это твои проблемы.

А еще тут понятие количества вдруг отрывается от комплекса характеристик, которым продукт должен удовлетворять с точки зрения клиента. Если автобус в целом качественный, но в него помещается слишком мало народу - он не соответствует требованиям. Если соседи на предполагаемой к съему квартире - люди в целом хорошие, но их в комнате живет 20 человек, то мы опять имеем несоответствие. Но для целей упрощения стандартизации количественную сторону из требований выкинули. В стандартном рулоне 5 м2 обоев, и если тебе надо оклеить 7 м2 площади - покупай два рулона, а то, что тебе эти лишние 3 м2 не нужны - никого не волнует.

2) продукт соответствует некоему стандарту - обычно усредненного, но вполне достойного качества. Пример - советские ГОСТы, согласно которым, скажем, в сгущенке должно быть только натуральное цельное коровье молоко и сахар.

Что касается качества конкретных изделий, то здесь уже оперируют не понятиями сплошной проверки изделий, а вероятностью выпуска дефектного изделия. Опять же, проверить одно из тысячи изделий куда дешевле, чем все подряд.

Понятно, что получение реально качественного товара, особенно сложного в изготовлении, может стать делом случая.

Поэтому у кого-то Жигули-"копейка" бегает уже сорок лет, а у кого-то не завелась даже при покупке с завода.

3) производство соответствует стандарту, действуя согласно которому, производит стандартный продукт. Тут уже речь идет вовсе не о качестве продукта, оно может быть объективно любым, и оно неизбежно приносится в жертву дешевизне производства, что обычно подменяют эвфемизмом "технологичность". К настоящей технологичности имеет почти такое же отношение, как макдональдс к здоровому питанию.

Здесь значения параметров продукта подгоняются уже не под вкусы потребителя, а под удобство производителя, под возможности оборудования. Это дает возможность без дорогостоящей наладки гнать большие партии, которые вписываются в заданные параметры.

Здесь уже экономия идет по-крупному: снижение толщины корпусных деталей, замена металла пластиком, унификация платформы (пример - автопром, где на одно и то же средненькое шасси натягивают городской седан, кроссовер, семейный минивэн и молодежный хэтчбек) и т.д.

В те же хлебобулочные изделия вдруг начинают добавляться "улучшители", ароматизаторы, усилители вкуса, красители и т.п. ингредиенты. Их задача - обеспечить вкус клубники начинке в пирожках, сделанной из яблок, которые на порядок дешевле (и, кстати, в случае еды - возможность не плесневеть от длительного хранения на полках магазинов).

4) документы, определяющие работу предприятия, соответствуют стандарту на такие документы для предприятий отрасли. Чтобы было понятно - тут речь уже не о продукции, и даже не о производстве, а о содержании документов, согласно которым все якобы настроено. В крайнем проявлении не играет роли даже содержание документов, только наличие всех положенных по стандарту разделов.

5) система менеджмента качества (СМК) - то есть устройство отдела, выпускающего документы из п.4 - соответствует устройству сферического стандартного департамента контроля качества в вакууме. А это уже пипец, товарищи, приплыли.

Был неописуемый случай, когда все производство было настроено по последнему слову стандартов качества, и вероятность выпуска дефектного продукта была 1 на миллион. В полном соответствии со стандартом было внесено и задокументировано мизерное изменение в прошивке изделия - жесткого диска.

Фирма-производитель заметила неладное только тогда, когда возврат в магазины дисков этой модели достиг 98%.

Оцените юмор: две недели фирма гнала брак, пребывая, на основании наличия сертифицированной СМК, в уверенности, что с продукцией всё в порядке!

В общем, выходит, что делать вывод о качестве товара по надписям на упаковках про соответствие СМК предприятия той или иной версии ИСО чуть менее осмысленно, чем верить продавцу, заявляющему "мамой клянусь, харощий пэрсик!"

Жизнь, Работа

Previous post Next post
Up