Вчера у
infinipa был дивный пост про карту мира, как ее видят в разных странах (
http://infinipa.livejournal.com/4728532.html).
И вспомнилась мне пара историй из прошлой жизни... :))
История первая. У нас в конференц-зале, как и положено каждой узконациональной фирме, висела на стене карта ее исторической родины.
Точнее, карта мира примерно три на полтора метра, отпечатанная на оной родине.
Размеры карты выбраны были с таким расчетом, чтобы родина, 200*600 км, попросту не терялась на более мелкой картинке.
Естественно, родина, ака Южная Корея - по центру, а всякая мелочь типа России и США была где-то на задворках, причем США - и справа, и слева у краев карты.
И я уверен, что большая часть узконациональных менеджеров даже не задумывалась о том, что это один и тот же континент. :)
История вторая - о том, почему я в этом уверен.
В корейских дзайбацу принято подвергать манагеров ротации - чтобы не покрывались мхом на привычных должностях.
Что-то в этом есть, но синтез западных идей по организации бизнеса с корейским менталитетом приводит к невероятному даже по нашим меркам идиотизму.
Например, манагер среднего звена должен пересаживаться в новое кресло по горизонтали раз в год, до тех пор, пока не освободится место на насесте повыше и удача не улыбнется именно ему.
Как работает удача по-корейски, я расскажу в следующий раз, а пока наш счастливчик на более высоком посту может руководить уже три года, а потом - снова ротация.
При этом абсолютно неважно, что ты руководил химическим производством компании в Китае - на следующий год ты будешь руководить цехом электросварки на корейской судоверфи, а потом - исследовательским центром в России.
И вот приротировало к нам нового начальника - товарища Ву.
Дело было в августе, жара стояла за 30 - примерно как в Корее в те же дни.
Кто-то из наших начальников, проявляя вежливость, спросил пришельца:
- Мистер Ву, как вам погода в Москве?
И большой босс ростом примерно метр шестьдесят свысока ответил:
- У нас в Корее целых _ЧЕТЫРЕ_ времени года!
И ему даже не пришло в голову, что те девять часов, что он летел из своего Сеула, он летел над территорией России, а не Кореи! Ну и что на территории такого размера времен года может оказаться значительно больше...
К ноябрю товарищ Ву понял свою ошибку, и дальше схема его перемещений по Москве была такой: из квартиры на лифте в подземный гараж, где шофер уже прогрел машину, на машине в подземный гараж в офисе, оттуда на лифте к рабочему месту. :)
И бонусом - история третья, о перемещениях по горизонтали.
Корейские менеджеры не вникают в дела руководимого ими подразделения, более того, даже не понимают, чем оно в принципе занимается.
Они оперируют только цифрами затрат и прибылей, и это в лучшем случае.
Случаи, когда руководитель не только понимает, чем занимаются его подчиненные в зарубежном офисе, но и старается ознакомиться с культурой их страны, с языком, да хоть с кулинарией, следует признать вообще уникальными.
Например, мистер Парк, который руководил московским офисом компании, даже старался немного выучить русский язык, полюбил борщ и квас, и на новогодних праздниках с удовольствием отплясывал вместе с нами.
Остальные забывают, как тебя зовут, выходя за дверь офиса. Им лишь бы досидеть год без приключений, да немножечко помочь своей корейской удаче...
Вот и мистер Ву сразу проявил себя совершенно традиционно.
На следующий день после его прибытия нас согнали в упомянутый конференц-зал, послушать тронную речь нового начальника.
Он, естественно, не говорил по-русски, но удивительнее всего то, что большинство манагеров (и он в их числе) примерно в той же мере владели и английским.
Поэтому его речь переводил Миша, переводчик-профессионал, три года работавший в Корее, и знавший не только язык, но и культуру и особенности мышления тамоших корейцев.
Речь текла гладко, и вдруг на очередной фразе Миша запнулся и обалдело уставился на биг-босса.
Мы замерли, предвкушая что-то с чем-то.
Миша быстро овладел собой, чуть пожал плечами и таки перевел поразившую его фразу:
- В прошлом году на содержание вашего исследовательского центра компания потратила 10 миллионов долларов. Поэтому в следующем году при норме прибыли 10%, чтобы оправдать затраты на вас, вы обязаны продать товара на сумму 1 миллиард долларов!
Из примерно полутора сотен сидевших в конференц-зале как минимум треть составляли кандидаты и доктора физ-мат наук.
Надо было видеть их глаза в тот момент, когда, прибавляя к 10 миллионам 10%, они пытались получить 1 миллиард.
Я сразу пошел по другому пути. Если не брать другую технику, то получалось, что для выполнения заявленного требования каждый из нас должен был продавать в неделю по три с половиной вагона принтеров.
Неплохая перспектива, учитывая, что уже три месяца мы не могли выбить из центрального офиса _один_ новый принтер, который был необходим для тестирования написанного под него софта. :)
Когда я озвучил соседям полученную цифру, по залу пронесся нервный смех, сменившийся вздохом облегчения: всё нормально, просто приехал очередной ротор, продолжаем работать... :))