grymzastar: вот почему так? некоторые на экзамене
впадают в ступор и забывают даже то, что хорошо знают,
а у других наоборот - откуда-то из глубин подсознания
всплывают какие-то совершенно затопленные сведения?!
tikser: Это не одни и другие, это одни и те же. :)
Причём часто в пределах одной и той же сессии :))
grymzastar: если ты о себе, то ты уникум. я на примере
своем и других наблюдаю совершенно четкую дихотомию.
Случай раз.
...Как-то так получилось, что работу по расчёту конденсора я сдавал во время сессии. Причём наша группа первый экзамен - как раз по расчёту - уже сдала.
Принёс я эту работу преподавательнице, а там студентов вообще никого, только она и её подруга, тоже оптичка. В общем, выложил я свою работу, теорию рассказал, вопросов получил кучу, ответил всё - зачёт. И тут она меня спрашивает:
- Экзамен сдавать будешь?
А я даже не надеялся как-то, но такой случай подворачивается - грех упускать.
- Буду,- говорю.
- Тяни билет.
И вытаскиваю я билет, в которым первым вопросом стоит... расчёт конденсора!
На радостях я взялся сначала за второй вопрос - про конденсоры-то я и так всё знаю, они меня час по всему материалу гоняли, не завалили.
Написал, перехожу к первому вопросу, и тут...
Я смотрю на вопрос, на схему конденсора, которую нарисовал сразу же и к которой не догадался присовокупить хоть пару формул, и понимаю, что конденсоры всё.
Ну то есть совсем всё. Стёрлись напрочь. И не то чтобы я совсем теорию не понимал, она там не очень сложная. Просто в памяти этакий провал образовался с ровными зеркальными краями. Сижу и офигеваю, а время идёт. И шпор у меня нету - никогда не писал, и работу мою училка унесла уже, и даже ни единого стендика али плакатика вокруг нету - не за что уму зацепиться.
- Ну что, готов?- спрашивают они.
- Э-э-э,- говорю,- ну... не совсем, но тянуть дальше смысла не вижу.
- А что такое?
Показываю экзаменационный листок. На второй вопрос ответ вполне развёрнутый и судя по их лицам, достаточный. А вот на первый... Она спотыкается взглядом о схему и спрашивает недоверчиво:
- И это... всё?
- Да,- говорю печально.
- Не поняла. Ты же только что это отвечал!
- Ну да, отвечал, сам помню. А что именно говорил - не помню!
Много она студентов видела, но с таким, похоже, сталкивалась впервые.
- Как же не помнишь! Ведь там ничего сложного!
- Знаю, что ничего сложного, час назад рассказывал. А теперь не могу...
Надо было видеть её лицо. Она до последнего момента колебалась, что мне ставить. С одной стороны, на зачёте ведь всё рассказал. С другой - при ответе по одному из двух вопросов в билете даже формулы ни одной не было. И непохоже, чтобы чисто перед друзьями-лоботрясами выпендривался - никого же нету! В итоге поставила трояк, но у меня есть ощущение, что она до сих пор не уверена в правильности той оценки. :)
Случай два.
Экзамен по приборам принимал сам декан. Первой по графику сдавала вторая группа, и вынесла оттуда 17 двоек, 3 трояка и одну пятёрку. Трое или четверо не были допущены, но это давало им ещё один шанс, поэтому о них больше не будем.
Весь поток пришёл в неописуемый ужас - процент приличных оценок был недопустимо низок. Перед лучшей половиной в полный рост замаячил призрак в погонах.
Второй по графику сдавала четвёртая группа, которая даже лекции посещать особо не утруждалась, и вновь шок: хоть как-то, но сдали все.
Остальные, объединившись в коллективный разум, пришли к выводу, что четвёртая группа далее будет специализироваться не по деканской тематике, соответственно, и спрашивать с них особого смысла не было.
Следующими шли мы, первая группа. Вероятность проскочить для нас была несколько меньше, чем никакая. Народ обкладывался конспектами, учебниками и шпорами, учил до потери сознания и дрожал, разбрызгивая вокруг себя холодный пот. Маленькое отступление - у них были на то все основания. Методика чтения лекций у нашего декана была несколько утомительная: он рассказывал вслух одно, рисовал на доске другое, а третье подкладывал под телепроектор. Народ "соображал на троих" - один писал с голоса, другой с доски, третий срисовывал с телевизора. Конечно, были ещё и учебники, автором которых был Сам, но он сказал по этому поводу:
- Во втором издании есть примерно 30% нужной вам информации. В четвёртом - 70%. Причём материал пересекается, и 100% будут знать только те, кто посещает лекции.
Лекции для потока в 120 человек проходили в аудитории мест на 60, и некоторые особо старательные ни разу за семестр там так и не появились.
Поэтому реакция масс на предстоящую гекатомбу выглядит вполне объяснимой.
Дамы были нафаршированы каллиграфическими микроконспектами, джентльмены выглядели как на приёме у королевы - костюмы (кое у кого даже с жилетками), галстуки, и всё это (да-да, и галстуки тоже!) также было тщательно "заминировано".
Я же по обыкновению припёрся на экзамен с ручкой, зачёткой, футляром с очками и в футболке - июнь всё-таки, жара под 30.
Первая кучка добровольцев, в основном отличники, уже тряслась под дверью. Буквально через минуту после меня пришёл декан.
- Ну-с, кто желает пойти первым?
- Ladies first!- неуклюже пошутил кто-то.
- А что, мужчины у вас недостаточно смелые?- тут же отреагировал декан.
На лице у Игоря отобразилась тяжёлая внутренняя борьба.
- Давайте я пойду,- сказал он наконец.
- Это правильно,- ответил декан,- кто следующий?
Я огляделся.
- Ну, если дамы не возражают, тогда я.
Дамы испуганно молчали.
- Хорошо. Берите билеты, готовьтесь.
Кто в каком порядке после нас с Игорем брал билеты, я, честно говоря, не помню.
Я сел в левый ряд, к окошку, и приступил. По первому вопросу накатал здоровенную простыню, второй вопрос был относительно простой и я только написал там главную формулу - просто как опорную точку для выступления,а третьей была практическая задача. В задаче требовалось отфильтровать от помех полезный сигнал определённой формы. Я нарисовал пару картинок на тему и заскучал. У Игоря, похоже, дела шли неважно - он пытался по-тихому извлечь из себя учебник. Сзади, спереди, справа - отовсюду раздавался шорох и перешептывания на грани слышимости. Декан что-то читал, но это не значило, что он поощряет подпольный обмен информацией. Он мог и выставить с экзамена любителей списывать - бывали прецеденты.
И тут у кого-то падает учебник...
Декан изумленно вскинул брови, пытаясь отыскать источник подозрительного звука, и я поднял руку - товарищей надо выручать.
- Что вам?- переключился декан на меня.
- Я готов!
Он явно этого не ожидал и, похоже, забыл о причине, заставившей его отвлечься от чтения.
- Ну тогда подходите.
Пробежал взглядом первый вопрос, довольно кивнул. Второй:
- Ну, это вы знаете.
Открыл задачу, всмотрелся.
- Ага,- говорит,- у меня есть к вам дополнительный вопрос. Ну, чтобы с оценкой определиться.
Народ оторвался от писанины и с ужасом следил за нами. Мне под их взглядами тоже вдруг стало не по себе.
- А как вы отфильтруете вот такой сигнал из вооот такой помехи?
Я несколько оробел. Такой картинки ни в учебнике, ни в лекциях не было.
- Ну,- говорю,- это надо подумать.
- А как же,- говорит он,- подумать - это правильно, это никогда не помешает.
Подумав, я нарисовал правильный растр, и он кивнул.
- Хорошо. А теперь приведите пример случайного оптического сигнала.
И вот тут меня накрыло. Я вдруг осознал, что ни хрена не готовился, что конспекты мои - это даже не четверть материала, что учебника я так и не получил - в библиотеке вечно был дефицит, что даже не попросил чьи-нибудь шпоры на посмотреть...
Я ляпнул первое, что пришло в голову, точнее, попалось на глаза:
- Лампа дневного света,- и кивнул на мерцающую на стене полуперегоревшую лампу.
Декан долго смотрел на неё с сомнением, потом сказал:
- Ну, это скорее не совсем случайный сигнал. Всё-таки она работает от 50 Герц...
- Но соотношние газов в смеси ведь точно выдержать невозможно, так что спектр будет разный. Плюс сезонные колебания напряжения в сети...
Он приподнял ладонь, прерывая мои измышления:
- Ну а полностью случайный сигнал вы можете назвать?
Меня накрыло вторично. Я с тоской посмотрел на улицу через высокое окно (хорошие окна, Казаков строил). Там деревья шелестели листвой под несильным напором тёплого ветерка, там продавалось мороженое, там можно было весь день валяться на пляже, лениво глядя на пролетающие в вышине облака...
Похоже, последнее слово я произнёс вслух.
- Что?- изумлённо переспросил декан.
- Облака.
Он тоже глянул в окно. Возможно, даже подумал о чём-то подобном. Потом взял зачётку, написал в ней что-то и вручил мне.
- Кто ещё готов?
Я совершенно бездумно собирался, чуть не забыл на парте очки, споткнулся на ровном месте, в общем, вторая кучка наших, увидев меня выходящим в коридор, похоже, чуть не поседела.
- Что там?- жадно набросились они на меня. Я пожал плечами.
- Шпоры есть?- вопрос повис в воздухе. Как ни темно было в коридоре, но не разглядеть мой наряд было трудно.
- Чё поставили? - я молча отдал зачётку, даже не пытаясь её открыть. Меня потряхивало, и я не видел даже окружающих лиц.
Зато очень хорошо ощутил вдруг образовавшуюся вокруг пустоту.
- Ты сам-то сюда заглядывал?- участливо спросил кто-то.
- Нет, а что там?
Мне молча сунули в руки раскрытую зачётку. Я долго пытался сфокусировать непослушное зрение, но так ничего и не разглядел.
Покрутил головой, пытаясь уловить искомое боковым зрением, и оцепенел.
В графе "оценка" стояло размашистое "Отл". Вторая пятёрка на потоке, и как оказалось, одна из двух в нашей группе...