Путешествовать по бескрайним дорогам России
- одно удовольствие, а на джипе - другое.
Бывают короткие каникулы, которые непонятно как провести - то ли три дня просидеть на занесенной снегом даче, то ли проваляться все выходные перед телевизором, то ли устроить культурный поход по торговым центрам. В дальнее путешествие на три дня не отправишься, а в дорогу тянет. Вот и приходится московским городчанам объезжать по три раза Золотое кольцо России, Калугу, Тулу, максимум - до Питера и обратно. А, тем не менее, в непосредственной близости к Москве есть множество других интересных мест, каждое из которых вправе гордиться своей тысячелетней историей, хорошо сохранившимися памятниками архитектуры и уникальными природными пейзажами. Ведь не зря раньше служители покидали монастыри и шли куда глаза глядят в поисках места силы. Так были основаны Сергиев Посад, Павлов Посад, Радонеж, Оптина пустынь и многие другие поселения. Вот и мы отправились в очередное путешествие в поисках своего места силы. А сила настоящего джипера известно в чем - в бездорожье. На этот раз наш путь пролегал от Москвы через Владимир, Дзержинск, Нижний Новгород и обратно через Арзамас и Муром. На радость нам в эти три дня выпало небывалое количество снега и дорога стала труднопроходима практически по всему маршруту, некоторая часть пути проложенная по карте и вовсе оказывалась сплошным полем со смутным намеком на дорогу, из-за чего приходилось делать крюки. И, конечно, не раз нам пригодилась недавно установленная лебедка. Но об этом всём позже.
Не имея возможности присоединиться к нашей клубной команде, которая выехала днем раньше в направлении Пскова и Великого Новгорода, мы отправились 21го февраля одним экипажем по своему маршруту. Однако джимниводы есть везде и второй день путешествия мы провели в компании Сергея и Саши на зеленом Suzuki Jimny.
День 1
Итак, начало пути пролегало по шоссе Энтузиастов и Горьковскому шоссе с кучей светофоров и неизбежных утренних пробок вплоть до самых Петушков. Дальше дорога пошла проще. На этом участке трассы на канале СиБи дальнобоев началось оживление - все обсуждали некоего отчаянного мотоциклиста. Не веря своим ушам, мы начали ловить его среди фур. Это была знатная фотоохота. Мотоциклист не просто спокойно чувствовал себя на трассе, но и безропотно разгонялся, обгоняя и нас, и многочисленные фуры.
Чуть позже трех часов дня мы практически без остановок добрались до Дзержинска, где разместились в заранее забронированной гостинице практически в центре города. До Нижнего Новгорода оставалось всего 20 километров, но разница в стоимости гостиниц убедила нас остаться в Дзержинске. К тому же рядом с городом была обозначена первая точка пути. Здесь стоит отдельно рассказать как выбирается маршрут и точки.
Сам маршрут, конечно, выбирается из расчета километража, который мы успеем пройти. Но точки экскурсионных остановок чаще всего находятся не в городах по пути следования, а в лесах, полях, на берегах рек - там где вволю можно насладиться внедорожной ездой и красотой природы. Такие точки редко встретишь в туристических буклетах, чаще всего их можно найти через различные сайты, на геокэшинге или из рассказов знакомых и местного населения.
Первой точкой нашего маршрута была опора линии электропередач построенная по проекту Шухова. Эта огромная гиперболоидная конструкция высотой 128 метров с первого же взгляда поражает элегантностью инженерной мысли. Всем известна подобная башня, стоящая в Москве на Шаболовке (кстати, она всего на 30 метров выше данной опоры), но каково встретить такую башню в лесу! Эта ажурная конструкция не только удивительно красива, но и практична - она легкая в отличие от монументальных башен, состоит из определенным образом переплетенных стальных балок и, как говорят, быстро и просто собирается. Но ЛЭП сменила направление, а опора (вернее опоры, их было 6 штук разной высоты) осталась. На данный момент 5 опор были разобраны, а одна оставшаяся получила статус памятника архитектуры, находится под охраной, и реставрируется.
Дорога к башне проходит через пару деревень, а затем уходит в дивный сосновый лес, где можно было вдоволь поколесить. Из глубины леса открываются прекрасные пейзажи на Оку и электростанцию.
Лебедка - друг джипера, часть 1
Там же нашли место для первого испытания лебедки в полевых условиях. Лебедка не подвела и без запинок протащила наш Джим десяток метров по снегу. Кевларовый трос также продемонстрировал свою надежность и, как и ожидалось, удобство в работе. Теперь мы были спокойны и готовы заехать в любую глушь, лишь бы в радиусе 30 метров было хоть одно дерево.
К вечеру мы вернулись в славный город Дзержинск, который порадовал нас горячей водой в душе и уютным ресторанчиком напротив гостиницы.
Тут, к слову сказать, случилась неприятность. Если до Новгорода дорога была нам более-менее известна, и можно было обойтись без карты, то искать следующие точки нашего маршрута было необходимо по навигатору. А при включении GPS-приемника оказалось, что он не видит ни одного спутника в округе. Вероятность отсутствия спутников настолько мала, что мы уж стали грешить на временное отключение всей системы GPS. Но, дозвонившись до наших московских друзей, выяснили, что система навигации стабильно работает, а проблема заключается в самом приёмнике. Побродив по супермаркетам Дзержинска, мы убедились в отсутствии в продаже подобных приёмников. Совсем уже отчаявшись, вернулись в машину и тут, о чудо, навигатор заработал! Правда работал он не долго и на протяжении всего дальнейшего пути сигнал с навигатора периодически то пропадал, то вновь появлялся. В общем, вёл он себя абсолютно неприлично, замолкая чаще всего в самый ответственный момент, поэтому в наказание дальше упоминаться не будет.
День 2
Утром второго дня мы встали пораньше и отправились в Новгород, где в самом центре на берегу Оки и напротив Чкаловской лестницы была назначена встреча с нижегородскими друзьями на зеленом Джиме. Город встретил нас неприветливо:
- во-первых, сам Чкалов почему-то стоял к нам задом, не обращая никакого внимания не только на нас, но и на реку, и на саму лестницу его же имени;
- во-вторых, погода была ветреной, и ничто не предвещало солнца и хотя бы небольшого потепления;
- в-третьих, приехав на час раньше назначенного, мы решили поездить по центру Новгорода не столько с целью полюбоваться его архитектурой, сколько найти хоть одно приличное кафе, где можно позавтракать. Как оказалось, люди в пятом по численности населения городе России (как гласит википедия) завтракают лишь на своих уютных кухоньках, а уставшим туристам и присесть негде, все кафе открываются лишь с 11 часов.
Немого поколесив по центру, посмотрев на местные достопримечательности среди которых и Чкалов (уже лицом к нам) и кремлевская стена, и знаменитая ночлежка для неимущих, под впечатлением которой Максим Горький написал его знаменитую пьесу "На дне". Вернувшись к месту встречи и поприветствовав нижегородских джимниводов, обсудив стратегию движения, мы снова отправились в путь. Остановились в ближайшей забегаловке на трассе, плотно позавтракали.
На этот раз первой точкой путешествия значилась низина фонтанов под селением Татинец. По пути к фонтанам остановились у ветряка.
Не смотря на сильный ветер обороты ветряка были еле заметны. По-видимому, он вырабатывает электричество для ближайшего селения. Далее, добравшись до санатория Татинец, мы были вынуждены оставить машины и продолжить свой путь пешком, проезжей дороги к низине фонтанов нет. Через 5 минут блужданий и расспросов местного населения перед нами открылся прекрасный вид на низину, посреди которой возвышалась огромная голубая сосулька. По пути к ней был замечен ещё один небольшой замерзший фонтан. Были попытки найти и другие фонтаны, но, по-видимому, их завалило снегом. Передать великолепие огромного полупрозрачного нерукотворного замерзшего фонтана очень трудно. Остается лишь преклоняться перед мастерицей-природой и любоваться получившимися фотографиями. Прокатившись разок на снежной горке и согревшись, мы отправились дальше. До вечера было ещё далеко и Сергей с Сашей решили сопровождать нас дальше.
Лебедка - друг джипера, часть 2
Тут стоит сказать, что пути джиперов неисповедимы. Дорога, заранее выбранная как самая приличная на карте, в реальности не всегда оказывается проходимой, тем самым еще раз подтверждая тот факт, что все карты у нас в стране выпускаются с поправкой на шпионов. Внезапно в одной из деревушек дорога начала сужаться, а потом и вовсе потерялась среди домов. Была предпринята попытка ехать заданным направлением, но количество снега и подготовка машины сделать это не позволяли. Было принято решение ехать в объезд, мы разворачиваемся, а Сергей едет задним ходом. Одна маленькая ошибка, неудачный поворот рулем и машина Сергея провалилась в близлежащий сугроб на обочине, итог - машина виляла задней частью, но выехать из сугроба самостоятельно не могла. Тут впервые по-настоящему пригодилась лебедка, надо сказать, что дергать машину тросом в тот момент было бы не самым удачным решением - перегазовка, срыв на букс, или рывок, который увел бы в сторону дергающего, и мы получили бы две сидящих машины. В принципе можно было применить старые, дедовские, но очень эффективные способы выбраться из любой задницы, такие как стравливание колес и лопата (которая, как мы помним, тоже друг джипера), но раз есть лебедка - то грех ее не использовать. В три секунды размотав её и зацепив за кенгурин, Джим Сергея был вытянут на укатанную дорогу. Решив небольшую штурманскую задачку, был выбран путь объезда по более накатанной трассе.
Доехав до села Вад, мы свернули к месту под названием Святой источник. Глядя на резвых Джимников проезжающим по сугробам прямо ко входу в виде арки за нами ринулся низкорослый форд, но быстро сел в снег по уши. В этот раз обошлось без лебедки, вытолкали бедолагу руками.
На самом деле источник там оказался не один, а много. Каждый назван в честь какого-либо апостола и соответствующе оформлен. В литературе упоминается 12 источников, но нам показалось больше. Все они располагаются по краям оврага и стекаются в один, на котором установлена купель. Искупаться не было ни возможности, ни желания - обе части купели, мужская и женская, заледенели. Судя по многочисленным разноцветным ленточкам и платкам повязанным вокруг купели и на деревьях место часто посещаемое (мы этому обычаю следовать не стали, насколько нам известно, вязка лент - даже не христианский обычай). Действительно удивительное место: спускаясь в овраг словно попадаешь в другой мир, где тихо, спокойно и умиротворенно. Ознакомившись с заслугами апостолов и набрав ледяной воды, мы двинулись дальше.
Лебедка - друг джипера, часть 3
Темнело, снегопад усиливался, дорога становилась всё сложнее. На одной из обочин со стороны встречной полосы в сугробе вдруг увидели кузов Ауди черного цвета, столь популярного в этих краях (видимо, чтобы в сугробах было хорошо видно). Мы остановились, из машины вышли двое мужчин. "И что самое обидное, не пьяные, трезвые на обочину выскочили!" - пожаловались они. Посочувствовав гражданам, мы в очередной раз размотали лебедку и решили проблему в пол пинка. "Ишь ты до чего буржуйская техника дошла!" - удивлялись хозяева отечественной Ауди. Освободившись из снежного плена от радости Ауди почему-то поехала в обратном направлении, наверное, решили чтоб было не так обидно с дороги в обочину уходить чего-нибудь выпить.
Следующей точкой нашего пути значилась Сафрониева пустынь. В чем состоит уникальность данного места мы так и не узнали, поскольку добраться до него не смогли. В поисках хоть какого-то намека на дорогу объехали две близлежащие деревеньки - Пиявочная и Наумовка. Наличие второго экипажа, всегда готового в случае чего дернуть машину, позволило нам поездить не только по расчищенным дорогам, но и попытаться проехать к пустыни прямо по сугробам. Но снег и позднее время взяли своё - решили возвращаться. Попасть в пустынь так и не удалось.
Добравшись до трассы экипажи провели совместную фотосессию, распрощались и поехали в разные стороны - Сергей с Сашей в Нижний, а мы в гостиницу по дороге в Арзамас. Очень хочется рассказать про этот гостиничный комплекс "Ясная поляна". Находится он в 10 км от Арзамаса и буквально в километре от трассы посреди березовой рощи. Правда была вероятность, что этот километр за ночь заметёт так, что даже мы рискуем не выбраться. Девушка на ресепшене уверила нас, что в таком случае вызовут трактор и все расчистят, ведь на стоянке гостиницы стояло и много легковушек. Была ночь перед 23 февраля, в ресторане вовсю шло празднование. Но корпусов в гостинице оказалось много, и наш находился довольно далеко от ресторана. Не смотря на низкие цены гостиница была современная с практически новой мебелью из IKEA, прекрасным рестораном (в котором нам, к сожалению, удалось только позавтракать, но зато КАК!!!). Очень чистые и приятные комнаты с огромными окнами и прекрасным видом на лес. Празднующие переместились в наш корпус, и стало довольно шумно, но нам до этого уже не было дела.
День 3
Поутру на территории гостиницы кроме того была обнаружена баня, и очень захотелось остаться, но в планах было ещё много точек и путь домой.
Прямиком из гостиницы мы отправились в деревню Бебяево, рядом с которой находится Пешеланская гипсовая шахта.
Три года назад руководство шахты велело организовать музей. Шахтеры напряглись и придумали кто на что горазд. В итоге, выставка получилась разнообразной, но интересной. Надеваем каски, в потоке ледяного воздуха специально подаваемого в шахту спускаемся на глубину 70 метров, где перед нами открываются двери в музей.
Сначала идет интереснейший рассказ про историю шахты и технику разработки породы. Дальше упоминается, что вообще гипс образовался в палеозойскую эру, а там недалеко и до динозавров. Вот, кстати, и они.
А вот королева нашей шахты из того самого гипса.
А вот древние люди, которые жили где-то после динозавров.
Дальше побродив по "залам" музея мы осмотрели коллекцию камней, замерзший водопад и подземную реку, ряженых манекенов и кукол (те, что не замерзли, при наведении на них фонариком начинали светить глазами и громко петь, зрелище, честно сказать, учитывая темноту и акустику пещер, довольно впечатляющее!)
На этом экскурсия не окончилась, и добродушный экскурсовод повёл нас дальше, в "залы" оборудованные для выращивания грибов. "Сначала мы выращивали шампиньоны, но потом перешли на вешенки - они проще в уходе. Грибами занимаются те же шахтеры в свободное время. Большие пространства, оставшиеся после выборки породы, и местный микроклимат словно предназначены для грибов. Мы можем выращивать их сколь угодно много, одна проблема - это сбыт" - из рассказа экскурсовода.
Не могли мы проехать и мимо самого Арзамаса. Поблуждав по узким ветвистым улочкам, добрались до памятника. Страшно сказать в честь чего поставлен этот монумент из гнутых железнодорожных рельс и оплавленного металла - видимо, это все что осталось на месте взрыва трех вагонов поезда со взрывчатыми веществами в воронке глубиной 13 метров и диаметром 56 метров в 1988 году. Потрясенные представившимся зрелищем поехали дальше.
Дело было глубоко за полдень, а до дома оставалось порядка 400 километров, поэтому посещение всех следующих точек было выкинуто из планов и выбран кратчайший путь домой. Не тут-то было, в одной из деревушек мы долго блуждаем между домов до тех пор, пока не приходит осознание, что вот то поле как раз и есть дорога указанная на карте. Под полуметровым снегом спряталось 6 километров нашей трассы между деревнями Личадеево и Большое Туманово. Отказавшись менять маршрут, мы ринулись в бой. Преодолев почти половину пути свалились таки на обочину, но довольно быстро вылезли, однако продолжать путь желание отпало.
Вернулись в деревеньку, и местный водила подсказал нам путь объезда до Мурома через Адатов - крюк, который стоил нам 50 километров. Уже темнело, и пора было бы подкрепиться, но в славных городах Кулебаки и Муром нам не попалось ни одного кафе, пришлось развлекать друг друга рассказами о вкусной и полезной пище. Впрочем, на трассе Муром-Владимир и эта проблема была решена. Оставалось только собраться с последними силами и добраться до дома. К полуночи мы были в Москве.