...Лучше бы нас сразу убили, чем выдержать весь этот наплыв, - вспоминает субкоманданте Маркос.
""....Мы, после 10 лет нашей подготовки убивать и умирать, пользования и использования всех видов оружия, производства взрывчатки, проведения стратегических и тактических военных маневров, то есть после подготовки к ведению войны, в результате первых же дней боев подверглись вторжению настоящей армии сначала журналистов, а затем - мужчин и женщин самого различного социального, культурного и национального происхождения. Это было после известных «диалогов в Церкви» в феврале-марте 1994 года. Журналисты с перерывами разной продолжительности продолжили появляться, но присутствие другого странного явления, называемого нами «гражданским обществом», чтобы провести различие между ним и классом политиков и в то же время не замыкать его в рамках тех или иных социальных классов, было всегда постоянным.[ ]
Так что сделайте усилие и поставьте себя на наше место - долгие годы готовиться стрелять из оружия и вдруг оказывается, что основным оружием становится слово..... [ ]
И мы узнали, например, что мы были другими, и что было множество других, отличных от нас, и в то же время различных между собой. То есть, почти немедленно после бомб («это были не бомбы, а ракеты», поспешили тогда уточнить некоторые скурпулезные интеллектуалы, критиковавшие прессу за то, что она писала о «бомбежках индейских общин») на нас обрушилось такое невероятное разнообразие организаций и персонажей, что мы не раз подумали, что действительно, возможно было бы лучше, если бы нас, как и предполагалось, сразу просто уничтожили.
Один боец определил это в совершенно сапатистских терминах в апреле того 1994 года. Он пришел доложить мне о прибытии каравана гражданского общества. Я спросил его, сколько их (их нужно было где-то разместить) и кто они (я спрашивал не об имени каждого, а об организациях или группах, к которым они принадлежали). Повстанец задумался, чтобы сначала взвесить вопрос, а потом решить, как лучше на него ответить. Это обычно занимает какое-то время, и я зажег трубку. После долгой паузы, этот товарищ сказал: «Их до фига и они - это полный улёт». Думаю, что бесполезно распространяться о вселенной количественных значений научного понятия «до фига», но словом «улет» повстанец хотел выразить не свое отрицательное отношение или настроения прибывших, а определял композицию состава группы. Что значит «улёт»? спросил я его. «Улёт», ответил он, «Там хватает… всех… понемногу… и их там до фига», закончил он, чтобы я понял что нет более точного научного термина, чтобы определить лучше разнообразия, вторгшегося на восставшую территорию. Вторжение повторилось вновь и вновь.
Иногда их было действительно до фига.
В других случаях, их было больше, чем до фига.
Но всегда это был, прибегая к неологизму, использованному повстанцем, «полный улёт».
Тогда мы почувствовали, что у нас нет выбора, что мы должны были научиться, и эта учеба должна была стать делом немедленным и срочным. Так, мы подумали о школе, где мы стали бы учениками, и этот «улёт» учителем."""
Насладиться оригиналом Маркоса:))
""Un combatiente lo definió, en términos muy zapatistas, en abril de aquel 1994. Llegó a reportarme de la llegada de una caravana de la sociedad civil. Le pregunté que cuántos eran (había que acomodarlos en algún lado) y quiénes (no preguntaba el nombre de cada uno, sino a que organización o grupo pertenecían). El insurgente valoró primero la pregunta y después la respuesta que daría. Eso suele tardar un rato, así que encendí la pipa. Después de la valoración, el compañero dijo. "Son un chingo y son un desmadre". Creo inútil explayarme sobre el universo cuantitativo que abarca el concepto científico "un chingo", pero con "desmadre" el insurgente no representaba una reprobación o una calificación del estado de ánimo de quienes llegaban, sino definía la composición del grupo. "¿Cómo que un desmadre?", le pregunté. "Si", respondió, "Hay de todo, hay... hay son un desmadre", terminó diciendo para insistirme en que no había concepto científico alguno que definiera mejor la pluralidad que había entrado por asalto en territorio rebelde.
El asalto se repitió una y otra vez.
A veces eran, en efecto, un chingo.
Otras veces eran dos o más chingos.
Pero siempre fue, para usar el neologismo empleado por el insurgente, "un desmadre"."""
Субкоманданте Маркос. ТРИНАДЦАТАЯ СТЕЛА. Часть вторая: Смерть.
(читать полностью на
zapateando_ru)
(В этой части субкоманданте Маркос говорит о том, как готовящийся Договор о зоне свободной торговли (НАФТА) РЕАЛЬНО приносил смерть в индейские общины. В задачу Маркоса как командира входила радиоперекличка между общинами - и не было дня, чтобы по радио из каждого поселка не сообщали о смерти новорожденных и матерей... У индейцев было два выхода - просто умереть, сложа руки, и - умереть с оружием в руках. Они приняли коллективное решение - умереть с оружием в руках, ибо забвение - страшнее всего.
Вдруг оказалось, что главным оружием сапатистов стала не винтовка, а - слово. Сапатисты, после первых боевых тренировок, после первых боев, нацеленные убивать и разрушать, вдруг подверглись нашествию самой разнообразной, и вызывающей изумление, публики...Пришлось полностью пересматривать свою политику, и перестраивать свою психику... Потянулись тысячи сочувствующих в сапатистские поселки, чтобы увидеть и помочь. Для встречи людей желающих поддержать сапатистов, те стали организовывать специальные базы - Агуаскальентес, в напоминание об исторической
встрече двух знаменитых крестьянских генералов Революции - Эмильяно Сапаты и Панчо Вильи в городке Агуаскальентес.
Первый Агуаскальентес напоминал чудной пиратский корабль... Странное архитектурное сооружение, в котором, однако, был свой смысл.
Один из Агуаскальентес был разрушен мексиканскими войсками... Другие агуаскальентес, построенные для встречи с гражданским обществом, сапатисты решили приговорить к смерти, или, другими словами, демонтировать... Почему? Читайте дальше.
В этой части также говорится о гуманитарной помощи. Так что же нужно сапатистам повышение уровня жизни, или уважение и достоинство? Неужели сапатисты превратились в "Золушку" для всей Мексики?
Читайте душераздирающий рассказ о том, как в тюке гуманитарной помощи сапатистам пришла розовая туфелька...