Суб-команданте Маркос об Истории

Apr 26, 2013 16:25

Cуп-Маркос.  Переговорный стол Сан-Андрес:
между забвением верхов и памятью низов.


16 февраля 1996 года в поселке Сан-Андрес между Сапатистской армией и правительством было подписано Соглашение о правах индейских народов на собственную культуру, традиции и язык. Но правительство, как выяснилось, не собиралось выполнять это Соглашение - то есть, претворить его в законопроект для внесения поправок в Мексиканскую Конституцию.

Таким образом, как сказал Субкоманданте Маркос, неолиберальное правительство попыталось забыть об индейских народах, как о бремени, отягощающем процесс глобализации. Однако, предупредил Маркос, История еще развернется, и - даст пощечину...



""С одной стороны - Рынок, новый священный зверь, и Деньги, где время понимается как отрицание прошлого и будущего.
С другой стороны находится История (которая всегда в забвении у Власти).  История - это память, которая лежит в основе слияния прошлого, настоящего и будущего человечества.

В мире «современности», культ «настоящего» является одновременно и символом, и оружием.  «Сегодня» - это новый алтарь, на который приносят принципы, верность, убеждения, стыд, достоинство, память и истину.   Для правителей-технократов, которыми болеет наша страна, прошлое уже не является базой воссоединения, на которой нация может расти дальше.  Для них, профессионалов забвения, Будущее является всего лишь временным продолжением настоящего.

Чтобы повергнуть Историю наземь, они отрицают ее горизонты, которые простираются гораздо далее чем  неолиберальные понятия «сейчас и сегодня».  Для них не существует ни «раньше», ни «после» нынешней реальности.  Для них поиск вечности уже завершился:  мир денег уже является не просто лучшим из возможных миров - он является единственно необходимым.

Для «нео-политиков» единственно возможным отношением к ушедшей истории является смесь презрения и раскаяния.  Прошлое следует презирать, игнорировать, изгнать -  то самое прошлое, которое нам напоминает о нас, и заставляет нас думать по-иному.  Это ли не фобия мексиканского правительства по отношению к индейским народам? Требования индейцев для них всего лишь пятно, которое оставила ушедшая история на сияющем лике глобализации.  Да и само существование индейцев разве не является оскорблением для мировой диктатуры Рынка?

Выполнение Соглашений Сан-Андрес означало бы признание того факта, что История имеет место в настоящем.  А это недопустимо («неприемлемо», как выражается сеньор Лабастида-Очоа, который и поныне является Госсекретарем).  Выполнение Соглашений Сан-Андрес было бы признанием того факта, что конец века не является концом истории.  А это непозволительно («необсуждаемо», говорит будущий отставной координатор диалога Эмилио Рабаса*). «Сегодня» (или «Я», как говорит президент Эрнесто Седильо) является единственно возможным направлением.

Мексиканское федеральное правительство не выполнит Соглашений Сан-Андрес.  Таким образом они надеются победить историю, и игнорировать будущее.  Однако, История - эта настойчивая и суровая учительница жизни, еще развернется и даст пощечину реальности, которую власть оболгала и извратила, надев ей свои маски при помощи силы и денег.  История еще вернется,  и возьмет реванш в том времени, где сегодняшний день наиболее уязвим - то есть, в будущем.

Ну а тем временем, стрелки на часах Сан-Андрес показывают без четверти двенадцать.  Внимание! Борьба вот-вот возобновится…

Пойдем! Что толку искать свободное место в первых рядах, чтобы наблюдать за этой борьбой в роли зрителя? Все равно все места уже заняты.  Всевышний, превратив пространство мирного диалога в арену битвы, обязал всех нас подняться на ринг… чтобы все стали драться против всех.  Именно так, а не иначе - свободные места  остались только на ринге.  А теперь давай помолчим - вот идет ведущий, чтобы объявить участников…"" (коммюнике Суп-Маркоса, 1998 год).


Примечание: тонкий юмор Маркоса намекает на то, что назначаемые правительством "Координаторы диалога в Сан-Андрес" постоянно сменялись, ибо по мнению верхов, не выполняли свою миссию. Примером может служить главный переговорщик во время перемирия 1994 года ( непосредственно сразу после восстания)  -   Мануэль Камачо Солис, которого обвинили в том, что предложенные им условия Соглашения, разработанные правительством, были отвергнуты индейцами.

Примечание 2: Единственное (из шести оговоренных) Соглашение Сан-Андрес было претворено в жизнь - то есть, в Мексиканскую Конституцию были внесены поправки о правах индейских народов - только через три года, в 2001 году, после того как к власти пришла Партия Национального действия (PAN), и ее кандидат Висенте Фокс пообещал разрешить "индейский вопрос" за "15 минут". Однако, принятые поправки категорически отличались от того, что было оговорено в Соглашении Сан-Андрес, и отражали точку зрения государства, отрицая автономию коренных народов. Фактически, Соглашение Сан-Андрес так и не было выполнено.

Примечание 3: В то время, когда вся переговорная команда Сан-Андрес, включая представителей сапатистов, ждали ответа президента на новую версию Соглашений, которая должна была устроить обе стороны и продвинуть процесс диалога, президент Мексики Эрнесто Седильо находился в Швейцарии.  Вместо ответа переговорной команде (куда входили представители правительства тоже), президент Седильо радостно объявил о том, что в городке Чиапа-де-Корсо, древнейшем и славном своими традициями историческом центре Чиапаса.... будет построена фабрика Нестле, производящая шоколадки для местного населения.

азбука сапатизма, Мексика, индейцы

Up